“Воспитание любви к родному краю, к
родной культуре, к родному городу, к родной речи
–
задача первостепенной важности, и нет
необходимости это доказывать”.
Д. С. Лихачев
Но как воспитать эту любовь? Как сделать изучение родного края потребностью: серьезною и значимой для ребенка, занимательной и нескучной? Каким способом активизировать стремление к познанию окружающей его природы, расширению его кругозора, развитию его интеллектуального потенциала?
Организация познавательной деятельности предусматривает разнообразные приемы, которые должны иметь широкое применение в учебном процессе и активизировать самостоятельную мысль, творчество и речевую деятельность ребенка. Приемы эти должны заинтересовать, увлечь, повысить интерес к окружающей природе, воспитать любовь и гордость за родной край, желание беречь и охранять его многообразие.
Большое значение в активизации познавательной деятельности в начальной школе имеют игровые приемы. Они вносят в занятия и уроки элемент занимательности, снимают напряжение, усталость. Дети очень любят играть, отгадывать кроссворды, загадки, викторины. Кроссворды тренируют память, пополняют словарный запас. Загадки развивают речь, учат говорить образно, ярко, проводить ассоциации между предметами, полнее понять их суть. Викторины увлекают в путешествия. Ролевые игры оказывают большое психологическое воздействие, будят чувство сопричастности к происходящему и готовность действовать.
Итак, кроссворды, викторины, ролевые игры, как способ изучения родного края. С чего начать? Сначала накопление знаний. Дети, поступающие в школу, имеют слишком разрозненные знания о природе. Систематизируем их, расширим, объединим под темой “Кто в лесу живет и что в лесу растет” (поскольку живем мы в лесной полосе). Например, объявляем: “Внимание! Внимание! Эту неделю посвятим изучению белки. Узнаем, где живет зверек, как выглядит, чем питается, когда выводит детенышей” . Для информации в разных уголках класса размещаем фотографии и рассказы о белочке. Хорошо, если есть возможность понаблюдать это животное в природе. Нашей школе в этом смысле повезло: рядом лес, река, небольшое болотце и парк, в котором живет пара белок, много видов птиц и растений. Но если такой возможности нет, не беда. Ведь можно, как Жак Поганель из рассказа Жюль Верна “Дети капитана Гранта”,изучать мир не выходя из стен своего кабинета, пользуясь только книгами.
Используем кроссворды, загадки. Они как ничто другое позволят накопить и расширить словарный запас. Зрительный образ при этом обязателен.
Грибы
Если ты хороший грибник, то впиши
в пустые клетки названия 7 съедобных грибов. (Ответы: груздь, сыроежка, подберезовик, белый, волнушка, лисички, рыжик). |
В роще у березки повстречались тезки! Я в красной шапочке расту Глубоко был спрятан он |
Ходят в рыженьких беретах, повстречались тезки летом. Очень дружные сестрички Золотистые … Зашел
мужик в сосняк, Что за ребятки на пеньках |
Ответы: подберезовик, подосиновик, боровик, лисички, груздь, опята).
Ягода
Впиши в пустые клетки названия 5 ягод, которые оканчиваются на “ика”.
(Ответы: земляника, голубика, черника, брусника, костяника).
Деревья
Впиши в пустые клетки названия 5 хвойных
деревьев. (Ответы: ель, лиственница, сосна, кедр, пихта) |
1) Стоит Алена, 2) Рыжий Егорка |
3) То ли с крыши, то ли с неба 4) Что за дерево стоит - 5) С моего цветка берет |
(Ответы: береза, клен, тополь, осина, липа).
Кустарники
Впиши в пустые клетки названия еще 8 кустарников.
(Ответы: смородина, рябина, багульник, верба, шиповник, калина, черемуха, малина).
Птицы
1) Лесная птица, выводящая птенцов в
январскую стужу. 2) “Лесной доктор”. 3) Хищная птица, охотящаяся на мелких птиц и животных. 4) Певчая птичка, получившая имя благодаря яркому оперению. 5) Эта птица в момент токования становится глухой. 6) Птица, бегающая по стволам деревьев. 7) Жительница кедровых лесов, питается только кедровыми орехами. (Ответы: клест, дятел, ястреб, щегол, глухарь, поползень, кедровка) |
1) Всю ночь летает – 2) Окраской - сероватая, 3) Он по-рабочему одет – 4) Весну встречаю, |
5) Спинкою зеленовата, 6) Длиннохвостая она, 7) По лужку он важно бродит, |
(Ответы: сова, ворона, дятел, глухарь, синица, сорока, гусь).
Животные
Впиши в пустые клетки название 5 крупных
лесных животных оканчивающихся на “ь”. (Ответы: рысь, лось, олень, соболь, медведь) |
1) Есть на речках лесорубы 2) Словно царскую корону 3) Трав копытами касаясь, |
4) Что за зверь 5) У косого нет берлоги, |
(Ответы: бобры, олень, лось, норка, заяц).
Реки Иркутской области
Впиши названия 8 рек Иркутской области, в которых есть буква “н”.
(Ответы: Чуна, Ангара, Лена, Киренга, Тунгуска, Она, Чона, Непа)
Природа Иркутской области
1) Байкальский ветер.
2) Река, которую называют дочерью Байкала.
3) Хвойное дерево, дающее съедобные плоды.
4) Ценная промысловая рыба Байкала.
5) Один из левых притоков Ангары.
6) Гора на юге Иркутской области.
7) Озеро известное всему миру своей чистейшей водой.
(Ответы: Баргузин, Ангара, кедр, омуль, Китой, Саяны, Байкал).
Природные зоны
- Лесной великан.
- Хозяин тайги.
- Рыжая плутовка.
- Дикая свинья.
- Самая крупная оседлая таежная птица.
- Маленький олень.
- Хвойное дерево с мягкими иголками, из которых приготавливают лечебное масло.
- Животное, строящее на реках плотины.
- Зверек, делающий запас орехов, грибов.
- Ценный пушной зверь.
- Животное, устраивающее засаду на деревьях.
- Хвойный лес.
(Ответы: лось, медведь, лисица, кабан, глухарь, косуля, пихта, бобр, белка, соболь)
Проводим экскурсии в парк, в лес, на речку, всюду, где можно наблюдать живую и неживую природу. Это могут быть просто фото, слайды, гербарии.
По мере накопления знаний во 2-3 классе добавляем викторины, которые посвящаем какой либо общей теме: “Растения леса”, “Животные леса”, “Что мы знаем о Байкале”. (Приложение 1) ролевые, интеллектуально-познавательные игры. Например: “По тропинкам родного края”. (Приложение 2) Занимательные вопросы, научно обоснованные ответы помогают ребятам осознать уникальность природы родного края, его неповторимость. Ролевые игры воздействуют на детей эмоционально, воспитывают активную жизненную позицию, потребность к действию, осознанию причинно-следственных связей жизни природы. Для ролевых игр подойдут рассказы и сказки В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова. Замечательные в этом отношении “Байкал – озеро сказки”: “Комар и стрекоза”, “Медведь и бурундук”, “Медведь и сорока”, “Лиса и рысь”, “Заяц” и др. (Восточно-Сибирское книжное издательство Иркутск, 1989г.), “Экологические сказки”: “Как поспорили растения”, “Чьи цветы лучше”, “Проказы старухи-зимы”, “Ветер, солнце и мороз”, “Все друг другу мы нужны” и др. (Пособие для учителей 1–6-х классов).
Игры, основанные на этих сказках, переносят центр внимания с человека на живую природу, которая создает и поддерживает среду обитания людей, помогает формировать уважение к природе, ответственность за нее. А это и есть основа экологического воспитания.
Литература
- Байкал – озеро сказки: Сборник. Кн. 2 / Сост. Н. И. Есипенок. – Иркутск: Восточно – Сибирское книжное издательство, 1989. – 319с., илл.
- Галлазий Г. И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Восточно – Сибирское книжное издательство, 1987, - 384с., илл.
- Основы экологии младшим школьникам: Практическое пособие / Сост. Л. Д. Черемисина. – М.: АРКТИ, 2006. – 88с
- Сборник загадок: Пособие для учителя / Сост. М. Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988. – 80с.
- Симонова Л. П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. Средн. пед. учеб. заведений. – М.: “Академия”, 2000. – 160с.
- Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1971. – 175с.
- Экологические сказки: Пособие для учителей 1 – 6 классов / Сост. Г. А. Фадеева. – Волгоград: Учитель, 2005. – 57с.