Реформы в экономике неразрывно связаны с изменением стереотипов управления, методов и подходов в планировании и осуществлении преобразований.
В современной, быстро меняющейся экономической ситуации практически невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий на рынке образовательных и иных услуг.
Планирование - это определение цели развития управляемого объекта, методов, способов и средств достижения, разработка программы, плана действия различной степени детализации на ближайшую и будущую перспективу.
Планирование необходимо любой организации, которая намеривается предпринимать какие-то действия в будущем.
Процесс планирования позволяет увидеть весь комплекс будущих операций предпринимательской деятельности и предвосхитить то, что может случиться. Хочется подчеркнуть, что особенно важно планирование в коммерческой деятельности, где требуется предвидение в долгосрочной перспективе и предварительные разработки. Составление и реализация плана – непрерывный процесс, который может быть наглядно представлен следующей схемой.
Итак, работа без плана является реакцией на совершающиеся события, деятельность на основе плана – реакция на предвиденные и запланированные явления.
Современная экономическая ситуация, связанная с переходом к рыночным отношениям, диктует образовательным учреждениям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений.
Оптимальным вариантом достижения таких решений является новая прогрессивная форма плана – бизнес-план.
Бизнес- план поможет предупредить и достойно встретить многие неизбежные проблемы в осуществлении платных образовательных услуг. Конечно, он не может исключить всех ошибок, он дает возможность продумать свои действия. Он является инструментом, с помощью которого возможен контроль и управление образовательным учреждением.
Бизнес-план предстает как определенная модель деятельности предприятия, которая использует все наработки традиционного планирования деятельности применимо к категориям рыночной экономики: бизнесу, конкурентной борьбе, деятельности маркетинговых служб, коммерческому риску, стратегии финансирования, качественному обслуживанию потребителя.
Бизнес-план позволяет решить целый ряд задач:
- Определить конкретные направления предпринимательской деятельности (платные услуги, ремонтные мастерские, посреднические услуги, организация аудио- и видеосалонов, компьютерное обучение и др.);
- Оценить конкурентоспособность товаров и услуг, которые будет предлагать ОУ;
- Оценить соответствие работников (команды) поставленным целям, обосновать методы материального и социального стимулирования;
- Определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка услуг, их рекламе, ценообразованию, каналам реализации;
- Предусмотреть возможные риски (проблемы);
- Найти возможности сотрудничества, кооперации с другими ОУ.
Практические рекомендации по составлению бизнес-плана экономической деятельности ОУ в системе образования сориентированы на платные дополнительные образовательные услуги. Выбор данной категории услуг менее затратный и единственно профильный для ОУ.
Бизнес-план включает:
- Разработка целей и задач на ближайшую и дальнейшую перспективу;
- Оценка текущего состояния оказываемых образовательных услуг;
- Анализ рынка;
- Информация о потенциальных потребителях.
В нём даётся оценка финансовых ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции аналогичных услуг.
ФУНКЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНА
Во-первых, он может быть использован для разработки концепции предоставления образовательных услуг (т.е. рассмотрения “производства” образовательных услуг с разных сторон: маркетинга, финансов, конкуренции).
Во-вторых, с его помощью можно оценить фактические результаты деятельности за определённый период.
В-третьих, степень инновационности, качества, привлекательности оказываемых услуг, показанных в плане, является практически единственным обоснованием для привлечения, как потребителей, так и потенциальных благотворителей.
СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА ОУ
№ п/п |
Раздел бизнес-плана | Содержание разделов бизнес-плана |
1. | Титульный лист |
|
2. | Услуги |
|
3. | План маркетинга |
|
4. | Производственная программа |
|
5. | Организационный план |
|
6. | Оценка риска | Перечень возможных рисков: - отношение местных властей (возможность введения ими дополнительных ограничений, осложняющих организацию платных услуг); - наличие альтернативных услуг у конкурентов; - неустойчивость спроса на услуги; - платежеспособность потребителей; - трудности с набором квалифицированных преподавателей и др. |
7. | Финансовый план |
|
Прежде всего, необходимо провести маркетинг предлагаемых услуг. Он включает в себя анализ потребностей воспитанников, их родителей, населения микрорайона, а также предложения аналогичных услуг со стороны других производителей. Например, близко расположенных учебных заведений. Интересы и предпочтения воспитанников и их родителей можно выявить на групповых родительских собраниях, общих собраниях ОУ, беседах с членами родительских комитетов, попечительских советов (там, где они имеются), через социологические опросы и другими методами, которые доступны администрации конкретных ОУ. Естественно, что пакет предложений может поступить также от педагогов. На этом же этапе из собранных заявок (социальных заказов) отбираются наиболее интересные и выполнимые, исходя из возможностей педагогического коллектива или организационных возможностей менеджмента ОУ. Здесь имеется в виду способность администрации находить и привлекать к работе нужных специалистов (в том числе “со стороны”), умение кооперировать свои действия с другими организациями (в том числе с соседними ОУ), находить благотворителей и т.п.
В разделе “Услуги” необходимо дать описание предлагаемых образовательных услуг и, прежде всего, ответить на вопросы:
- Почему потребители предпочитают данные услуги?
- Что составляет основное преимущество предлагаемых услуг в глазах потребителей?
- В чём заключаются их недостатки?
Для систематизации ответов на сформулированные вопросы целесообразно составить таблицу, в которой в качестве примера приведены некоторые показатели для последующего анализа и разработки мер по преодолению выявленных недостатков.
Преимущества по сравнению с аналогичными услугами конкурентов | Недостатки | Меры по преодолению недостатков |
1. Инновационность | Высокая цена | Увеличение спроса |
2. Качество | Неудобное время | Изменение расписания |
3. ………………….. | ………………….. | ……………………….. |
Большинство ОУ оказывают платные дополнительные образовательные услуги, которые уже “производятся” другими. При этом практически каждый производитель исходит из того, что именно его услуги имеют наилучшие характеристики.
Сравнительную оценку своей конкурентоспособности можно представить в виде таблицы. Перечень областей сравнения может быть скорректирован в зависимости от конкретных условий деятельности. Каждая область сравнения должна получить оценку от 0 (наиболее слабые позиции по данной области сравнения) до 5 баллов (доминирующие, определяющие позиции на рынке образовательных услуг). Оценки в баллах проставляются в каждом из столбцов таблицы, а затем суммируются. По статистике, расхождение сумм баллов более чем на 20% подчёркивает достаточно тяжёлое положение ОУ с точки зрения конкурентоспособности, а более 40% свидетельствует о необходимости либо ухода с рынка платных образовательных услуг, либо поиска иных форм предпринимательской деятельности.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УСЛУГ (ПРИМЕР)
№ п/п | Область сравнения | “Вы” | Конкуренты | ||
А | Б | В | |||
1. | Месторасположение | 5 | 4 | 2 | 5 |
2. | Материально-техническая база (компьютерные классы, лингафонные кабинеты, мультимедийные средства и др.) | 4 | 5 | 4 | 3 |
3. | Система связи (тел./факс, Интернет и др.) | - | - | 5 | 4 |
4. | Разнообразие предлагаемых образовательных услуг | 5 | 5 | 5 | 5 |
5. | Реклама | - | 4 | 5 | 5 |
6. | Имидж | 5 | - | 5 | - |
7. | Команда управления | 3 | 5 | 4 | 5 |
8. | Профессионализм персонала | 3 | 4 | 5 | 5 |
9. | Финансово-экономические условия деятельности | 5 | - | 5 | - |
10. | Качество | 5 | 4 | 5 | 4 |
11. | Уникальность | - | 5 | - | - |
12. | Многовариантность использования | - | - | - | 5 |
13. | Степень инновационности | 4 | - | 5 | - |
14. | Цены | 5 | 4 | 3 | 5 |
15. | Структура скидок цен на услуги | 4 | 5 | 4 | 5 |
16. | Уровень оплаты труда + социальные льготы | 4 | 5 | 4 | 5 |
17. | Количество потенциальных покупателей | 5 | - | 4 | 5 |
18. | Платежеспособность потребителей | 2 | 5 | 3 | 4 |
19. | Выгоды потребителей от услуг | - | 4 | 5 | - |
20. | Гибкость перехода к новым услугам | - | 5 | 3 | - |
21. | Потенциальные благотворители | 5 | 1 | 4 | 5 |
Особые преимущества услуг | 5 | - | - | 5 | |
Общее количество баллов: | 65 | 62 | 81 | 74 |
Одним из важнейших элементов раздела “План маркетинга” является ценообразование.
Вырабатывая стратегию ценообразования, целесообразно исходить из следующих положений:
- Себестоимость услуги.
- Цены конкурентов на аналогичную услугу.
- Уникальности видов услуг.
- Спроса на данную услугу
Раздел “Финансовый план” помогает провести анализ экономического состояния ОУ на данный момент времени и обосновать реальность достижения его целей в будущем. Он также может быть использован как эффективный инструмент контроля. Основой такого действенного контроля является бухгалтерская система отчётности. Приступая к организации платных услуг необходимо найти компетентного и достаточно опытного бухгалтера, который сможет организовать адекватную систему бухгалтерского и налогового учёта.
Финансовый план является ключевым разделом бизнес-плана и рассчитывается на основе прогнозов объёма реализации образовательных услуг.
Финансовый план включает несколько основных документов:
План-отчёт о доходах и расходах (с помощью планов-отчётов рекомендуется провести анализ самоокупаемости осуществляемых услуг). Если опрос на данную платную образовательную услугу меньше, чем объём, обеспечивающий безубыточность, то “производство” этих услуг, определённых бизнес-планом, не будет самоокупаемым.
План-отчёт о движении денежных средств – это документ, позволяющий оценить, сколько средств нужно вложить в организацию платных дополнительных образовательных услуг в разбивке по времени (т.к. в этой сфере экономической деятельности ОУ может быть “мёртвый сезон” - лето, каникулы). Главная задача анализа денежных потоков – проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, что особенно важно в условиях требований главы 25 НК РФ о налоговом учёте.
Таким образом, предложенная схема разработки бизнес-плана служит целям анализа эффективности экономической деятельности ОУ на примере платных образовательных услуг.
Литература
- Дик Н.Ф., Иванова Н.Б.Настольная книга руководителя образовательного учреждения -Ростов н/Д : “Феникс”, 2004.-480с. (Серия “Сердце отдаю детям)
- Пелих А.С. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес.- 3-е изд., перераб. и доп. –М.: “Ось-89”,2005.-112с.
- Финансово-хозяйственная деятельность руководителя образовательного учреждения/
Сост. Н.И.Пономарева, Л.М.Сыромятникова.-Волгоград:Учитель,20055.-119с.