Цели урока
- экспериментально изучить взаимодействие кислорода с простыми веществами;
- родолжить отработку навыка составления уравнений реакций, формул соединений по валентности;
- продолжить формирование умений наблюдения, умений формулировать выводы.
К уроку - колбы, наполненные кислородом, сера, красный фосфор, уголь древесный, железная игла, тигельные щипцы, спиртовка, спички, ложечки для сжигания веществ, стаканчик с водой, пинцет.
Компьютерная презентация, распечатки заданий на столах.
Ход урока
1. АОЗ.
Химический диктант.
На столах – распечатки.
Ответьте на вопросы следующим образом: верно “+”, неверно “-”.
1 вариант.
- Реакция соединения- это всегда реакция получения сложного вещества.
- Кислород составляет основную часть атмосферы.
- Бинарные соединения элементов с кислородом называются оксидами.
- В процессе фотосинтеза поглощается углекислый газ и выделяется кислород.
- Кислород легче воздуха
- Озон и кислород – это разные названия одного и того же вещества.
2 вариант.
- Реакция разложения - это всегда реакция получения простого вещества.
- Бинарные соединения элементов с кислородом называются сульфидами
- Кислород составляет одну пятую часть атмосферы
- В процессе фотосинтеза выделяется углекислый газ и поглощается кислород.
- Кислород тяжелее воздуха.
- Озон и кислород – это аллотропные модификации одного и того же элемента.
У доски - решаем задачи.
1. Какой из оксидов железа содержит больше кислорода- FeO или Fe2O3?
2. Вычислите объём кислорода, содержащегося в классе у первоклашек (в 1-1) после трёх уроков, если площадь класса 500 м3, а в течении каждого урока первоклашки вместе с учителем расходуют 10 л кислорода. Как пополнить запас кислорода в классе?
Оцениваем работу у доски, работы в тетрадях.
Постановка проблемы.
Давайте поиграем. Я буду называть вещество или тело, а вы, если оно может гореть, хлопаете в ладоши.
Бумага, вода, лёд, дрова, уголь, стекло, спирт, железо…
- Почему не хлопнули? (Почему-то кто-то хлопнул, кто-то нет)
- Давайте проверим, горит ли железо, ведь ещё Адольф Вюрц, немецкий химик, сказал: “В химии нет ничего невозможного”
Демонстрационный опыт- горение железа в кислороде.
- Вижу, вы удивлены. Почему?
- Чего же мы ещё не знаем о кислороде?
- Почему горит железо? Какие будут гипотезы? Предположения?
(Возможный вариант диалога:
- В колбе больше кислорода, чем в воздухе!
- Ну и что, ведь это тот же кислород, вещество –то не изменилось! Или я не права? Что будем делать?)
- Помните афоризм, которому надобно следовать всегда? “Не ошибается только тот, кто ничего не делает”.
-Может быть стоит провести этот же опыт, но с другими веществами? С какими? (с простыми)
- А какие бывают простые вещества? (металлы и неметаллы)
- У меня на столе есть ещё сера, фосфор и углерод (демонстрирую). К какой группе простых веществ их можно отнести? (неметаллы).
- Кто-нибудь знает, горят они или нет? Давайте проверим.
- Как мы будем проверять? (экспериментально)
Только сегодня эксперимент будет демонстрационным, т. к. опыта обращения с кислородом и горючими веществами у вас пока маловато. Но скоро у нас урок- практикум, где я смогу увидеть и оценить сегодняшнюю вашу наблюдательность.
- Кислород- первое вещество, свойства которого нам предстоит изучить. С чего начнём?
(с планирования действий)
- Будем проводить химические реакции со всеми веществами, которые под руку попадутся или же всё-таки выстроим какую-то схему?
(составляем схему:
Тогда давайте сформулируем тему урока. (Химические свойства кислорода и озона: взаимодействие с простыми веществами)
Демонстрационный опыт: горение фосфора в кислороде и на воздухе.
- Разделите тетрадь на две половинки, пожалуйста.
Как вы думаете, почему?
(вспоминаем об озон - аллотропия, неустойчивость молекул)
Химические свойства | |
кислорода | озона |
- Свойства озона будут совершенно другими или всё же похожими на свойства кислорода? Вспомните о трёх “С” химии:
- Запишите уравнение горения фосфора в кислороде.
(Пошаговое комментирование у доски. Понятия – исходные вещества, продукт реакции, валентность, коэффициент, схема реакции, уравнение реакции)
Демонстрационный опыт: горении серы в кислороде и на воздухе, горение угля в кислороде и воздухе (записываем уравнения)
- Теперь пришла пора записать уравнение реакции окисления железа.
Давайте заглянем в учебник (стр. 81). Взгляните на уравнение реакции.
- Что вас удивляет? (дробная валентность железа) Мы с таким явлением сталкиваемся в первый, но поверьте мне,не в последний раз.
Дело в том,что железная окалина представляет собой смешанный оксид (смесь).
FeO * Fe2O3
Fe3O4
- Перенесете эту информацию дома в справочники. А как назовём этот оксид? ( за правильный ответ - орден “Мудрого совёнка)
Вывод: Простые вещества- как металлы, так и неметаллы- вступают в реакцию с кислородом, в результате получаются оксиды, а реакции называются реакциями окисления.
- А как ещё можно назвать увиденные нами реакции ( реакциями горения)
- Ни у кого не возникло вопросов по поводу нашего вывода?
- Все ли простые вещества вступают во взаимодействие с кислородом?
- При каких условиях начинается реакция? Да и почему всё-таки игла сгорела, но не на воздухе?
- И почему сера, фосфор и углерод ведут себя на воздухе совсем не так как в кислороде?
- И что будет, если увеличить содержание кислорода в воздухе до 30%? Или уменьшить до 8%?
- Всегда ли реакции окисления сопровождаются горением?
- Почему мы дышим кислородом? Мы горим !?
Это всё вопросы домашнего задания, поищите информацию в книгах, в Интернете, а на следующем уроке поговорим. Думаю, будет интересно.
- У нас осталась незаполненной половинка листа. О чём нам надо вспомнить? (об озоне)
Мы решили, что его свойства должны быть похожи на свойства кислорода, но только похожи.
Действительно, химические свойства озона отличает чрезвычайно высокая реакционная способность. Озон – один из сильнейших окислителей, за счёт атомарного кислорода, который образуется при распаде озона.
О3 О2 + О
Очень важно помнить, что озон проявляет окислительные свойства уже при комнатной температуре. Так, при работе с озоном нельзя использовать резиновые шланги – они моментально прохудятся. (То есть в кислородной подушке его хранить нельзя).
Записываем уравнения реакций во второй половине тетради, помня о том. что и в реакциях простых веществ с кислородом получаются оксиды, но идут эти реакции гораздо интенсивнее, чем с кислородом.
Итог урока.
- И кислород, и озон вступают в реакции соединения с простыми веществами.
- Реакции соединения кислорода и озона с простыми веществами называются реакциями окисления, а сами кислород и озон называются окислителями.
- В результате этого взаимодействия образуются оксиды.
Закрепление. Упражнение № 8(в тексте учебника, стр. 82)
Какой вывод можно сделать из упражнения?
- В реакциях с озоном Ме проявляют более высокие валентности, чем в реакциях с кислородом
Д/з:$16, стр. 80-82; напишите с/х или сказку, нарисуйте комиксы по свойствам кислорода и озона. Для тех, кто тяготеет к исследовательской работе- проведите мини исследования по вопросам:
- Что будет, если увеличить содержание кислорода в воздухе до 30%? Или уменьшить до 8%?
- Озон-друг или враг?
Изучаем материал внимательно- готовимся к аукциону знаний.
Учебник: Кузнецова Л. М. , Химия-8, М. “Мнемозина”. 2003