Использование наглядных средств для развития восприятия музыки у учащихся 1–2-х классов

Разделы: Музыка


Основной целью урока музыки в школе и всех видов музыкальной внеклассной работы является развитие музыкального восприятия учащихся. Именно этому, в конечном итоге, подчинены и хоровое пение и слушание музыки. Множество “задач”, стоящих перед учителем, в том числе развитие детского голоса, слуха, не должно заслонять этой главной задачи.

Однако её исполнение далеко не всегда удается учителю. Как показывают наблюдения, частым явлением бывает “разорванность” урока, отсутствие необходимых связей между разными видами деятельности. Анализ показал, что это происходит по причине отсутствия представления о “сверхзадаче” данного урока и уроков вообще. Внеклассные же занятия, превращаются в разучивание песен и никак не связываются с планом и задачами классной работы. Приходилось видеть, как учителя “бились”, работая над исполнением песни, много говорили о звуке, каким он должен быть, но ни разу не обратились к образу самой-музыки, ее настроению, не использовали музыкальный опыт, приобретенный в результате слушания музыки. Исполнительские навыки развиваются у детей скорее, если они сознательно опираются на образы музыки, а эмоциональность проявляется ярче, если они знают средства музыкальной выразительности, создающие эти образы, знают, какое звуковедение присуще музыке данного характера и какие певческие умения следует применить для исполнения произведения.

Безусловно, все сказанное выше является трудной задачей для учителя, не имеющего соответствующего опыта. В связи с этим хотелось бы отметить важность использования наглядных средств, которые могут помочь в работе. Известно, что для учащихся младших классов особенно характерно "конкретное наглядно-образное мышление. В связи с этим введение в занятия наглядных средств вполне оправдано.

В данной статье рассматриваются наглядные средства, успешно применяемые на уроках и занятиях хора младших классов общеобразовательной школы и в детской хоровой студии. Впервые, придя на урок в первый класс учитель сталкивается с тем, что у большинства учащихся отсутствуют правильные певческие навыки. Это самый трудный период, когда нужно многое объяснить, показать рассказать. Он труден и для детей, особенно если неопытный учитель сразу изложит все свои требования и замечания по этому виду работы. Здесь важно начать не с технических заданий, а с характера исполняемой музыки. Любая попевка, любое распевание, не говоря уже о песне, должны сразу осознаваться как некое художественное явление. Дети с первых же спетых ими звуков должны, передавать настроение, характер музыки, что вначале, чаще всего, не получается. На вопрос; “Удалось ли передать характер музыки?” – учащиеся обычно отвечают вполне определённо “Не удалось”. После этого учитель в беседе с учащимися подводит их к осознанию того, что характер" музыки можно передать, пользуясь определенными приемами, связывает прием "и художественную задачу. Впоследствии у детей выработается стереотип, какие приемы лучше использовать при исполнении музыки данного характера.

Заинтересовав детей, вызвав у них желание, достичь цели, учитель последовательно фиксирует их внимание на различных приемах. И здесь помогает использование простейших наглядных средств. Так, например, детям объявляется, что в классе (или в хоре) появилась новая “ученица”, которую зовут Катя. Она может повторять ошибки певцов, показывать, как надо открывать рот и т. д. “Катя” учит помогать, ребятам справляться с заданием.

“Катя” представляет собой, рисованное изображение девочки (с использованием аппликации). Губы у нее открыты на “о”, и поскольку они сделаны из резины, то форму рта можно изменять. Кроме того, у нее подвижные плечи, которые можно поднимать и опускать. Как известно, основной ошибкой детей при дыхании является как раз поднятие плеч. Учитель объясняет и показывает детям, как надо дышать, предлагает положить руку себе на плечи и вдохнуть, не поднимая их. На “Кате” показываются и ошибки, и верные приемы. Применение этого простейшего средства позволяет уже на втором-третьем уроке добиться положительного результата. Причем важно, что на словесные объяснения уходит минимум времени: если учитель замечает у кого-то какую-либо ошибку, то ему достаточно одним движением указать на “Катю”.

Следующим важным моментом является выработка умения правильно дышать, опуская нижнею челюсть и сохраняя округлость формы, рта. Используя ту же наглядность, можно скорее добиться эффекта: просьба сделать рот, как у “Кати”, быстрее достигает цели. Известно, что дети часто поют открытым звуком, как бы растягивая рот в стороны. Учитель прибегает к копированию неверного формирования звука детьми (на “Кате” и голосом), вызывает яркую эмоциональную реакцию класса или хора, что позволяет справиться с выработкой нужного навыка значительно быстрее, чем без применения наглядности. Но напомним, что вся работа строится на основе художественного образа? Техническая же задача ни в коем случае не является самоцелью.

Следующей распространенной ошибкой учащихся является разрыв слова дыханием и неумение петь легато. Этот навык должен вырабатываться с самых первых занятий, и здесь также во многом помогает использование наглядного средства. На большом листе нарисован нотный стан и ключ соль. Сделанные прорези позволяют прикреплять ноты и выкладывать любую мелодию. Ноты сделаны в виде птиц, а в клювах укреплены крючки. Выложив мелодию этими нотами-“птицами”, учитель укрепляет на крючках-клювах яркий шнур. Получается, что “птицы” несут единый шнур. Учитель объясняет детям, что мелодия этой фразы такая же единая, как шнур. А тот, кто дышит в середине слова ил и, между словами фразы, как будто ножницами, перерезает этот шнур, т. е. мелодию. Дальнейшее напоминание о том, что звук надо тянуть, что мелодия “рвется”, если прервать дыхание в ненужном месте, оказывает мгновенное действие. Когда же требуется объяснить, как надо петь стаккато, то к клюву каждой “птицы” прикрепляется отрезок шнура. “Птица” несет лишь часть целого, и понятно, что между ними нет связности (как в легато), каждый звук отделен от другого. При маркато на клювах “птиц” завязываются узелки.

Важным является осознание связанности характера певческого звука с эмоциональным состоянием и выражением лица поющего. Мимика должна быть естественной, от внутреннего переживания. Поэтому, учитывая, что детям младшего школьного возраста свойственна игровая деятельность, мы использовали основные положения системы К. С. Станиславского о предлагаемых обстоятельствах.

Положительно влияют на эмоциональность исполнения также условные модели характера музыки, которые в процессе работы связываются с определенными певческими приемами. Так, печальная музыка чаще исполняется легато, шутливая – стаккато и т. д.

На условных моделях характера музыки остановимся несколько подробнее. При создании этих моделей мы взяли за основу таблицу В. Г. Ражникова “Обозначение качественных свойств музыкального содержания и их синонимы”, выбрав из нее наиболее понятные и доступные детям младшего школьного возраста свойства. В процессе работы над моделями я выясняла, какие ассоциации вызывает у детей музыка разного характера, исследовала рисунки детей на темы, соответствующие выбранным нами из упомянутой таблицы определениям. В результате выявились темы картин – условных моделей характера музыки:

  1. Задумчиво, печально, грустно – “Осень”.
  2. Торжественно, ликующе – “Праздник”,
  3. Радостно, весело, празднично – “Танец”.
  4. Решительно, смело, гордо, мужественно – “Защитник”.
  5. Взволнованно, тревожно – “Пограничник”.
  6. Спокойно, просто, светло – “Родные просторы”.
  7. Шутливо, забавно – “Клоуны”.
  8. Тяжело, грузно – “Ледоход”.
  9. Нежно, ласково, мягко, чутко – “У колыбели”.
  10. Таинственно, странно, загадочно – “В пещере”.

Модели представляют собой живописные картины, выполненные в реалистической манере Картины-модели являются оригинальными произведениями, однако возможно использование и репродукций картин художников. Главное, чтобы они соответствовали принятым определениям и были доступны детям. При этом важно учитывать цветовое решение картины, так как оно придает ей настроение: теплые цвета – пурпурный, красный, оранжевый, золотистый, желтый – воспринимаются как активные, возбуждающие; холодные цвета – фиолетовый, синий, зеленый, зеленовато-желтый – как спокойные, умиротворяющие. В картинах-моделях (в восьми из десяти) изображены разные фигурки, которые находятся в определенной ситуации. Так, в картине “В пещере” два мальчика с факелами в руках настороженно осматривают огромную, таинственную пещеру. Детям нетрудно представить себя в этой ситуации, понять и осознать чувства мальчиков. Каждая картина обращается к собственному жизненному опыту детей, к понятным им ситуациям и чувствам.

Картины-модели можно использовать при работе над песней и в ходе слушания - музыки. Как правило, учащиеся первых классов не имеют достаточного запаса слов и не всегда могут выразить свое мнение, даже если правильно воспринимают музыку.

Опора на модели позволяет им сориентироваться, особенно на первом, самом сложном этапе обучения.

Я рекомендую работать с моделями следующим образом. Новую песню, предназначенную для исполнения детьми, педагогу надо вначале исполнять, как инструментальное произведение, давать детям задание определить характер музыки, опираясь на модели. Лучше показывать детям не более трех моделей одновременно. Задание не должно быть слишком сложным, а модели необходимо выбирать достаточно далекие друг от друга по настроению. После правильного выполнения задания в беседе с учащимися учитель корректирует ответы, выражающие данное настроение. Таким образом, происходит осознание характера музыки с опорой на зрительное восприятие, и закрепляются его словесные определения.

Так же используются модели при специальном слушании музыки. Важно отметить, что модели условны и ни в коей мере не должны приравниваться к содержанию произведения. В работе с ними учителю нужно опираться на выражаемое ими настроение. Дети быстро это понимают и, говоря о характере музыки, пользуются именно определениями, а не названиями картин.

Следующий этап работы – изучение средств музыкальной выразительности. Здесь также помогает использование моделей.

Модели представляют собой различные рисунки, объединенные по темам. Так, например, моделями темпа являются рисунки ползущей черепахи, идущего мальчика, бегущей девочки, быстро скачущего коня. Моделями динамики являются: один маленький колокольчик (Р), два таких колокольчика (РР) две поющие девочки (mР), поющий хор (F), Моделями регистра являются; ревущий медведь, поющая девочка, щебечущая птичка. Все рисунки выполнены черной тушью. Для того чтобы дети могли сразу отнести рисунок к нужной теме, плакаты, на которые нанесены рисунки, отделены по цвету. Так, фон плаката “Динамика” сделан в синих тонах, “Регистр” – в зеленых, “Темп” – в красных. Внутри плакатов “Динамика” и “Темп” фон изменяется по насыщенности цвета от меньшей к большей. Например, изображение одного колокольчика в плакате “Динамика” нанесено на белый фон, окаймленный широкой синей полосой, два колокольчика изображены на светло-голубом фоне, две поющие девочки – на темно-голубом фоне, хор – на синем фоне. Кроме того, даны буквенные обозначения. По такому же принципу в плакате “Темп” изменяется насыщенность красного цвета. В плакате “Регистр” – обратная последовательность – тёмно-зелёный фон (низкий регистр), светло-зеленый (средний регистр), белый фон, окаймленный широкой зеленой полосой (верхний регистр), что связано с расположением регистров на фортепьяно от низкого к высокому, слева направо. С плакатами работает в основном учитель. Чтобы дать возможность всем детям активно участвовать в учебном процессе, мы рекомендуем сделать небольшие карточки, но количеству учащихся класса или хора. Например, модель “Динамика” состоит из 4 разделов, поэтому каждый учащийся получает 4 карточки. Но на них можно уже не наносить рисунки, а только обозначения, т. к. все карточки отличаются по насыщенности цвета' так же, как на плакате. При обсуждении исполнительского плана произведения учитель вовлекает в работу весь коллектив. На вопрос, “С какой силой звука нужно исполнять эту фразу?” учащиеся отвечают поднятием нужной карточки. Затем учитель просит обосновать свой выбор. С помощью карточек дети получают возможность руководить исполнением. “Дирижер”, выбранный из детей, показывая нужную карточку, “управляет” силон звучания.

Карточки можно использовать и при слушании инструментальных произведений. Каждый учащийся должен разложить перед собой карточки соответственно пониманию им характера звучания. Все это активизирует работу, делает ее занимательной. Усвоение темы проходит легко и непринужденно.

Далее необходимо связать динамику как средство музыкальной выразительности с характером исполняемого произведения. Тогда к картине-модели характера музыки на специальные крючки прикрепляется нужная модель динамики в виде маленькой карточки. Например, грустно, печально, задумчиво (картина-модель “Осень”) – “Р”. Для наглядности на маленькую карточку следует нанести рисунок, как на плакате, с которого она взята,

Главным является непосредственное исполнение детьми произведений данного характера. Поэтому репертуар должен быть подобран так, чтобы при изучении темы исполнялась музыка различного характера и соответственно разной динамики. Очень полезно иногда изменять динамику по ходу исполнения на неверную и выяснять с учащимися, возможна ли такая замена и как это отражается на характере музыки, ее настроении. После усвоения детьми материала учитель может проконтролировать и восприятие характера музыки, и восприятие динамики одновременно у всего коллектива. После прослушивания песни или инструментального произведения учащиеся выкладывают нужные карточки по принципу лото. На доске вывешиваются три картины-модели характера музыки, к каждой из которых прикреплены номера – 1, 2 или 3. Учащиеся получают набор этих цифр и описанные выше карточки из темы “Динамика”. Определив характер музыки с помощью моделей, дети отбирают цифру нужной, по их мнению, картины, а затем карточками выкладывают динамический план произведения. Такой прием полезно постоянно включать при прослушивании каждой новой песни и каждого инструментального произведения.

Вся работа построена на том, что понятие о характере музыки постоянно дополняется изучением средств выразительности, а модель характера музыки как бы “обрастает” моделями этих средств, что создает качественно новую модель, которая опирается на исполняемые детьми произведения. По такому же принципу проходит ознакомление детей с выразительностью темпа. Здесь также полезно использовать движения и особенно важно исполнить произведения, написанные в различных темпах. Полезно использовать карточки, подобные тем, что применялись при изучении динамики. Привлечение моделей, принципы использования карточек – те же. Особое внимание надо обратить на соотношение темпа и характера музыки, исполняемой детьми. При прослушивании новых произведений дети с помощью лото определяют сразу и характер, и динамику, и темп. Использование карточек в данном случае становится интересной игрой и охватывает весь коллектив.

Примерно в аналогичном плане проводится работа с моделями на темы “регистр”, “ритм”, “лад” и другие.

Мы остановились на основных средствах музыкальной выразительности, определяющих художественный музыкальный образ, и описали модели, которые успешно применяются в практике на уроках музыки и во внеклассной работе с хором. Эти же приемы и методы применяются в хоровых студиях на занятиях с младшим хором. Указанные выше приемы значительно ускоряют процесс развития музыкального восприятия учащихся. Они позволяют скорее вырабатывать и певческие навыки, так как дети осознают их значимость и принципы применения при исполнении музыки различного характера. Детям очень интересна такая форма занятий. Непосредственные действия по решению проблемной ситуации активизируют их мышление, развивают восприятие музыки. Использование моделей и действий, связанных с ними, организует учащихся, а молодому учителю позволяет быстрее наладить контакт с коллективом. Урок и внеклассные занятия с хором приобретают цельность, так как и исполнение, и слушание музыки – все подчинено одной общей цели. Кроме того, применение общих приемов на уроке и во внеклассной работе как бы объединяет их. Учащиеся, посещающие хор, быстрее овладевают нужными навыками и приемами и становятся в классе помощниками учителя, причем, как было замечено, у них не только не угасает интерес к занятиям, а напротив, они стремятся всячески помочь товарищам, и являются настоящим активом.

Приложение