В последнее время в ОУ №3 складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Разрабатываются вариативные модели сопровождения.
Принятая Правительством РФ концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет приобретенные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится к обучаемости учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием “качество жизни”, раскрывающим через такие категории, как “здоровье”, “социальное благополучие”, “самореализация”, “защищенность”. Поэтому система психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но включает в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.
Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личному самоопределению и саморазвитию.
Объектом сопровождения выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс), предметом деятельности является ситуация развития ребенка как система отношений с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.
Психолого-педагогическое сопровождения развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в ОУ №3 является обеспечение нормального развития (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- Помощь (содействие) в решении актуальных задач развития, обучения, и социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
- Основные виды (направления работ по психолого-педагогическому сопровождению в ОУ №3):
- Профилактика;
- Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
- Консультирование (индивидуальное и групповое);
- Развивающая работа (индивидуальная и групповая);
- Развивающая работа (индивидуальная и групповая);
- Коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
- Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, педагогов, родителей;
- Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов ОУ).
В нашей школе разработан и внедряется воспитательный проект “Воспитание гражданина”, социально-педагогическая программа “Город, в котором я живу”, цель которой – адаптация и самореализация школьника в городском социуме.
В содержание деятельности входит:
- освоение городского пространства
- знакомство с историей города:
дореволюционная история города
город в советское время
город сегодня
- воспитание законопослушного гражданина города
- город – единый целостный организм
- реализация профессиональных интересов школьников
чтобы управлять процессом формирования гражданственности, иметь возможность отслеживать продвижение школьников в их развитии в школе разработана и внедряется диагностическая программа изучения уровней сформированности гражданственности у подростков, карта психолого-педагогического развития учащихся, карта воспитанности.
В деятельности каждого классного руководителя педагогическая диагностика всегда занимает значительное место. Педагоги используют:
- методы предварительного изучения (знакомство с личными делами, просмотр классного журнала за предыдущий период, беседа с бывшим классным руководителям и учителями, работавшими в классе);
- наблюдение – самый распространенный метод изучения детей с первых минут знакомства, часто классные руководители присутствуют на уроке минут знакомства, часто классные руководители присутствуют на уроке другого учителя в своем классе;
- используется естественный педагогический эксперимент;
- опросные методы (беседа, анкетирование)
- изучают результаты деятельности детей: сочинения, контрольные, творческие работы, поделки, ведут дневники наблюдений за детьми группы риска;
- используют психологические методы изучения детей – социометрия, самооценка, метод незаконченного предложения…;
- обобщают независимые характеристики;
- применяют на начальном этапе знакомства с классом коммуникативный психологический тренинг.
Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в нашей школе является сохранение здоровья детей. Разработана и внедряется в жизнь образовательная программа “Здоровье”, задачами которой является:
- формирование установок на здоровый образ жизни;
- развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;
- профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма.
Ежегодно проводится мониторинг состояния здоровья учащихся, уделяется особое внимание больным, ослабленным детям, детям группы риска.
В школе уделяется внимание развитию психологической компетентности педагогов. Прошли методические объединения классных руководителей по теме “Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя”, “Изучение ведущей модальности восприятия школьника”. Традиционно проводятся встречи педагогов, учащихся, родителей с психологом.
Специфическим предметом психолого-педагогического сопровождения ребенка являются отношения учащихся с сообществом сверстников. Наша школа многонациональная. Очень часто к вам приходят дети из других ОУ, которые были там в социальной изоляции. У нас создается для них комфортная обстановка, отношения строятся на принципах сотрудничества, гуманизации, природосообразности, культуросообразности воспитания, принципе открытости, толерантности к детям других национальностей, к детям с особенностями в развитии, преодолением отрицательных установок.
Специальная работа с родителями данной категории детей по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка, оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам помощи.
В связи с переходом на профильное обучение в старшей школе организованно всестороннее изучение индивидуальных и личностных особенностей выпускников основной школы, их профессиональных интересов и склонностей, т. е. диагностика. Учащиеся встречаются с людьми различных профессий. Знакомятся с работой предприятий города (состоялись экскурсии на молокозавод, хлебозавод, Гороблагодатский рудник), проводится совместная работа с городской службой занятости населения, тесно сотрудничаем с филиалом УГТУ-УПИ.
Выявление и поддержка одаренных детей видится важной целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в нашей школе.
Среди задач, которые необходимо нам решать в сопровождении одаренных детей можно назвать следующие:
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
- формирование адекватной самооценки;
- охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
- профилактика нервозов;
- предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;
- развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.
В нашей школе каждый одаренный ребенок может выбрать дело по душе, созданы все условия для развития творческого потенциала учащихся.