О психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении обучающихся в школе

Разделы: Администрирование школы


В последнее время в ОУ №3 складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Разрабатываются вариативные модели сопровождения.

Принятая Правительством РФ концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет приобретенные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится к обучаемости учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием “качество жизни”, раскрывающим через такие категории, как “здоровье”, “социальное благополучие”, “самореализация”, “защищенность”. Поэтому система психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но включает в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.

Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личному самоопределению и саморазвитию.

Объектом сопровождения выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс), предметом деятельности является ситуация развития ребенка как система отношений с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.

Психолого-педагогическое сопровождения развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в ОУ №3 является обеспечение нормального развития (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • Помощь (содействие) в решении актуальных задач развития, обучения, и социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
  • Основные виды (направления работ по психолого-педагогическому сопровождению в ОУ №3):
  • Профилактика;
  • Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
  • Консультирование (индивидуальное и групповое);
  • Развивающая работа (индивидуальная и групповая);
  • Развивающая работа (индивидуальная и групповая);
  • Коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
  • Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, педагогов, родителей;
  • Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов ОУ).

В нашей школе разработан и внедряется воспитательный проект “Воспитание гражданина”, социально-педагогическая программа “Город, в котором я живу”, цель которой – адаптация и самореализация школьника в городском социуме.

В содержание деятельности входит:

  1. освоение городского пространства
  2. знакомство с историей города:

дореволюционная история города

город в советское время

город сегодня

  1. воспитание законопослушного гражданина города
  2. город – единый целостный организм
  3. реализация профессиональных интересов школьников

чтобы управлять процессом формирования гражданственности, иметь возможность отслеживать продвижение школьников в их развитии в школе разработана и внедряется диагностическая программа изучения уровней сформированности гражданственности у подростков, карта психолого-педагогического развития учащихся, карта воспитанности.

В деятельности каждого классного руководителя педагогическая диагностика всегда занимает значительное место. Педагоги используют:

  • методы предварительного изучения (знакомство с личными делами, просмотр классного журнала за предыдущий период, беседа с бывшим классным руководителям и учителями, работавшими в классе);
  • наблюдение – самый распространенный метод изучения детей с первых минут знакомства, часто классные руководители присутствуют на уроке минут знакомства, часто классные руководители присутствуют на уроке другого учителя в своем классе;
  • используется естественный педагогический эксперимент;
  • опросные методы (беседа, анкетирование)
  • изучают результаты деятельности детей: сочинения, контрольные, творческие работы, поделки, ведут дневники наблюдений за детьми группы риска;
  • используют психологические методы изучения детей – социометрия, самооценка, метод незаконченного предложения…;
  • обобщают независимые характеристики;
  • применяют на начальном этапе знакомства с классом коммуникативный психологический тренинг.

Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в нашей школе является сохранение здоровья детей. Разработана и внедряется в жизнь образовательная программа “Здоровье”, задачами которой является:

  • формирование установок на здоровый образ жизни;
  • развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;
  • профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма.

Ежегодно проводится мониторинг состояния здоровья учащихся, уделяется особое внимание больным, ослабленным детям, детям группы риска.

В школе уделяется внимание развитию психологической компетентности педагогов. Прошли методические объединения классных руководителей по теме “Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя”, “Изучение ведущей модальности восприятия школьника”. Традиционно проводятся встречи педагогов, учащихся, родителей с психологом.

Специфическим предметом психолого-педагогического сопровождения ребенка являются отношения учащихся с сообществом сверстников. Наша школа многонациональная. Очень часто к вам приходят дети из других ОУ, которые были там в социальной изоляции. У нас создается для них комфортная обстановка, отношения строятся на принципах сотрудничества, гуманизации, природосообразности, культуросообразности воспитания, принципе открытости, толерантности к детям других национальностей, к детям с особенностями в развитии, преодолением отрицательных установок.

Специальная работа с родителями данной категории детей по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка, оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам помощи.

В связи с переходом на профильное обучение в старшей школе организованно всестороннее изучение индивидуальных и личностных особенностей выпускников основной школы, их профессиональных интересов и склонностей, т. е. диагностика. Учащиеся встречаются с людьми различных профессий. Знакомятся с работой предприятий города (состоялись экскурсии на молокозавод, хлебозавод, Гороблагодатский рудник), проводится совместная работа с городской службой занятости населения, тесно сотрудничаем с филиалом УГТУ-УПИ.

Выявление и поддержка одаренных детей видится важной целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в нашей школе.

Среди задач, которые необходимо нам решать в сопровождении одаренных детей можно назвать следующие:

  • разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
  • формирование адекватной самооценки;
  • охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
  • профилактика нервозов;
  • предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;
  • развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.

В нашей школе каждый одаренный ребенок может выбрать дело по душе, созданы все условия для развития творческого потенциала учащихся.