Конспект комплексного урока по технологии "Чай пить – не дрова рубить"

Разделы: Технология


Цель урока: создать условия для:

  1. Ознакомления учащихся с традициями русского чаепития, сервировки стола, правилами гостеприимства.
  2. Обучения учащихся различным способам замешивания теста, правилам заваривания чая
  3. Развития умения работать в коллективе, творческой инициативы, сообразительности, трудовых навыков и исполнительских умений.
  4. Закрепления санитарно-гигиенических навыков и правил техники безопасности
  5. Воспитания у учащихся трудолюбия, эстетического вкуса, уважения и доброжелательного отношения.

Оборудование: интерьер русской избы, плакаты, иллюстрации с картин русских художников, фотографии, скатерти, салфетки, самовары, чайная посуда, приборы

/щипцы для сахара /, чайники разных форм. Репродукция картины “Чаепитие” А. А. Севастьянова.

Подготовительная работа

1. Задание учащимся было направлено на самостоятельную подготовку по данному вопросу.

  • реферат на тему “Сервировка стола к чаю”
  • культура поведения и правила гостеприимства

Рекомендуемая литература

  1. Энциклопедия “Ведение домашнего хозяйства”
  2. Искусство сервировки
  3. “Домашний очаг” /окт-нояб-2006/
  4. “Сладкий смак” №2-1995
  5. “Виринея” ж. №11-март 2006
  6. “Крестьянка” ж. №11-2005

Ход урока

I. Постановка задач.

Учитель: Сегодня мы с вами будем добрыми, умелыми хозяюшками. А кто такая хозяюшка?

Учащиесяся: Это женщина, хозяйка в доме, которая умеет все: шить, вязать, готовить, мастерить и т. д.

Учитель: Да, от хозяйки требуется высокая квалификация по многим профессиям. Домашнее хозяйство – это целое искусство, которому вы должны научиться.

Древняя Русь славилась всегда своим гостеприимством. В настоящее время нам часто приходится встречать гостей, друзей, родственников. Чаепитие - одно из старых видов гостеприимства. /Обращает внимание уч-ся на плакат на доске “Чай пить-не дрова рубить”/ Это и есть тема нашего урока.

На полотнах русских художников прошлого века можно наблюдать такую картину:

За большим круглым столом собралась вся семья. За окном сумерки, а над столом уютно светит лампа под широким шелковым абажуром. Мирная картина патриархального семейного счастья. А в центре стола- пузатый, медный, до блеска начищенный самовар.

Известны самовары в виде чайника, груши, бочонка, шара, вазы, гладкие и ребристые, с узорной чеканкой и с гладкими боками, хоть как в зеркало глядись. Размеры – тоже были разные.

Одинокие любители чая приобретали самовар-малютку на 4-5 чашек.

Холостяк коротал вечер с самоварчиком-“эгоистом” - величиной с чайник.

Большая семья- испивала , особенно после бани, ведерный самовар.

В трактирах были самовары- буданы, в три ведра объемом.

Почему же такое внимание оказывали этому предмету домашнего обихода?

Да потому, что именно самовар был символом традиционного русского чаепития и знаменитого русского гостеприимства.

Гость на порог – пожалуйте к столу, самовар всегда наготове, даже в бедных домах.

Семейное торжество – радостно рокочет самовар, установленный на маленьком столике возле обеденного стола.

Званые гости в доме – опять на видном месте, на белоснежной скатерти в центре стола шумит самовар на подносе.

В состоятельных домах даже были специальные чайные комнаты, где готовили и разливали чай, подавая затем гостям на большом подносе.

В сервировку чайного стола, в “ансамбль” к самовару входили : заварной чайник, чайница для сухого чая, сливочник или молочник, вазы и сухарницы для сладостей и выпечки, ситечко к чайнику, щипцы для сахара.

Чаепитие было не просто утолением жажды, но и настоящим ритуалом, часами общения, задушевных бесед вокруг самовара. А крепкий ароматный напиток способствовал установлению уютной семейной атмосферы, давал ощущение покоя, мира. К чаю подавались обычно пряники, сушки, коврижки, карамель, варенье, сахар – как говорилось “что бог послал”.

Истинные знатоки предпочитали пить чай безо всего – горячим и чистым, не признавая добавлений в виде сахара, сливок, варенья и т. п.

Настоящие любители пили чай “вприглядку”, “вприкуску” или даже “вприлизку”, тогда к столу подавалась в качестве большого леденца – сахарная голова.

Традиции чаепития сохранились и до наших дней.

А что же подавали к чаю наши бабушки и прабабушки? Заглянем в старинные рецепты и порадуем гостей, приготовив традиционный русский стол.

II. Выдача листов – заданий по бригадам.

Учитель: Объясняет план выполнения задания.

Уч-ся: Повторяют санитарно-гигиенические правила, надевают форму, распределяют обязанности и приступают к практической деятельности.

Карточки-задания:

/ текст на карточках /

1. Распределить обязанности среди уч-ся:

  • кто выполняет какую работу по карточке;
  • кто моет посуду;
  • кто сервирует стол;
  • кто заваривает чай;

2. Защита рефератов о сервировке стола.

3. Работа с кроссвордом.

1 бригада “Картофельные рогалики”

Технология приготовления:

  1. Очистить вареный картофель /в мундире/ и натереть на терке /6штук/
  2. Замесить тесто : мука-2,5 стакана ; сахар- ? стакана;яйцо-1,5шт. /1желток оставить/, масло сливочное – 150 гр.
  3. Соединить тертый картофель и тесто.
  4. На столе, посыпанным мукой, раскатать тесто в форме круга, толщиной ? см и диаметром 40 см ; разрезать на 12 частей.
  5. Полученные треугольники свернуть трубочками /предварительно , положив на основание треугольника – повидло/ в виде рогаликов, положить на противень, смазать желтком и выпекать 15-20 минут при температуре -175 градусов.
  6. Посыпать сахарной пудрой и к столу.

2 бригада “Ватрушка с творогом”

Технология приготовления:

  1. На столе смешать: муку-3стакана, сахар - 1,5 стакана, маргарин - 1пачка, сода - 1/2 ч. л. /рубить ножом до образования крошки /
  2. Курагу и изюм запарить, промыть и порубить /курага-100гр,изюм-100гр. /
  3. Растереть творог /300гр/ с яйцом /2шт/, с сахаром /1стакан/ и соединить с сухофруктами.
  4. В глубокую сковороду, смазанную маслом, насыпать половину мучной крошки, на нее выложить творожную массу, по краям засыпать крошкой, середину посыпать рублеными орехами.
  5. Выпекать в духовке 20-25минут.

III. Выполнив практическую работу по кулинарии, уч-ся сервируют стол, разгадывают кроссворды:

Ключевое слово по вертикали - Курс на уроке технологии

Сначала отгадать ключевое слово, затем подбирать слова /задания даны не по порядку/

Кроссворд №1

  • продукт к чаю
  • пирог с яблоками
  • газированный……
  • повар на корабле
  • блюдо из творога
  • тонизирующий напиток
  • оборудование кухни
  • продукт, необходимый для стряпни
  • документ, где записывают приготовленные блюда

Ответы: КУЛИНАРИЯ /кок, пудинг, шарлотка, напиток, меню, чай, сахар, плита, яйцо/

Кроссворд №2

Ключевое слово по вертикали – Учебный предмет

  • место приготовления пищи
  • продукт детского питания
  • крупа
  • продукты для салата
  • находится внутри пирога
  • на праздничном столе всегда бывает….
  • они бывают нескольких видов
  • продукт, который любят дети
  • цитрусовый фрукт к чаю

Ответы: ТЕХНОЛОГИЯ /торт, тесто, кухня, начинка, овощи, молоко, лимон, йогурт, рис/

IV. ЗАЩИТА РЕФЕРАТОВ “СЕРВИРОВКА СТОЛА”

Ученица: Сервировка стола- это подготовка и оформление стола для приема пищи.

Предварительная сервировка создает не только приятную обстановку, но и определенный порядок на столе. Красиво убранный стол вызывает приятное чувство, повышает аппетит.

/ Заслушав 2 реферата , учитель демонстрирует иллюстрации сервировки стола /

V. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧ-СЯ ПО СЕРВИРОВКЕ СТОЛА.

Каждая бригада накрывает стол к чаепитию, согласно сервировки.

Учитель: Как правильно необходимо заваривать чай?

Ученица: Сначала необходимо ошпарить кипятком заварочный чайник, насыпать заварку, предварительно положив 2 кусочка сахара, залить кипятком на 2/3 части чайника и закрыть для запаривания на 3-5 минут, затем долить кипятка.

Учитель предлагает желающим уч-ся высказать свои идеи, мысли по данному вопросу.

Ученица: Салфетки – это необходимая принадлежность красиво накрытого стола. Они предназначены для определенной цели, бывают бумажные и полотняные.

Учитель подводит итог выступлениям уч-ся, собирает рефераты.

А теперь переходим к следующему вопросу: этикета и правилам гостеприимства.

Ученица: Этикет – это установленный порядок поведения где-либо. Гостеприимство- одно из требований этикета. У нас принято приглашать в гости на квартиру, в дом по разным поводам: праздники, день рождения, на чай, на ужин и т. д.

Ученица: Приглашать гостей следует за несколько дней. Обычно приглашения передаются при личной встрече или по телефону.

Законы гостеприимства требуют от хозяев быть приветливыми, доброжелательными и жизнерадостными.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА

Выставление оценок.

Учитель: Из нашего разговора выберем основные идеи, которые пригодятся вам в жизни.

Основные правила при сервировке стола:

Удобство, комфорт, эстетика.

Правила гостеприимства: доброжелательность, приветливость.

“Красиво, вкусно, внешний вид – вот что рождает аппетит!”

Учитель: Сможете ли вы приготовить дома данные угощения и порадовать своих родных?

Данные рецепты необходимо записать в тетрадь.

Учитель: От того, сколько фантазии, умения, творчества и терпения вы вложите в подготовку к приему гостей, будет зависеть, как долго будут помнить гости вечер, проведенный с вами.

“ПУСТЬ УМ И РУКИ ВАШИ ТВОРЯТ ЛИШЬ ЧУДЕСА,
И МИР СТАНЕТ ПРЕКРАСНЕЙ ОТ МУДРОСТИ ТВОРЦА”