1. Введение
“…Каждое предприятие, чтобы выжить и преуспевать, нуждается в здоровом наборе основных убеждений, которыми оно руководствуется во всех решениях и мероприятиях”
Томас Уотсон
Рыбинский полиграфический колледж ведет подготовку по 11 специальностям. Обучение осуществляется по очной и заочной форме. Общее количество студентов около 1000 человек. Преподавание ведут более 80 специалистов, среди которых 50 % имеют первую и высшую квалификационную категорию, пять преподавателей имеют звание “Заслуженный учитель”, 2 кандидата наук.
В колледже работают 10 предметно-цикловых комиссий, осуществляющих методическую и внеклассную работу.
В 2006 г. создана методическая служба, которая координирует и направляет методическую работу колледжа. Методисты методкабинета сотрудничают с областным методическим центром, методистами колледжей г. Рыбинска по вопросам совершенствования методической работы, повышения квалификации кадров, внедрения новых технологий, обмена опытом.
ГЛОСАРИЙ ТЕРМИНОВ
Концепция – это одна из форм, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные положения, принципы, подходы построения педагогических систем и процессов.
Качество – это степень соответствия характеристик объекта (в том числе услуги) ожиданиям потребителя (согласно международным стандартам).
Качество образования обеспечивается, прежде всего, актуальностью содержания и применением эффективных технологий обучения.
Содержание образования должно включать набор необходимых знаний, умений и навыков для успешной профессиональной деятельности и постоянно корректируется с учетом самых последних достижений в соответствующей отрасли.
Основная миссия колледжа – обеспечение конкурентоспособности колледжа на основе повышения качества образования.
Основная идея концепции – повышение результативности образовательного процесса в колледже через непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства и компетентности педагогов.
2. Актуальность реорганизации методического кабинета
На современном этапе концепция методического кабинета заключается в переходе от образовательно-педагогической формы просвещения педагогического коллектива к новой форме – системно-деятельностному подходу. На современном этапе деятельность методического кабинета предполагает проектно-программное обеспечение учебного процесса, информационно-ресурсное обеспечение, непрерывное повышение квалификации педагогических работников.
Анализ основных требований, предъявляемых к уровню подготовки специалистов, позволил нам разработать модель выпускника, свободно владеющего своей профессией, готового к постоянному профессиональному росту, конкурентноспособному.
Основные требования, которые рыночная экономика предъявляет к выпускникам ссузов, служат ориентиром деятельности педагогического коллектива:
- широкая общеобразовательная, общетехническая, психологическая, педагогическая, экономическая, правовая подготовка в сочетании с глубокими узкопрофессиональными знаниями;
- профессиональная компетентность, высокое профессиональное мастерство и качество труда;
- способность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результат своей деятельности;
- готовность к переучиванию, самообразованию, умение работать с литературой;
- умение работать в группе, в условиях коллективных норм организации труда;
- мобильность; коммуникабельность, участие в управлении;
- ведение здорового образа жизни, включая культуру поведения, питания, личной гигиены.
3. Цели и задачи развития методического кабинета
Цель: Содействие оптимальному функционированию колледжа в обеспечении высокого уровня общеобразовательных услуг для студентов путем повышения профессионализма, личной ответственности и творческого подхода каждого педагогического работника колледжа.
Задачи:
- Анализировать особенности состояния, проблемы и перспективы развития колледжа.
- Содействовать совершенствованию организации образовательного процесса.
- Разработать модель научно-образовательного комплекса.
- Разработать концептуальные принципы повышения качества подготовки специалистов.
- Разработать модель системы управления качеством подготовки специалистов в колледже.
- Способствовать созданию условий для работы, позволяющих раскрыть творческий потенциал каждого члена педагогического коллектива.
- Содействовать созданию благоприятных условий для развития личностных качеств учащегося, его саморазвития, самосовершенствования, самореализации личности.
- Способствовать воспитанию гражданственности у студентов, приобщению их к духовной культуре, формированию морально-нравственных ценностей, взглядов, идеалов.
- Содействовать созданию условий для эффективной коммуникации коллектива.
Стратегия деятельности.
- Постоянное повышение конкурентоспособности колледжа, среди подобных ему, в регионе и России в целом.
- Ориентация на лучшие мировые достижения в сфере оказания образовательных услуг.
- Совершенствование профессионального мастерства коллектива. Инициатива, творчество, ответственность – как основные составляющие качественного роста каждого.
- Рациональное использование ресурсов - залог качества.
- Приоритет вопросов качества по всем направлениям деятельности:
- ответственность руководства;
- общие положения, процедуры и разработка программы качества;
- маркетинг образовательных услуг;
- управление педагогическим персоналом;
- управление документацией;
- управление подготовкой выпускников.
Тактика.
- Создание нового элемента информационной среды – научно-образовательного комплекса;
- Поэтапный контроль качества профессиональной подготовки студентов (личностно-деятельностный подход).
- Внутренний мониторинг качества работы преподавателей и структурных подразделений колледжа.
- Формирование основных профессиональных компетенций.
- Повышение личной ответственности руководителей структурных подразделений за организацию и контроль работы преподавателей.
- Совершенствование нормативной, отчетной и планирующей документации, обеспечивающей эффективную деятельность колледжа.
Изучение спроса потребителей.
- Анализ общественного мнения.
- Анализ основных требований, предъявляемых к результатам подготовки специалистов со стороны работодателей.
- Прогнозирование изменений рынка образовательных услуг и ожиданий потребителей; мобильность в деятельности, гибкость и отзывчивость.
4. Концептуальные подходы и принципы деятельности методического кабинета
Подходы:
1. Соответствие качества образования требованиям педагогической теории и практика.
2. Достижение качества образования через освоение современных педагогических технологий.
3. Совершенствование научно-методической деятельности преподавателей.
Принципы деятельности:
- Принцип не навреди: бережное, гуманное отношение к себе, к тем людям и вещам, которые нас окружают.
- Принцип подлинной демократии: максимальная возможность для развития инициативы, самодеятельности самоуправления, организация взаимосвязи педагогического управления и студенческого самоуправления.
- Принцип гармонизации сущностных сил личности студента, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учетом его индивидуальности, возрастных особенностей и возможностей требует целенаправленной работы по созданию условий для реализации студентом своих потенциалов в разных видах деятельности при достаточно эффективном психолого-педагогическом сопровождении.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- вариативности выбора способа самореализации в различных видах деятельности;
- обучению способам рефлексии и программирования своего самосовершенствования;
- сочетанию форм работы, учитывающих возрастные особенности студентов;
- постоянной коррекции воздействий на каждого студента с учетом изменений, происходящих в его здоровье и психике.
- Принцип самореализации и включенности студента в реальные социально значимые отношения требует развития самостоятельности и инициативы студентов, включения их в процесс организации жизнедеятельности студенческого коллектива.
Это принцип может быть реализован при следующих условиях:
- при развитии студенческого самоуправления;
- при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый студент в отдельности, так и инициативные группы студентов;
- при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность студентов.
- Принцип сочетания защиты и социального развития студентов требует наряду с созданием защищающей студента социальной среды опору на активность самого учащегося, что способствует его социальному закаливанию.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- сочетании общей социально-защитной деятельности, направленной на создание социального благополучия всех учащихся, с целевой социальной защитой студентов, нуждающихся в специальной помощи (дети-сироты, инвалиды);
- стимулировании самопознания студентов в различных социальных ситуациях, определении своей позиции и способа адекватного поведения в различных условиях;
- оказании помощи студентам в анализе проблем
социальных отношений и вариативном
проектировании своего поведения в сложных
жизненных ситуациях.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- добровольности включения студента в ту или иную деятельность;
- доверии студенту в выборе средств достижения поставленной цели, основанном на вере в возможность каждого учащегося и его собственной вере в достижения поставленных задач;
- оптимистической стратегии в определении воспитательных задач;
- предупреждении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
- учете интересов студентов, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждении новых интересов.
Кредо педагогического коллектива колледжа.
- Качество, креативность (творчество).
- Рациональность, работоспособность.
- Единство.
- Долг, динамика.
- Организованность, образованность.
Механизм реализации концепции развития методического кабинета (структура, управление, формы, ресурсы)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ
Информационно-методическая помощь преподавателям | Консультативно-методическая помощь преподавателям | Научно-методическая помощь преподавателям |
|
|
|
Прогнозируемые результаты
- Формирование муниципальных заказов на обучение молодежи и взрослых.
- Адекватность соответствия образовательных программ требованиям регионального рынка труда.
- расширение вариативности образовательных программ.
- Внедрение современных методов обучения.
Индикатор достижения результата:
- Обучение по измененным образовательным программам.
- Обучение по модульным программам.
- Увеличение контингента обучаемых детей и взрослых.