Герб, гимн, флаг России

Разделы: Классное руководство


Цели:

  1. Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции- основному закону страны.
  2. Расширить представления учащихся о родной стране.
  3. Познакомить детей с новыми понятиями “геральдика”, “держава”, “скипетр”;
  4. Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.

Оборудование:

  • Конституция РФ, РТ,
  • ТСО “Гимн” (кинофильм),
  • изображение флагов России, Татарстана, Франции,
  • герб РФ,
  • выставка детских рисунков “Моя Родина”
  • выставка книг.

 ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Участники разделены на 3 группы по 6-7 человек. Выполнив задание, ответив на вопрос, группа получает балл. В итоге подсчитывается количество правильных ответов, выявляется группа-победитель.

- Как называется наша страна? (Россия)

- Столица нашего государства? (Москва)

- Кто стоит во главе государства? (Президент)

- Как зовут Президента России?

- Какие народы живут в России? (Русские, татары, чуваши, мордва, башкиры и т.д.)

- Какие символы государства вы знаете? (Флаг, герб, гимн)

- Какой праздник мы отмечаем 12 декабря?

- Что такое Конституция?

- Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о символах России и о Конституции Российской Федерации. Задумаемся над тем, как мы сами относимся к своей Родине, любим ли мы ее?

Чтец:

Россия -
Радуга и синь,
Степная сизая полынь,
Полей разлет,
И снег,
И лед,
И хоровод
Берез, взметнувшихся над Волгой.
Она багряный листопад,
И снова синь,
И снова сад,
А в нем, пленительный и долгий,
Шального соловья раскат.
Россия –
Ясная роса,
Косого ливня полоса
И запах медуниц от луга,
Глаза ребенка,
Сердце друга,
Вечерних росстаней печаль.
И распахнувшаяся даль
От Селигера до Байкала.
Все, все она в себя впитала!
Россия – все, чем я живу,
К чему во сне и наяву
Душа стремиться не устала. В. Полторацкий

Герб РФ

"Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.

- Рассмотрим герб РФ. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика.

- Что мы знаем о создании гербов?

3 ученик: Государственный герб отражает определенный исторический этап развития общества, существует до тех пор, пока существует данный тип государства. Как правило, выражает идею государственного могущества и суверенитета. Герб соответствует идеологическим, политическим, религиозным основам государства. Так современный герб РФ не похож ни на герб Российской империи, ни на гербы СССР или РСФСР, но частично несет в себе их образы, цвета и символы.

4 ученик: Государственный герб РФ - официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.

5 ученик: Создание герба - деятельность довольно сложная, в ней принимают участие ученые-историки, специалисты в области геральдики и художники-графики, художники - эмблематисты. Родовые, земельные, государственные гербы сочетают в себе знаково-символическое и эстетическое начало. Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Геральдика обладает своим особым языком, имеющий свой строго определенный порядок и терминологию. Так при описании герба вначале называют цвет, затем - фигуру. В гербах со щитом первой называют фигуру, находящуюся в центре.

- Попробуем прочесть герб РФ.

6 ученик: На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.

7 ученик: На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Следует подчеркнуть, что герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

- Что мы узнали о гербе РФ?

- Что он символизирует?

Чтец:

Упал снаряд, и совершилось чудо:
На опаленной порохом стене
Возник в дыму неведомо откуда
Святой Георгий на лихом коне.

От сотрясенья обнажилась фреска,
Упала штукатурка поздних лет, -
И он возник торжественно и дерзко,
Как древний знак сражений и побед.

В сиянии возвышенного лика
Простер десницу грозную свою.
И острая карающая пика
Пронзила ядовитую змею.

ЗАДАНИЕ: раскрасить герб РФ по образцу. Команда, справившаяся первой, получает дополнительный балл.

Флаг РФ

- Что такое флаг? (Символ государства)

- Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный)

Чтец:

Нам есть чем гордиться и есть что беречь,-
И хартия прав, родимая речь,
И мир, охраняемый нами,
И доблесть народа, и доблесть того,
Кто нам и родней, и дороже всего,
Кто наше победное знамя! А. Ахматова

ЗАДАНИЕ: на доске изображение флагов России, Франции, Нидерландов, Болгарии, Татарстана.

Найти изображение флага РФ.

Найти изображение флага РТ.

- Что общего у флагов России и Татарстана?

- Чем они отличаются?

- Что мы знаем о Российском Флаге?

1 ученик: Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета.

2 ученик: Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу.

22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

- Что вы узнали о нашем флаге? Что означают его цвета?

ЗАДАНИЕ: составить из полос цветной бумаги флаг РФ. Команда, справившаяся первой, получает дополнительный балл.

Конституция РФ

- Подумайте, что такое законы? (это правила, которые устанавливает государство.)

- Для чего они издаются? (их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, какому народу они принадлежат.)

Учитель: Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны - Конституция. Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. В этом году исполнилось 10 лет принятия Конституции РФ, за это время в нее не внеслась ни одна поправка.

ЗАДАНИЕ: блиц-опрос.

- Из чего состоит Конституция?

- Сколько в ней разделов? (2)

- На что они делятся? (Главы)

- На что подразделяются главы? (Статьи)

- Какая глава Конституции рассматривает права и свободы человека и гражданина? (Глава 2)

- Какие права человека вы знаете?

- Когда человек приобретает права?

- Сколько прав по Конституции насчитывается? (58)

- Что значат слова: обязанность человека?

- Сколько обязанностей у гражданина РФ по Конституции? (8)

- Какие обязанности вы знаете?

- С какого возраста человек может отвечать по своим обязательствам? (С 18 лет)

- Молодцы! Справились с заданием. Следующий символ государства - это гимн.

Гимн РФ

8 ученик: Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

- Как проявляется уважение, а стране, когда люди слушают гимн? (люди встают)

- Прослушаем гимн РФ, как подобает гражданам России.

ПРОСЛУШИВАНИЕ ГИМНА РФ.

- Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).

- Совсем недавно С. Михалков написал текст к Государственному Гимну РФ. (Чтение учителем слов гимна)

- Какое содержание текста гимна? (любовь к Родине, красота природы, гордость за свой народ и т. д.)

Повторное прослушивание гимна РФ (со словами).

Итог классного часа.

- О чем мы говорили?

- Что нового сегодня узнали?

- О каких символах государства вспомнили?

- Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?

- Все ли равны перед основным законом РФ?

- Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?

Д/З выучить слова гимна России, уважать и беречь родную природу и свою Родину.