Организация продуктивной деятельности на занятиях по кнструированию из строительного материала с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской активности и наряду с рисованием, лепкой, аппликацией объединяются понятием “продуктивная деятельность”.

Велико участие “продуктивной деятельности” в эмоционально-личностном становлении ребёнка – в развитии чувства инициативы, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы. Это тот вид деятельности, в котором дошкольнику гарантирован успех:

  • он даёт возможность для творчества,
  • формирует умение предвидеть будущий результат,
  • воспитывает самостоятельность,
  • развивает пространственно-образное мышление,
  • даёт толчок обогащению речи,
  • улучшает координацию глаз – рука,
  • повышает уровень подготовки к школьному обучению.

К сожалению, сейчас конструированию родители отводят незначительное место в занятиях с ребёнком, а деревянный конструктор – большая редкость в наборе детских игрушек. Да и по своему опыту знаю, что провести такое занятие в условиях детского сада достаточно проблематично. Детей в группах много и каждому предоставить достаточное количество разнообразных деталей очень непросто. Чаще этот вид деятельности реализуется в группах раннего возраста или младшей группе, когда дети строят по образцу воспитателя или вместе с ним и количество деталей используется минимальное. В старших группах эта деятельность зачастую проходит в свободных играх во второй половине дня на ковре или за столами частью детей, но не как полноценное занятие.

Я работаю в системе дополнительного образования. В городе Набережные Челны есть Дворец творчества детей и молодёжи, а в нём наша прекрасная школа для детей и родителей – школа раннего развития “Светлячок”. Наполняемость в группах не больше пятнадцати человек и в комплексную программу “Светлячка” входит конструирование.

В области детского технического конструирования существуют программы, разработанные Л.А. Парамоновой, Л.В. Куцаковой, Н.Ф. Тарловской, Л.А. Топорковой. Эти программы предусматривают развитие конструктивных способностей у детей, умение создавать разнообразные постройки, преобразовывать их по длине, ширине, высоте; умение выполнять постройки по образцу, по условию, по замыслу.

Этими программами и методиками я пользуюсь, занимаясь с детьми четырёх, пяти лет. Дети знакомятся с деталями, строят из них дома и замки, транспорт и мебель, мосты и гаражи, т.е. обогащают, пополняют свой субъектный опыт. И когда уже имеется представление, что можно строить их этих деталей и развиты конструктивные умения, я подвожу детей к пониманию, осознанию того, что любая деятельность, будь то поход в лес, приготовление супа или постройка дома, предполагает планирование, алгоритм последовательных действий.

Для того, чтобы успешно решать познавательные и творческие задачи, нужно научить детей составлять и использовать план. Существует программа “Развитие” Л.А. Венгера, а в ней предмет “Конструирование” и методическое пособие В.В. Брофман “Архитектурная школа имени папы Карло”, ориентированные на развитие мышления детей ХХI века. Этими программами я пользуюсь в работе с детьми шести лет.

Быстрые перемены, происходящие в современном мире, делают необходимым формирование в детях желания постоянно осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни. Изменения, произошедшие за последнее время в нашей стране, создают благоприятные условия для появления принципиально новых подходов к построению системы образования, в том числе и дошкольной. В дошкольном образовании России в 1989 году в “Концепции дошкольного воспитания” была официально заявлена личностно-ориентированная педагогика.

Центром личностно-ориентированных технологий становится индивидуальность ребёнка, его неповторимость. Программы, ориентированные на ребёнка, такие как “Развитие”, “Сообщество” и др., пытаются заложить основы способностей, жизненно необходимых для того, чтобы справляться с проблемами сегодняшнего дня, а также с теми, с которыми нам суждено столкнуться в ХХI столетии. К числу таких способностей авторы программ относят следующие:

  • принимать и осуществлять перемены,
  • критически мыслить,
  • осуществлять выбор,
  • ставить и решать проблемы,
  • проявлять творчество, фантазию и изобретательность.

Продуктивная деятельность – это тот вид культурной практики, где успешно формируются и реализуются выше перечисленные способности, и который может быть организован в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми.

Для того, чтобы занятие протекало в такой форме, необходимы особая организация пространства деятельности (предметной среды), определённый стиль поведения взрослого, гибкий подбор содержания, методов и приёмов, которые несли бы полноценную развивающую нагрузку, активизировали субъектный опыт и одновременно были бы привлекательны и осмысленны для дошкольников, предоставление детям выбора по интересам и возможностям.

Прежде всего, хочется остановиться на организации общего пространства для работы. На первом занятии я знакомлю детей с нашим кабинетом и с теми материалами, которыми дети будут пользоваться. Обращаю их внимание на то, что у каждой вещи есть своё постоянное место. Все материалы находятся в удобных открытых контейнерах и хранятся на доступном для детей уровне на полках в шкафах. Это наборы со строительными деталями, дощечки разной длины, ширины и формы, колпачки и пробочки, кусочки ткани, мелкие фигурки животных и людей, машинки, кораблики, деревца, кукольная посуда, наборы открыток с красивыми зданиями и сооружениями, чертежи и рисунки для построек по интересам и возможностям, наборы карандашей, фломастеров и т.д.

Занятия носят яркий творческий характер и дополнительный материал, выше перечисленный, побуждает, мотивирует и эмоционально окрашивает детские проекты, способствует развитию конструктивно-игровой деятельности.

Разумеется, все эти коллекции пополняются, заменяются, но главное то, что они имеют постоянное место и детям не приходится их искать, спрашивать других, отвлекая от дела. И что особенно важно, дети знают и всегда сами убирают за собой весь материал по местам, приучаясь к самостоятельности.

Наш кабинет достаточно просторный и это даёт возможность несколько раз во время занятия сменить место и положение тела. В кабинете несколько столов, которые можно поставить отдельно, по кругу, сгруппировать по два. Это зависит от темы занятия, способа выполнения заданий (индивидуальный, групповой, коллективный). На полу лежит большой ковёр. Желающие могут расположиться и на нём. Я не отделяю себя от детей учительским столом, а располагаюсь рядом с ними. Места не закрепляются за детьми жестко. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется какой-то инструмент, материал. Динамична и моя позиция. Я на каждом занятии располагаюсь рядом с тем или иным ребёнком, который требует большего внимания.

Организованное таким образом рабочее пространство обеспечивает возможность каждому ребёнку видеть работу других, обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями, открытиями (“Смотри, как у меня!”, “Я понял, как это сделано” и т.д.)

Занятия в форме партнёрской деятельности предполагают определённый стиль поведения взрослого. Встречаю детей приветливо. Восточная поговорка гласит: “Приветливость – золотой ключик, открывающий сердца людей”. Занятия стараюсь проводить живо, непринуждённо, эмоционально. Включаюсь в деятельность наравне с детьми, веду себя доброжелательно, анализирую вместе с детьми образцы, комментирую шаги своей работы, принимаю детскую критику, обмениваюсь мнениями и оценками.

Нельзя допускать отрицательных высказываний в адрес ребёнка. Беседы с детьми стараюсь вести тактично, активно используя в речи вежливые слова, не стесняюсь извиняться и спрашиваю разрешения у детей. Подобное поведение направлено на воспитание доброжелательных отношений у детей друг к другу и к педагогу.

Обязательным условием является стимулирование положительных эмоций и похвала ребёнка во время работы или игры. Ребёнок всегда прав, потому что он делает то, о чём у него есть чёткие эмоциональные представления, даже если его постройка не будет соответствовать до конца реальному образцу. Не стоит обращать внимания на негативные моменты, всегда найдётся, за что его похвалить. А ещё можно спросить самого малыша: “А что тебе сегодня особенно понравилось? За что бы ты хотел себя похвалить?” И всегда обращать внимание детей на постройки друзей, соседей по столу. Интересоваться: “Кого бы ты сегодня хотел похвалить? Что тебе у него понравилось?” Таким образом, дети привыкают самостоятельно оценивать свою деятельность и радоваться успехам своих друзей. В Древнем Китае говорили: “Самое трудное – радоваться чужим успехам”.

Предполагаемая работа на занятии планируется на 25-30 минут, необходимых для достижения конечной цели (исходя из темпов работы “среднего” ребёнка). При этом необходимо иметь некоторый резерв времени, чтобы каждый из детей, действуя в собственном темпе, смог справиться с работой, достичь желаемого результата. В связи с этим работа предполагает “открытый временной конец”. По мере завершения работы дети переходят к свободной деятельности по собственному выбору - играют со своими постройками, объединяют постройки с соседом и организуют совместную игру, делают “фотографию” своей постройки в личном альбоме (рисунок карандашом). Я же не покидаю “рабочее место” до тех пор, пока все не завершат работу, одобряя своим присутствием медлительных детей.

Считаю, что правило трёх “П” - понимание, приятие и признание – фундамент общения людей любого возраста. И если мы хотим, чтобы наши дети умели делать выбор самостоятельно, нам, взрослым, нужно принимать и признавать их интересы.

Многие ситуации, возникающие вне занятия или на занятии, могут быть представлены, как допускающие выбор: “С кем ты хочешь встать в круг: с Машей или Ваней?”, “Какой мячик тебе дать – синий или жёлтый?”, “Что бы ты сейчас не выбрал, я согласна”. У ребёнка должно быть ощущение, что выбирает именно он.

На каждом занятии дети самостоятельно решают, с кем они сядут, поскольку места за детьми не закреплены. Объединятся с кем-то в группу и будут строить вместе или нет – дети тоже решают сами. Детям сообщается тема занятия, закрепляются характерные особенности постройки, вместе решаются шаги предстоящей работы. А вот из каких деталей ребёнок будет её строить, какого цвета детали выберет, что добавит, как украсит и чем, какой выберет дополнительный материал – это его личное желание, его решение. Только в конце занятия нужно непременно спросить каждого: “Почему ты выбрал именно этот материал?”, “Что ты построил?”, “Для кого, для чего нужна эта постройка?” и т.д.

“Применительно к личностно-ориентированному обучению ситуация выбора – это спроектированный педагогом элемент или этап занятия, когда воспитанники поставлены перед необходимостью отдать своё предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания”. Автор этого определения – Степанов.

Профессор Машарова перечисляет условия, необходимые при создании ситуации выбора, и обстоятельства, которые следует учитывать при создании ситуации выбора. Обстоятельства могут возникнуть и независимо от нас. Условия же мы обязаны продумать и создать:

  • Ситуация должна затрагивать сферу активных потребностей и интересов воспитанников.
  • Ситуация должна постепенно включаться в систему жизнедеятельности ребёнка по мере развития у него способностей, умения самостоятельно определять цель и средства её достижения, нести ответственность за полученный результат.
  • Основанием для расширения свободы выбора должна быть успешная деятельность, сопровождающаяся формированием ЗУНов.
  • Должны быть продуманы механизмы защиты ребёнка от собственных ошибок.

Я хочу поделиться тем, как у меня получалось создавать ситуации выбора на примере занятий по теме “Дом. Какой он?”

Детям 4-х – 5-ти лет предлагались такие ситуации.

Рассматривалась постройка, например, домика. Обращалось внимание на выбор деталей, их количество, соединение, последовательность постройки. Затем детям предлагалось построить такой же домик, только шире, длиннее или выше. Дети выбирали нужные детали, сопоставляли с образцом и были защищены от ошибок.

На другом занятии детям было предложено построить домики для любимых игрушек (их дети выбирали по желанию).

Детям 6-ти лет предлагались простые схемы, по которым они строили домики. Эти схемы были расчленённые, т.е. разделённые на отдельные части, элементы <Рисунок1>.

Дело в том, что по этим проекциям (вид спереди) можно построить несколько вариантов домиков. Кто-то из ребят найдёт все варианты, а кто-то нет. Кто-то видит на схеме квадрат и думает: “Понял – это куб!”. Другой вспоминает, что у зелёного цилиндрика вид спереди – тоже квадрат и ставит цилиндр, а сверху треугольную призму. А третий нашёл ещё один вариант: “Куб – это два полукуба”. И ставит их один за другим. Спереди - то мы видим квадрат! “Здорово! Значит, по этой схеме можно построить три домика!” “А, может ещё есть варианты? Надо подумать…”

Следующий чертёж не менее интересный. Внизу два прямоугольника, а вверху – треугольная призма. Такой прямоугольничек есть у полукуба. Кладём один полукуб на другой так, чтобы спереди были видны два прямоугольника. Сверху – треугольную призму. “Молодец! А если ещё подумать? Может и по этой схеме можно сделать несколько домиков?” И вот уже кто-то из ребят, хорошо покопавшись в коробке с деталями, обнаруживает самый низкий цилиндрик. Он у нас жёлтого цвета. И что тут началось! Один поставил два цилиндрика друг на друга. Другой – внизу цилиндр, а на него – полукуб. Третий наоборот. “Браво! Какие мы гениальные! Одна голова хорошо, а две лучше!”

На следующем занятии детям предлагаются нерасчленённые схемы <Рисунок2>. На листочке изображены только контуры домов. Детям предстоит решить, из каких деталей нашего набора можно построить такие домики? Детям разрешается работать так, как им удобнее, самим выбрать способ использования учебных материалов. Дети исследовали материалы поодиночке и вместе с товарищами. Кто-то решил сначала расчленить контурные схемы, а потом сделать по ним постройки. Кто-то всё проверяет сразу на месте. Т.е. подбирает детали и строит, а потом, глядя на готовую постройку, делит контурную схему на отдельные элементы. А вот ещё вариант - расчленить схему и построить. Затем, если это необходимо, внести поправки в схему.

Я же наблюдала за детьми, поощряла их инициативу, задавала вопросы. Неформальная обстановка позволяла ребятам заниматься с различной скоростью, поскольку никто не сравнивал их успехи и никто не заставлял их делать единственным “правильным” способом. В конце дети посмотрели варианты построек и схем друг у друга, побывали в роли “контролёров”.

Однажды в “Светлячок” пришло письмо от жителей Цветочного города. Они обратились к детям с просьбой – помочь разобраться в чертежах, которые придумал Знайка. Жителям Цветочного города захотелось построить новые красивые дома. Незнайка сказал, что всё построит сам, но у него снова ничего не получилось. Наши “светлячки” сразу откликнулись на просьбу, разобрали чертежи, кто какой хотел, (были сложные и полегче) и стали разбираться. Какие детали нужны для работы, с чего лучше всего начать дело, как соединять детали, чтобы постройка была аккуратной, прочной и красивой?

Надо сказать, что перед детьми на доске на каждом занятии вывешивается схема со знаками-символами. Всего их на схеме четыре и они напоминают детям о главных правилах архитектуры – строить аккуратно, прочно, точно по чертежу и красиво, оригинально. Она служит хорошим механизмом защиты ребёнку от собственных ошибок <Рисунок3>.

Вернёмся, однако, к нашим постройкам. Когда дети выполнили их по чертежам – было предложено дать им названия; подумать, что бы могло в этих зданиях находиться; в чём их польза и необходимость для жителей городка. Каждый ребёнок аргументировал свой выбор.

На этом занятии дети выполняли постройки по готовым чертежам, они помогали героям произведения разобраться в них. Тем самым, я реализовывала определённую образовательную задачу – уметь читать чертёж.

Был цикл занятий из истории архитектуры. Дети знакомились с дворцами, замками, крепостями арабской архитектуры, европейского средневековья, эпохи возрождения. Мы смотрели иллюстрации в книгах, приносили открытки из дома, строили эти сооружения с друзьями. Дети с удовольствием объединяли свои постройки крепостями, туннелями, мостами, рассказывали, кому принадлежали эти дворцы и замки.

По желанию детей пришлось посвятить этой теме несколько занятий, поскольку у детей появлялись идеи и предложения, дети приносили из дома целые армии рыцарей, а девочки принцесс. В завершении этой темы был объявлен “Конкурс старого короля” на самый лучший замок. Дети сначала придумывали проекты замков в голове, потом делали чертежи и строили по ним. Свобода выбора предоставлялась детям во всём – это и место (где и с кем трудиться), и выбор размера бумажного листа (альбомный, тетрадный), и необходимого инструмента (линейки, шаблоны, карандаши, фломастеры), и подбора деталей, и цвет постройки, и размер (её высота, длина, ширина), дополнительные детали (пробочки, конусы, деревья, животные), и т.д.

Несколько занятий было посвящено нашему родному городу - “Дом, в котором я живу”, “Детский сад”, “В два ряда дома стоят”.

На занятии “В два ряда дома стоят” мы с детьми строили целую улицу. Посредине кабинета дети положили дорогу, вырезанную из бумаги, сделали разметку. Пригодились дорожные знаки, светофоры от настольной игры. Дети вспомнили, что на улице есть проезжая часть, тротуары, вдоль дороги построили разные здания, за ними - детские площадки. Дети вспоминали, какие здания стоят рядом с их домом – школы, магазины, кафе, остановки городского транспорта. Ситуаций выбора, самостоятельно принятых решений было множество. На занятии присутствовал папа одного из ребят. Он помогал детям при расстановке дорожных знаков, объяснял, что они обозначают.

Заключительным занятием по теме “Дом. Какой он?” был конкурс, посвящённый 75-тилетию нашего города “Улица моей мечты”. Это итоговое занятие. Дети уже владеют конструктивными навыками, у них хорошая координация и точные движения, пространственно-образное мышление, дети любят творить и придумывать новое, чего ещё никто до них не придумывал.

А если у кого-то были ошибки – мы их исправляли вместе. Я часто говорила детям, что каждый имеет право ошибаться. Не надо этого бояться. Ведь ошибку можно исправить. А как? Тебе в этом поможет друг, взрослый, который рядом, да и сам ты, если хорошо подумаешь, догадаешься.

На занятии, где возможность выбора является одним из элементов среды обучения, дети учатся взвешивать преимущества и недостатки своего выбора и принимать соответствующие решения.

В заключении хотелось бы кратко обозначить суть предложенной системы организации продуктивной деятельности на занятиях по конструированию из строительного материала с учётом личностно-ориентированного подхода в обучении – организация занятий в форме партнёрской деятельности взрослого с детьми, где соблюдается принцип добровольного включения в деятельность.

Он обеспечивается

  • определённым стилем поведения педагога,
  • организацией общего пространства деятельности,
  • привлекательностью и осмысленностью предлагаемой детям работы,
  • выбором по интересам и возможностям,
  • “открытым временным концом”,
  • и дополнительно мотивирующим участием взрослого.