"Кейс" как интерактивный метод обучения. Разработка урока "Устройства вывода. Принтеры"

Разделы: Информатика


Модуль: Архитектура и структура ЭВМ

Тип урока: Комплексное применение знаний

Вид: Деловая игра, защита проектов

Форма проведения урока: Урок построен в виде игры с использованием приемов моделирования решения задач из реальной жизни. На уроке моделируется ситуация деловой игры: группам учащихся предлагается задача-ситуация, которую необходимо будет решить, используя свои знания и представленную информацию в кейсе (кейс – это ситуационная задача и информация, необходимая для ее решения, которая размещена в специальной папке (конверте)). Группе учащихся необходимо будет подготовить и защитить проект “Покупка принтера для фирмы”. Учащиеся могут участвовать в подготовке данного урока, например разработать логотип, рекламный постер для фирмы, используя графические редакторы.

Цели урока:

  • Обучающая - обобщение и систематизация, контроль знаний учащихся о возможностях использования устройства вывода - принтера, в сферах деятельности человека.
  • Развивающие – развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, сравнение); развитие творческой познавательной деятельности; развитие умений нешаблонно подходить к решению самых разнообразных задач, умений планировать и контролировать свои действия, умений оценивать результаты своих действий; развитие монологической речи в своих ответах; выделение главного в изучаемом материале; анализ ответов своих товарищей; стимулирование познавательного интереса учащихся к предмету “Информатика”, к профессиям, связанными с данной дисциплиной.
  • Воспитательные – воспитание навыков самостоятельной работы, основ коммуникативного общения (воспитание культуры речи, свободное владение специальной терминологией); пополнение и активизация словарного запаса учащихся; воспитание уверенности в собственных силах; воспитание понимания и принятия друг друга; воспитание у учащихся самостоятельности, ответственности за свой труд; воспитание информационной культуры учащихся.

Подготовка кабинета: 4-5 рабочих мест для группы в 5-6 человек (можно объединить столы).

Оборудование:

  • Мультимедийный комплект (мультимедийный проектор, экран, ПК)
  • Доска магнитная

Продолжительность занятия: два урока по 45 минут

План урока:

1. Организационный момент (знакомство, организация учащихся) – 1-2 минуты

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Самопредставление Подготовка и быстрое включение учащихся в деловой ритм

Доска: логотип фирмы и краткие сведения Приложение 1

Дополнительные материалы: бейджи детям, учителю

2. Мотивационный этап (определение целей и задач урока, объяснение плана работы, разбиение учащихся на группы) – 5 -7 минут

Деятельность учителя Деятельность учащихся
  • Обеспечить мотивацию работы учащихся
  • Определить цели и задачи занятия
  • Ознакомить учащихся с кейсом
  • Подготовиться к познавательной и творческой работе в группах

Экран мультимедийного проектора: текст основной ситуации-задачи Приложение 2 , список содержимого кейса Приложение 3, результаты жеребьевки

Раздаточный материал: кейсы, ватманы, маркеры, скотч и т.п.

Работа в группах – 35 минут

Деятельность учителя Деятельность учащихся
  • Подготовка презентации рейтинга команд при защите своего доклада
  • Наблюдает, советует и косвенно руководит деятельностью учащихся
  • Помощь и ответы на текущие вопросы участников групп
  • Организация работы в группе
  • Внимательное изучение материала кейса
  • Обсуждение изученной информации
  • Обмен мнениями и составление плана работы над задачей
  • Анализ материала
  • Определение сущности ситуации
  • Фиксирование основной и второстепенных проблем
  • Работа над проблемой (дискуссия)
  • Выработка решений проблемы
  • Дискуссия для принятия окончательных решений
  • Формирование критерия проверки правильности предложенного решения
  • Поиск альтернативных вариантов решения
  • Подготовка доклада

Доска: список критериев Приложение 4 защиты проекта

Выступления учащихся (защита проектов) – 25 - 30 минут

Деятельность учителя Деятельность учащихся
  • Организация и ведение процесса защиты проектов
  • Выслушивание отчетов
  • Определение целесообразных вопросов в роли рядового участника
  • Подготовка и отчет по проекту
  • Выслушивание защиты проектов
  • Определение дополнительных вопросов выступающему и его группе
  • Ответы на вопросы участников игры
  • Обсуждение решений предложенных ситуаций

Доска: проекты учащихся

Анализ работы и подведение итогов – 5-7 минут

Деятельность учителя Деятельность учащихся
  • Организация и подведения итогов защиты проектов
  • Определение более успешного проекта и более активной и продуктивной группы
  • Определение дополнительных вопросов преподавателю
  • Заполнение анкет-резюме

Раздаточный материал: анкеты-резюме

Доска: диаграмма рейтинга, критерии оценки защиты проектов

Рефлексия – 5 минут

Заключительное слово преподавателя - 2 минуты

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте! Меня зовут <ФИО преподавателя> – я менеджер по кадрам фирмы, занимающейся оптовыми продажами фруктов.

2. Мотивационный этап

Фирма еще очень молода (1 год на рынке), но перспективна. Растут потребительские запросы, а соответственно и растет фирма. Увеличивается денежный и товарный обороты, штат работников.

Как менеджер по кадрам, я заинтересована в подборе персонал для фирмы. А так как вы будущие <операторы ЭВМ>, то подбор сотрудников будет проводиться для отдела АСУ (отдела автоматизированного управления), одной из задач которого является автоматизация рабочих мест сотрудников фирмы. Вас _ человек, а мне нужно выбрать только 6. Поэтому я проведу среди вас кастинг, (т.е. подбор кадров) по следующим критериям:

  • молодые и перспективные (а вы у нас все молодые и перспективные),
  • коммуникабельные,
  • молодые люди, умеющие обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию,
  • профессионально компетентные,
  • юноши и девушки, умеющие работать в команде

Для того, что бы сделать свой выбор, вам предоставляется следующая задача, которую необходимо будет решить, используя свои знания и представленную информацию в кейсе (кейс – это ситуационная задача и информация, необходимая для ее решения, которая размещена в специальной папке у вас на столах):

Вам необходимо будет подготовить и защитить проект “Покупка принтера для фирмы”. Принтер, представленный вами должен обеспечить: максимальное удовлетворение пользователя, формирование у него желания творчески и продуктивно работать, экономичность, но качественность характеристик данного устройства.

Почему принтер, спросите вы? В наши дни принтер является неотъемлемой частью почти каждого персонального компьютера. В зависимости от задач, которые мы решаем с его помощью, нам понадобиться тот или иной тип принтера. Но, безусловно, от его качества, конструкции и особенностей функционирования довольно сильно зависят и качество получаемых распечаток, и скорость, бесшумность работы, а также стоимость печати одного листа.

Для начала вас нужно разделить на группы-команды. Для этого каждый из вас выберет у меня геометрическую фигуру, которая вам понравилась больше всего. Выбирайте.

Теперь команды определены (группа кружочков, треугольников, квадратов, прямоугольников и зигзагов), а чтобы работать в группе, сядьте, пожалуйста, за столы с соответствующими опознавательными знаками.

Во время работы учащихся преподаватель должен строить диаграмму рейтинга каждой команды (это можно реализовать в MS Excel).

Тест на выявление психологических особенностей учащихся по методике “Мелодия вашего поведения” - апробировано: дети с одинаковыми или близкими психологическими особенностями работают более эффективно, слаженно, понимают друг друга

На столе у каждой группы лежат папки, которые мы будем называть кейсы.

Что можно найти в этом кейсе:

  1. Список материалов кейса (белого цвета с цветными надписями) – Приложение 3
  2. План работы группы с кейсом (листок белого цвета) – Приложение 5
  3. Текст ситуации (листок желтого цвета) – Приложение 6
  4. Структура проекта (листок оранжевого цвета) – Приложение 7
  5. Сокращения и термины, используемые при характеристике устройств печати (листок белого цвета) – Приложение 8
  6. Характеристики принтеров (листок розового цвета) – Приложение 9
  7. Статья “Как выбрать принтер” (листок зеленого цвета) – Приложение 10
  8. Советы при покупке принтеров (листок сиреневого цвета) – Приложение 11
  9. Советы по целевому выбору принтеров (листок голубого цвета) – Приложение 12
  10. Прайс-листы известных фирм города. Приложение 13, Приложение 14

Обратите внимание на то, что каждый листок в кейсе имеет свой цвет, чтобы с данным пакетом документов можно было легко работать.

Ваша задача внимательно изучить, проанализировать информацию, на основании анализа нужно будет разработать, представить и защитить проект покупки принтеров для различных отделов фирмы “Фруктик”.

Чем более убедительными будут ваши аргументы и доводы, тем вероятность того, что вы будете сотрудниками нашей фирмы выше!

Во время работы команд на экране проектора можно будет увидеть критерии рейтинга каждой группы.

А после выступления вы можете увидеть диаграмму рейтинга работы и защиты проекта каждой группы.

Все что необходимо вам для доклада, вы найдете на столе, а это: маркеры, ватманы, фотографии, скотч…

Прежде чем приступить к работе в группах, проведем жеребьевку очередности выступления с защитой доклада. Каждая группа выберите, пожалуйста, понравившийся фрукт. Откройте и достаньте свой номер.

Итак, задачи определены, жеребьевка проведена…

Ко мне есть вопросы?

Вы готовы к работе?

У вас есть ровно 20мин., чтобы изучить, проработать материал кейса и представить свои проекты. Прошу всех быть предельно внимательными, проявить активность и творческий подход к делу.

3. Работа в группах с кейсами

Приступаем к работе.

Заканчиваем работу в группах.

4. Выступление учащихся

Уважаемые коллеги у вас было задание исследовать предложенные ситуации, применить багаж ваших знаний по данной проблеме и проанализировать материал представленный в кейсе. На основании анализа нужно было представить и защитить проект покупки принтеров для различных отделов фирмы “Фруктик”.

Надеюсь, что каждая команда уже приготовила свой проект и готова выступить с его защитой.

Прежде чем приступить к этой работе хочу обратить внимание на следующий факт. Вы конкурирующие команды, поэтому нужно быть предельно внимательными при защите проектов команд-соперников. После выступления у вас будет возможность задать интересующие вас вопросы выступающему и группе в целом. Чтобы более ясно представить решение предложенных ситуаций.

Напоминаю, что на экране можно будет увидеть диаграмму рейтинга выступления и работы, в целом, группы.

Первое выступление – команда …

Спасибо за выступление.

Теперь вопросы конкурирующих команд.

Следующая группа…

5. Анализ и подведение итогов

Таким образом, мы выполнили поставленную сегодня задачу: Подготовить и защитить проект покупки принтеров для отделов фирмы “Фруктик”. Вы представили великолепные проекты, которые можно будет внедрять. Ваши выступления были настолько аргументированы, что я была в замешательстве, при выборе самого-самого лучшего проекта. Вы славно поработали сегодня.

Каков же мой вердикт. На работу в фирму “Фруктик” я буду рекомендовать группу … Почему?

Во-первых, обратите внимание на монитор. На диаграмме рейтинга можно увидеть небольшой отрыв группы …. Нужно отметить, что группа подготовила хороший проект. А это значит, что в целом команда поработала очень продуктивно. Выступающий от группы представил более убедительные аргументы и выводы в защите своего проекта. Я думаю, что вы все со мной согласитесь. Кроме этого, выступающий и его группа полно и компетентно отвечали на вопросы конкурирующих групп. Поэтому уважаемые выпускники, я обращаюсь к группе … Пожалуйста, заполните анкету-резюме, для отдела кадров фирмы “Фруктик”.

Я поздравляю вас, что вы успешно прошли кастинг.

Хочу отметить, еще …, …. Я тоже предлагаю вам заполнить анкету-резюме для того, чтобы внести ваши данные в банк данных фирмы. Буду иметь в виду ваш профессионализм, активность, коммуникабельность…

Остальные группы, не расстраивайтесь, вы все активно, продуктивно и творчески поработали. Я очень рада, что вы помогли мне успешно провести кастинг.

Результаты нашей с вами работы дадут возможность руководству не только внедрить один из проектов, но пополнить свой штат профессионально компетентными, активными творческими сотрудниками. А это, значит, обеспечить и другим работникам фирмы полноценную продуктивную творческую работу. Доброжелательный климат в коллективе фирмы.

6. Рефлексия

Теперь я предлагаю каждому подвести итог своей работы. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Интересно ли было вам работать в команде?
  2. Все ли у вас получилось?
  3. Все ли было понятно при работе над проектом?
  4. Актуальна ли такая работа на уроке?
  5. Интересен ли был урок для вас?

Каждому ответу определите свой цвет:

- “Да!!!” - красный;

- “Ни да, ни нет…” - зеленый;

- “Нет!!!” - синий.

Перед вами на столах лежат картинки разноцветных фруктов (красные, зеленые и синие) (Приложение 15). У каждой группы на столе лежит картинка с деревом без фруктов (Приложение 16), я предлагаю “одеть дерево”, т.е. приклеить цветные фрукты, в зависимости от ваших “ цветных ответов”.

Заключительное слово преподавателя

В завершении хочу сказать вам ОГРОМНОЕ СПАСИБО за вашу хорошую работу, активность и творческий подход к делу. Мне приятно было работать с вами, потому что вы доброжелательные, творческие личности.

Желаю вам оставаться такими же: улыбающимися, всегда молодыми людьми. На будущее желаю вам повышать ваш профессионализм, огромного здоровья, удачи и найти достойную работу (не только высокооплачиваемую, но и по душе).

А ваши деревья с красными фруктами говорят о том, что цели нашего урока достигнуты и вы справились с поставленными перед вами задачами.