Модуль: Архитектура и структура ЭВМ
Тип урока: Комплексное применение знаний
Вид: Деловая игра, защита проектов
Форма проведения урока: Урок построен в виде игры с использованием приемов моделирования решения задач из реальной жизни. На уроке моделируется ситуация деловой игры: группам учащихся предлагается задача-ситуация, которую необходимо будет решить, используя свои знания и представленную информацию в кейсе (кейс – это ситуационная задача и информация, необходимая для ее решения, которая размещена в специальной папке (конверте)). Группе учащихся необходимо будет подготовить и защитить проект “Покупка принтера для фирмы”. Учащиеся могут участвовать в подготовке данного урока, например разработать логотип, рекламный постер для фирмы, используя графические редакторы.
Цели урока:
обобщение и систематизация,
контроль знаний учащихся о возможностях
использования устройства вывода - принтера, в
сферах деятельности человека.
Подготовка кабинета: 4-5 рабочих мест для группы в 5-6 человек (можно объединить столы).
Оборудование:
- Мультимедийный комплект (мультимедийный проектор, экран, ПК)
- Доска магнитная
Продолжительность занятия: два урока по 45 минут
План урока:
1. Организационный момент (знакомство, организация учащихся) – 1-2 минуты
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Самопредставление | Подготовка и быстрое включение учащихся в деловой ритм |
Доска: логотип фирмы и краткие сведения Приложение 1
Дополнительные материалы: бейджи детям, учителю
2. Мотивационный этап (определение целей и задач урока, объяснение плана работы, разбиение учащихся на группы) – 5 -7 минут
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
|
|
Экран мультимедийного проектора: текст основной ситуации-задачи Приложение 2 , список содержимого кейса Приложение 3, результаты жеребьевки
Раздаточный материал: кейсы, ватманы, маркеры, скотч и т.п.
Работа в группах – 35 минут
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
|
|
Доска: список критериев Приложение 4 защиты проекта
Выступления учащихся (защита проектов) – 25 - 30 минут
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
|
|
Доска: проекты учащихся
Анализ работы и подведение итогов – 5-7 минут
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
|
|
Раздаточный материал: анкеты-резюме
Доска: диаграмма рейтинга, критерии оценки защиты проектов
Рефлексия – 5 минут
Заключительное слово преподавателя - 2 минуты
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте! Меня зовут <ФИО преподавателя> – я менеджер по кадрам фирмы, занимающейся оптовыми продажами фруктов.
2. Мотивационный этап
Фирма еще очень молода (1 год на рынке), но перспективна. Растут потребительские запросы, а соответственно и растет фирма. Увеличивается денежный и товарный обороты, штат работников.
Как менеджер по кадрам, я заинтересована в подборе персонал для фирмы. А так как вы будущие <операторы ЭВМ>, то подбор сотрудников будет проводиться для отдела АСУ (отдела автоматизированного управления), одной из задач которого является автоматизация рабочих мест сотрудников фирмы. Вас _ человек, а мне нужно выбрать только 6. Поэтому я проведу среди вас кастинг, (т.е. подбор кадров) по следующим критериям:
- молодые и перспективные (а вы у нас все молодые и перспективные),
- коммуникабельные,
- молодые люди, умеющие обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию,
- профессионально компетентные,
- юноши и девушки, умеющие работать в команде
Для того, что бы сделать свой выбор, вам предоставляется следующая задача, которую необходимо будет решить, используя свои знания и представленную информацию в кейсе (кейс – это ситуационная задача и информация, необходимая для ее решения, которая размещена в специальной папке у вас на столах):
Вам необходимо будет подготовить и защитить проект “Покупка принтера для фирмы”. Принтер, представленный вами должен обеспечить: максимальное удовлетворение пользователя, формирование у него желания творчески и продуктивно работать, экономичность, но качественность характеристик данного устройства.
Почему принтер, спросите вы? В наши дни принтер является неотъемлемой частью почти каждого персонального компьютера. В зависимости от задач, которые мы решаем с его помощью, нам понадобиться тот или иной тип принтера. Но, безусловно, от его качества, конструкции и особенностей функционирования довольно сильно зависят и качество получаемых распечаток, и скорость, бесшумность работы, а также стоимость печати одного листа.
Для начала вас нужно разделить на группы-команды. Для этого каждый из вас выберет у меня геометрическую фигуру, которая вам понравилась больше всего. Выбирайте.
Теперь команды определены (группа кружочков, треугольников, квадратов, прямоугольников и зигзагов), а чтобы работать в группе, сядьте, пожалуйста, за столы с соответствующими опознавательными знаками.
Во время работы учащихся преподаватель должен строить диаграмму рейтинга каждой команды (это можно реализовать в MS Excel). Тест на выявление психологических особенностей учащихся по методике “Мелодия вашего поведения” - апробировано: дети с одинаковыми или близкими психологическими особенностями работают более эффективно, слаженно, понимают друг другаНа столе у каждой группы лежат папки, которые мы будем называть кейсы.
Что можно найти в этом кейсе:
- Список материалов кейса (белого цвета с цветными надписями) – Приложение 3
- План работы группы с кейсом (листок белого цвета) – Приложение 5
- Текст ситуации (листок желтого цвета) – Приложение 6
- Структура проекта (листок оранжевого цвета) – Приложение 7
- Сокращения и термины, используемые при характеристике устройств печати (листок белого цвета) – Приложение 8
- Характеристики принтеров (листок розового цвета) – Приложение 9
- Статья “Как выбрать принтер” (листок зеленого цвета) – Приложение 10
- Советы при покупке принтеров (листок сиреневого цвета) – Приложение 11
- Советы по целевому выбору принтеров (листок голубого цвета) – Приложение 12
- Прайс-листы известных фирм города. Приложение 13, Приложение 14
Обратите внимание на то, что каждый листок в кейсе имеет свой цвет, чтобы с данным пакетом документов можно было легко работать.
Ваша задача внимательно изучить, проанализировать информацию, на основании анализа нужно будет разработать, представить и защитить проект покупки принтеров для различных отделов фирмы “Фруктик”.
Чем более убедительными будут ваши аргументы и доводы, тем вероятность того, что вы будете сотрудниками нашей фирмы выше!
Во время работы команд на экране проектора можно будет увидеть критерии рейтинга каждой группы.
А после выступления вы можете увидеть диаграмму рейтинга работы и защиты проекта каждой группы.
Все что необходимо вам для доклада, вы найдете на столе, а это: маркеры, ватманы, фотографии, скотч…
Прежде чем приступить к работе в группах, проведем жеребьевку очередности выступления с защитой доклада. Каждая группа выберите, пожалуйста, понравившийся фрукт. Откройте и достаньте свой номер.
Итак, задачи определены, жеребьевка проведена…
Ко мне есть вопросы?
Вы готовы к работе?
У вас есть ровно 20мин., чтобы изучить, проработать материал кейса и представить свои проекты. Прошу всех быть предельно внимательными, проявить активность и творческий подход к делу.
3. Работа в группах с кейсами
Приступаем к работе.
Заканчиваем работу в группах.
4. Выступление учащихся
Уважаемые коллеги у вас было задание исследовать предложенные ситуации, применить багаж ваших знаний по данной проблеме и проанализировать материал представленный в кейсе. На основании анализа нужно было представить и защитить проект покупки принтеров для различных отделов фирмы “Фруктик”.
Надеюсь, что каждая команда уже приготовила свой проект и готова выступить с его защитой.
Прежде чем приступить к этой работе хочу обратить внимание на следующий факт. Вы конкурирующие команды, поэтому нужно быть предельно внимательными при защите проектов команд-соперников. После выступления у вас будет возможность задать интересующие вас вопросы выступающему и группе в целом. Чтобы более ясно представить решение предложенных ситуаций.
Напоминаю, что на экране можно будет увидеть диаграмму рейтинга выступления и работы, в целом, группы.
Первое выступление – команда …
Спасибо за выступление.
Теперь вопросы конкурирующих команд.
Следующая группа…
5. Анализ и подведение итогов
Таким образом, мы выполнили поставленную сегодня задачу: Подготовить и защитить проект покупки принтеров для отделов фирмы “Фруктик”. Вы представили великолепные проекты, которые можно будет внедрять. Ваши выступления были настолько аргументированы, что я была в замешательстве, при выборе самого-самого лучшего проекта. Вы славно поработали сегодня.
Каков же мой вердикт. На работу в фирму “Фруктик” я буду рекомендовать группу … Почему?
Во-первых, обратите внимание на монитор. На диаграмме рейтинга можно увидеть небольшой отрыв группы …. Нужно отметить, что группа подготовила хороший проект. А это значит, что в целом команда поработала очень продуктивно. Выступающий от группы представил более убедительные аргументы и выводы в защите своего проекта. Я думаю, что вы все со мной согласитесь. Кроме этого, выступающий и его группа полно и компетентно отвечали на вопросы конкурирующих групп. Поэтому уважаемые выпускники, я обращаюсь к группе … Пожалуйста, заполните анкету-резюме, для отдела кадров фирмы “Фруктик”.
Я поздравляю вас, что вы успешно прошли кастинг.
Хочу отметить, еще …, …. Я тоже предлагаю вам заполнить анкету-резюме для того, чтобы внести ваши данные в банк данных фирмы. Буду иметь в виду ваш профессионализм, активность, коммуникабельность…
Остальные группы, не расстраивайтесь, вы все активно, продуктивно и творчески поработали. Я очень рада, что вы помогли мне успешно провести кастинг.
Результаты нашей с вами работы дадут возможность руководству не только внедрить один из проектов, но пополнить свой штат профессионально компетентными, активными творческими сотрудниками. А это, значит, обеспечить и другим работникам фирмы полноценную продуктивную творческую работу. Доброжелательный климат в коллективе фирмы.
6. Рефлексия
Теперь я предлагаю каждому подвести итог своей работы. Ответьте на следующие вопросы:
- Интересно ли было вам работать в команде?
- Все ли у вас получилось?
- Все ли было понятно при работе над проектом?
- Актуальна ли такая работа на уроке?
- Интересен ли был урок для вас?
Каждому ответу определите свой цвет:
- “Да!!!” - красный;
- “Ни да, ни нет…” - зеленый;
- “Нет!!!” - синий.
Перед вами на столах лежат картинки разноцветных фруктов (красные, зеленые и синие) (Приложение 15). У каждой группы на столе лежит картинка с деревом без фруктов (Приложение 16), я предлагаю “одеть дерево”, т.е. приклеить цветные фрукты, в зависимости от ваших “ цветных ответов”.
Заключительное слово преподавателя
В завершении хочу сказать вам ОГРОМНОЕ СПАСИБО за вашу хорошую работу, активность и творческий подход к делу. Мне приятно было работать с вами, потому что вы доброжелательные, творческие личности.
Желаю вам оставаться такими же: улыбающимися, всегда молодыми людьми. На будущее желаю вам повышать ваш профессионализм, огромного здоровья, удачи и найти достойную работу (не только высокооплачиваемую, но и по душе).
А ваши деревья с красными фруктами говорят о том, что цели нашего урока достигнуты и вы справились с поставленными перед вами задачами.