Изготовление изделий из жести в технике просечного металла

Разделы: Технология


Введение

Цель разработки: Возрождение искусства просечного металла.

Область применения: Украшение домашней утвари (подстаканники, светильники и т.д) дымники, водостоки и т.д

Решаемая проблема: изобретение инструментов и приспособлений для выполнения просечного металла.

Преимущество и новизна идеи: Большая область применения, использование отходов кровельщиков, банок из под краски.

Приложение 1

Данную разработку можно использовать на занятиях кружков технического и декоративно-прикладного творчества, уроках технического труда, для украшения индивидуальных домов и предметов домашнего обихода.

Просечной материал издавна применялся в декоративно-прикладном искусстве. Его использовали для украшения подстаканников, лампад и другой бытовой утвари, а также флюгеров, наверший водосточных труб, дымников (колпаков печных труб), вывесок. Просечной металл при этом нередко сочетают с элементами из гнутой проволоки, а также с кованым металлом обычно применяемым в виде кронштейнов, рамок и т.д.

Этот вид художественной обработки металла был распространен практически по всей территории России (где-то в большей степени, например, в Центральных районах, где-то в меньшей степени, например, на Севере) так как исходный материал – листовая кровельная сталь – широко использовался и в городском, и в сельском индивидуальном и гражданском строительстве. Например, во Владимире в декоре каменных строений прошлых веков часто встречался просечной металлический узор. Так, по всему периметру величественного Успенского собора (XII в.) причудливым сверкающим орнаментом протянулись просечные золоченые металлические ленты. Из более поздних примеров просечного узора можно назвать знаменитый Крутицкий теремок (XVI в.) в Москве, Водовзводную башню XVIII в. в Коломенском (Москва).

Что касается использования просечного железа в декоре городских и сельских деревянных строений, то они более позднего происхождения. Особенно интенсивно просечной металл применялся в качестве декора сельских домов на рубеже XIX и XX вв., когда стало доступно кровельное железо и когда в целях пожарной безопасности тесовые и соломенные крыши крестьянских домов стали заменяться металлическими. Причем просечные орнаменты сплошь и рядом соседствовали с коваными элементами и с пропильной резьбой. Встречается просечной узор и в самостоятельном использовании. Такого рода декор применялся чаще всего на гребнях фронтов крыши, в качестве всевозможных подзоров, гребней дымников, наверший водосточных труб и др. Как и деревянном убранстве, в просечном узоре художественные традиции передавались мастерами из поколения в поколение.

Пояснительный текст

Ни Барнаул, ни другие города Алтайского края не могут похвастать ни множеством дымников, ни их красотой, а вот в Бийске эти затейливые изделия встречаются часто. Есть даже такие дома, на которых сооружено по два дымника. Но среди множества разнообразных фигур над трубами есть особенно красивые. Прежде других надо говорить о дымнике на доме 165 по улице Краснооктябрьской. Он не повторяет других бийских хотя бы уже тем, что крыша его состоит из двух как бы проросших сквозь друг друга гребней. Крестообразно расположенные, они украшены просечными завитками, кругами, треугольными выемками, но в их сочетании легко угадывается намек то на растительный побег, то на птичью голову. И неспроста, поскольку венчает весь дымник, а стало быть, и весь дом, петух.

Ось всего этого жестяного сооружения кверху перерастает в петушиную ногу, на которой и поворачивается гребнистая птица навстречу ветру. Так что здесь у дымника два дела – крыша его гасит искры и не дает дождю попасть в дымовую трубу, а петух работает как флюгер. Нашел жестянщик свое сочетание красоты и пользы. Называют в Заречье даже имя мастера – Михаил Жданов. И этот дымник – не единственная его работа, а расселились жестяные ждановские петухи не только по левому берегу Бии, но и на правый перелетели

Помимо дымников украшали также и водостоки.

В своей школе мы решили освоить технику просечного металла. Прежде всего подготовились теоретически, изучили литературу которую удалось найти.

Затем изготовили инструмент, так как инструмента для выполнения просечного металла в продаже нет (в вход пошли как обычные зубила так и выпускные автомобильные клапана, свёрла). Простые сечки для рубки листового металла выглядят как небольшие зубила, но бывают и более широкие, которыми прорезают прямые участки. Для вырубки кривых линий применяют инструмент с закругленной режущей кромкой, а также с формой режущей кромки в виде буквы “С”.

Работу начали с выполнения эскиза, объект выбирали в зависимости с нуждами школы (мастерской) и по желанию самих изготовителей (украшение ворот). Вначале на поверхность ватмана или картона наносят основные контуры рисунка, а затем приступают к детальной проработке; при этом нужно помнить о перемычках, которые необходимы для удержания остальных участков металла на высекаемом поле.

Эти места целесообразно выделить на рисунке штриховкой. В соответствии с эскизом делаются рабочие выкройки из картона или плотной бумаги, при этом учитываются припуски на опиливание и на загиб кромок, участки для соединения между собой смежных деталей, элементов, при помощи которых готовое изделие будет крепиться на месте установки, и т.д. Рисунок переносят на хорошо зачищенную заготовку. Просечку выполняют на металлической плите либо на торце деревянной колоды. Небольшие заготовки можно просекать на торце деревянного бруска, зажатого в тиски. Инструмент стараются вести, не переставляя его каждый раз на новое место, а как при чеканке, постепенно двигая по разметке. Не обязательно стараться сразу просечь линию насквозь, а, наоборот, лучше это сделать со второго и даже третьего прохода – тогда вырубка получится более ровной и без зазубрин. При рубке металл не только просекается, но и распирается в стороны, из-за чего на изделии могут образовываться трудно исправляемые вздутия. Чтобы избежать этого, на удаляемых участках предварительно делают отверстия. Чем они больше и ближе к просекаемой линии, тем лучше. Отсекаемая часть металла при этом свободно будет изгибаться в сторону отверстия и не распирать заготовку в других направлениях. Отверстия сверлятся или прошиваются бородками.

Второй этап изготовление трафарета (перевод рисунка можно сделать и накернением контура и перевод рисунка через копирку на окрашенную поверхность), но мы остановились именно на трафарете.

Когда высечка внутренних участков закончена, приступают к обрезке внешних контуров изделий. Эту операцию обычно выполняют ножницами. При этом остается заусенец, направление которого немаловажно для последующей обработки изделия. Поэтому направление резки должно быть таким, чтобы металл загибался от лицевой стороны изделия, его убираем напильником или надфилями.

При необходимости для отбортовки используют металлические оправки различной формы. В некоторых случаях отбортовку целесообразно выполнять как бы с изнанки заготовки. Для этого обрабатываемое изделие кладут лицевой частью на край металлической плиты, сверху для опоры загибаемой кромки ставят оправку, прижимая ее к плите левой рукой, и при помощи небольшого молоточка наносят удары по кромке металла снизу.

Выполняя работы из жести, подобным приемом выколачивают на ней всевозможные канавки и валики (зиги), служащие в качестве дополнительных декоративных элементов и увеличивающие жесткость изделия. Эту работу обычно выполняют на плотной листовой резине. В промышленности с целью повышения производительности труда для закатки проволоки и получения зигов применяют специальные валики (зиг-машину).

Последним этапом обработки просечной заготовки являются правка и заключительная опиловка. Правку ведут деревянными, полиуретановыми или резиновыми молотками. В труднодоступных местах используют деревянные чеканы различного профиля. Можно применять и молотки из мягкого металла – свинцовые, медные, алюминиевые. Если применяют для правки стальной инструмент, то он должен быть с полированным бойком. При этом нельзя допускать расплющивания заготовки, так как могут образоваться вздутия. Поверхность плиты, на которой ведется правка, не должна иметь значительных повреждений, в противном случае неровности при ударах отпечатаются на изделии. Чтобы избежать неприятного дребезжания заготовки при обработке, ее нужно удерживать как можно ближе к зоне опиливания и передвигать инструмент вдоль нее. Размер насечки напильника выбирается с таким расчетом, чтобы тонкий обрабатываемый металл не проваливался между режущими зубьями.

Когда все детали подготовлены, приступают к сборке изделия. Соединять отдельные элементы можно различными способами: при помощи язычков, заклепками, проволочными скобками и болтами, связыванием и сшиванием проволокой, паянием и т. д. Но особое значение для соединения деталей из листового металла имеют фальцевые швы (лежачие одинарный и двойной фальцы, одинарный и двойной стоячие). Для вставки крышек, донышек и т.п. пользуются чаще всего следующим приемом: на корпусе делают отбортовку, размещают нужную деталь и зачеканивают кромку. Возможны и другие варианты соединения. Нужно учитывать, что отбортовка кромок на ослабленных просечкой листах – дело довольно сложное. На деталях, где предполагается вырубание больших площадей, целесообразно отгибать кромки заранее. В некоторых случаях листовой металл сначала соединяют в определенную форму и только после этого приступают к просечке. Например, так поступают при изготовлении цилиндрических деталей, которые вырубают на специальной оправке.

Заключительная обработка изделий может быть выполнена абразивными материалами, например масляным тампоном с наждачной пылью. Иногда бывает достаточно просто обработать металл стальной щеткой. Чаще всего изделиям из листовой стали придают традиционную черную окраску, но мы выбрали зелёный цвет.

Самый простой способ затемнить изделие – нагреть его до появления темно-серой пленки. Несложно выполнить и воронение, нагрев металл вместе с нанесенным на его поверхность слоем масла или олифы. Если изделие изготовлено из пострадавшего от ржавчины металла, то после ее удаления раковины следует затереть черной масляной краской. Изделия из стали могут быть тонированы в черный цвет составом, приготовленным из дубовой коры или из мелких дубовых опилок, замешанных на воде. Эта кашица наносится на металл и выдерживается в течение некоторого времени. При необходимости нанесенный слой еще раз увлажняют водяным паром. Для этого используют электрический чайник, в который наливают немного воды, а на носик надевают резиновую трубку. Чтобы придать тонированному металлу более эффектный вид, а также для дополнительного упрочения нанесенного покрытия на него наносят восковую мастику, растворенную в уайт-спирте, керосине или бензине, и натирают поверхность до блеска волосяной щеткой. На подогретое изделие воск можно нанести без растворителя. В крайнем случае, е го можно заменить стеарином или парафином.

Просечка хорошо сочетается на небольших декоративных предметах с другими видами художественной обработки: гравировкой, чеканкой, выколоткой. При совмещении с гравировкой целесообразно сначала выполнить просечку, а затем приступить к работе штихелями, так как при вырубке гравированного изделия может нарушиться четкость изображений. На предметах с чеканкой просечка выполняется в последнюю очередь.

Объекты труда из просечного металла могут быть весьма разнообразны, однако в качестве ознакомительной работы целесообразно выбрать простое плоскостное изображение, например предназначенное для укрепления дымника печной трубы или несложный флюгер.

Изделия из оксидированного черного металла не только помогут украсить внешний вид здания, но и придадут оригинальность интерьеру. В этом легко убедиться, изготовив вывеску для школьной мастерской, которую можно сделать как в виде плоской пластины с высеченным изображением символов, так и в форме объемного знака с элементами из толстой проволоки.

Литература

  1. Рогов О.Г. Энциклопедия народного умельца – М., 2000.
  2. Родионов А.М. Красная книга ремёсел. Барнаул – 1990.
  3. Хворостов А.С., Хворостов Д.А Художественные работы по дереву: Учебно-методическое пособие – М., 2002.