Пояснительная записка.
Программа курса “Теория и практика решения текстовых задач” предназначена для углубления знаний по математике и ознакомления с разными способами решения текстовых задач учащихся 10-х классов.
Цель курса “Теория и практика решения текстовых задач” – восполнить недостаток программы по математике за курс средней школы, ознакомить учащихся с геометрическим методом решения задач, выработать у них умения и навыки решать задачи алгебраическим методом.
Для реализации этой цели необходимо:
- пополнить теоретические знания учащихся о текстовой задаче;
- совершенствовать у обучающихся умения и навыки решать задачи, используя алгебраический метод;
- сформировать навыки решения задач, используя геометрический метод;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей в курсе изучения физики, химии.
Программа курса предполагает дальнейшее формирование ключевых компетенций– готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Исходя из задач преподавания курса “Теория и практика решения текстовых задач” программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:
- выполнять анализ текстовых задач;
- научиться применять различные способы решения задач
- пользоваться справочной литературой
Курс “Теория и практика решения текстовых задач” составлен в соответствии с федеральным и национально-региональным компонентами государственного стандарта средней ступени.
Курс “Теория и практика решения текстовых задач” связан как с математикой, так и с химией, физикой. Курс рассчитан на 34 часа. Изучение курса поможет учащимся получить представление о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, а также овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин.
Учебно-тематический план курса
№ п/п |
Раздел |
Количество |
Форма проведения |
Образовательный продукт |
|
лекция |
практикум |
||||
1. |
Текстовая задача и процесс ее решения | 2 |
2 |
конспект |
|
2. |
Алгебраический метод: | 21 |
3 |
18 |
зачетная работа по решению задач |
2.1 |
Задачи на движение | 6 |
1 |
5 |
|
2.2 |
Задачи на работу | 4 |
1 |
3 |
|
2.3 |
Задачи на концентрацию и процентное содержание | 4 |
1 |
3 |
|
2.4 |
Задачи на проценты | 4 |
4 |
||
2.5 |
Задачи на пропорциональное деление | 2 |
2 |
||
2.6 |
Задачи с целочисленными неизвестными | 1 |
1 |
||
3 |
Некоторые специальные виды задач | 4 |
4 |
||
3.1 |
Задачи с альтернативным условием | 1 |
1 |
||
3.2 |
Задачи, математические модели которых содержат неравенства | 2 |
2 |
||
3.3 |
Задачи, в которых число неизвестных превышает число уравнений системы | 1 |
1 |
||
4. |
Геометрический метод | 4 |
1 |
3 |
|
5. |
Логические и практические методы | 2 |
2 |
||
Обобщение | 1 |
1 |
презентация |
||
ИТОГО | 34 |
7 |
27 |
Содержание
В разделе “Текстовая задача и процесс ее решения” вводится понятие “текстовой задачи”, рассматриваются классификация задач и методы решения. Особое внимание уделяется рассмотрению вопросов, раскрывающих этапы решения задачи и приемам их выполнения, а также моделированию в процессе решения текстовых задач.
В разделе “Алгебраический метод” рассматриваются следующие виды задач: задачи на движение (на встречное движение, движение в одном направлении, движение в противоположных направлениях, движение по замкнутой траектории), задачи на работу, задачи на смеси и проценты, задачи на пропорциональное деление, задачи с целочисленными неизвестными. Решение задач алгебраическим методом не подчиняется какой-либо единой, достаточно универсальной схеме. Поэтому всякое указание, относящееся ко всем задачам, носит самый общий характер. Задачи, которые возникают при решении практических и теоретических вопросов, имеют свои индивидуальные особенности. Поэтому их исследование и решение носят самый разнообразный характер.
В разделе “Некоторые специальные виды задач” рассматриваются задачи, в которых по условию невозможно однозначно построить математическую модель и приходится рассматривать все возможные случаи – это задачи с альтернативным условием; задачи, математические модели которых содержат неравенства, задачи, в которых число неизвестных превышает число уравнений системы.
В разделе “Геометрический метод” рассматриваются текстовые задачи, которые можно решить, применив геометрический метод, математическая модель задачи в этом случае представляет собой либо диаграмму, либо график. Решение задач геометрическим методом осуществляется двумя приемами: конструктивным (графическим) и вычислительным (графико-вычислительным)
В разделе “Логические и практические методы” рассматриваются задачи, которые можно решить либо используя строгие математические рассуждения, либо выполнив практические действия с предметами или их копиями, моделями.
Литература
- Демидова Т.Е, Тонких А.П. Теория и практика решения текстовых задач.
- Бобровская А.В. Текстовые задачи курса алгебры средней школы.
- Сборник задач по математике для поступающих во втузы Учебное пособие под редакцией М.И. Сканави.