Программа элективного курса "Теория и практика решения текстовых задач"

Разделы: Математика


Пояснительная записка.

Программа курса “Теория и практика решения текстовых задач” предназначена для углубления знаний по математике и ознакомления с разными способами решения текстовых задач учащихся 10-х классов.

Цель курса “Теория и практика решения текстовых задач” – восполнить недостаток программы по математике за курс средней школы, ознакомить учащихся с геометрическим методом решения задач, выработать у них умения и навыки решать задачи алгебраическим методом.

Для реализации этой цели необходимо:

  • пополнить теоретические знания учащихся о текстовой задаче;
  • совершенствовать у обучающихся умения и навыки решать задачи, используя алгебраический метод;
  • сформировать навыки решения задач, используя геометрический метод;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей в курсе изучения физики, химии.

Программа курса предполагает дальнейшее формирование ключевых компетенций– готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Исходя из задач преподавания курса “Теория и практика решения текстовых задач” программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:

  • выполнять анализ текстовых задач;
  • научиться применять различные способы решения задач
  • пользоваться справочной литературой

Курс “Теория и практика решения текстовых задач” составлен в соответствии с федеральным и национально-региональным компонентами государственного стандарта средней ступени.

Курс “Теория и практика решения текстовых задач” связан как с математикой, так и с химией, физикой. Курс рассчитан на 34 часа. Изучение курса поможет учащимся получить представление о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, а также овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин.

Учебно-тематический план курса

№ п/п

Раздел
Тема занятия

Количество
часов

Форма проведения

Образовательный продукт

лекция

практикум

1.

Текстовая задача и процесс ее решения

2

2

 

конспект

2.

Алгебраический метод:

21

3

18

зачетная работа по решению задач

2.1

Задачи на движение

6

1

5

2.2

Задачи на работу

4

1

3

2.3

Задачи на концентрацию и процентное содержание

4

1

3

2.4

Задачи на проценты

4

 

4

2.5

Задачи на пропорциональное деление

2

 

2

2.6

Задачи с целочисленными неизвестными

1

 

1

3

Некоторые специальные виды задач

4

 

4

 

3.1

Задачи с альтернативным условием

1

 

1

 

3.2

Задачи, математические модели которых содержат неравенства

2

 

2

 

3.3

Задачи, в которых число неизвестных превышает число уравнений системы

1

 

1

 

4.

Геометрический метод

4

1

3

 

5.

Логические и практические методы

2

 

2

 
  Обобщение

1

1

 

презентация

  ИТОГО

34

7

27

 

Содержание

В разделе “Текстовая задача и процесс ее решения” вводится понятие “текстовой задачи”, рассматриваются классификация задач и методы решения. Особое внимание уделяется рассмотрению вопросов, раскрывающих этапы решения задачи и приемам их выполнения, а также моделированию в процессе решения текстовых задач.

В разделе “Алгебраический метод” рассматриваются следующие виды задач: задачи на движение (на встречное движение, движение в одном направлении, движение в противоположных направлениях, движение по замкнутой траектории), задачи на работу, задачи на смеси и проценты, задачи на пропорциональное деление, задачи с целочисленными неизвестными. Решение задач алгебраическим методом не подчиняется какой-либо единой, достаточно универсальной схеме. Поэтому всякое указание, относящееся ко всем задачам, носит самый общий характер. Задачи, которые возникают при решении практических и теоретических вопросов, имеют свои индивидуальные особенности. Поэтому их исследование и решение носят самый разнообразный характер.

В разделе “Некоторые специальные виды задач” рассматриваются задачи, в которых по условию невозможно однозначно построить математическую модель и приходится рассматривать все возможные случаи – это задачи с альтернативным условием; задачи, математические модели которых содержат неравенства, задачи, в которых число неизвестных превышает число уравнений системы.

В разделе “Геометрический метод” рассматриваются текстовые задачи, которые можно решить, применив геометрический метод, математическая модель задачи в этом случае представляет собой либо диаграмму, либо график. Решение задач геометрическим методом осуществляется двумя приемами: конструктивным (графическим) и вычислительным (графико-вычислительным)

В разделе “Логические и практические методы” рассматриваются задачи, которые можно решить либо используя строгие математические рассуждения, либо выполнив практические действия с предметами или их копиями, моделями.

Литература

  1. Демидова Т.Е, Тонких А.П. Теория и практика решения текстовых задач.
  2. Бобровская А.В. Текстовые задачи курса алгебры средней школы.
  3. Сборник задач по математике для поступающих во втузы Учебное пособие под редакцией М.И. Сканави.