Цель: провести анализ работы педагогического коллектива школы по использованию в учебно-воспитательном процессе современных педагогических технологий.
Задачи:
Участники: администрация, педагоги школы, заведующая библиотекой школы.
Подготовка:
1. Создание инициативной группы по проведению педсовета:
Мордвицкая Л.Н. директор школы,
Могильниченко Г.Я заместитель директора по УВР,
Редько Е.А. зам. директора по ВР,
Варава А.И. учитель географии,
Писаренко Н.В. учитель английского языка,
Назаренко С.Р. заведующая библиотекой,
Тютюнник С.А. заместитель директора по УМР.
2. Изучение научно-методической литературы по данной проблеме.
3. Посещение уроков и внеклассных мероприятий с целью изучения практики применения ИКТ в УВП.
4. Анализ работы школы по использованию информационно-компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе.
5. Подготовка информационных сообщений:
- “Использование ИКТ в УВП учителями школы”. Ответственная Тютюнник С.А.
- “Использование учителями и учащимися мультимедийного фонда библиотеки”. Ответственная Назаренко С.Р.
6. Распечатка материалов для участников педсовета:
- Методика проблемного изложения материала.
7. Составление инициативной группой проекта решения заседания педагогического совета.
Оформление, оборудование, инвентарь:
1. Подготовлены рабочие места для работы групп, председателя и секретаря педсовета.
2. На доске написана тема педсовета.
3. На столах групп разложены материалы, необходимые для групповой работы.
4. Оформлена выставка методических материалов по теме педагогического совета (научно-методические публикации, методические разработки уроков и т.п.).
5. Компьютер, видеопроектор, телевизор, видеомагнитофон, кассета “Проблемные уроки русского языка” Мельникова Е.Л., диски: “Урок русского языка. 3-й класс”, проведённый учителе начальных классов высшей категории Могильниченко Г.Я. “Урок кубановедения. 1-й класс”, проведённый учителем начальных классов высшей категории Тютюнник С.А., видеофотоальбом “Вести с уроков–2006 г.”.
6. Газета “Использование ИКТ в УВП учителями СОШ №30”.
7. Разработки уроков учителей СОШ №30 проведённых с использованием ИКТ.
ХОД ПЕДСОВЕТА
I. Вступительная часть.
Высказывания великого педагога ещё раз подтверждают истину, что новое – это хорошо забытое старое. Ведь цель нашей работы осталась такой же – научить детей думать, только средства для решения этой проблемы другие. Это требует от нас наша современная жизнь. В век научно-технического прогресса в корне изменилось представление о мире, увеличился поток разнообразной информации.
Поэтому и тема сегодняшнего педагогического совета “Использование передовых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе”
Познакомимся с планом работы.
II. Информационно-теоретическая часть.
1. Выступление заместителя директора по УМР с сообщением по теме “Использование ИКТ в УВП учителями школы”.
Год назад наша школа начала работать над проблемой “Использование ИКТ в УВП”. Для реализации поставленных задач необходимо создание условий формирования информационной среды.
Аппаратно-технические составляющие информационной среды в СОШ №30 п. Мостовского таковы:
1. В кабинете информатики – 7 компьютеров, операционная система Windows–98, Windows–2000, сканер планшетный, принтер. 6 компьютеров имеют звуковые платы с выходом на наушники, а компьютер учителя – колонки.
2. Школьная библиотека оснащена мультимедийным компьютером (операционная система Windows-ХP) с электронной библиотечной системой (каталогом книжного фонда). Периферийное оборудование: принтер, телевизор с видеодвойкой (DVD+видео) планшетный сканер, мультимедийный видеопроектор.
Библиотека – сочетает зону читального зала, книгохранилища, зону для тиражирования печатной продукции, рабочее место заведующего библиотекой. На базе школьной библиотеки созданы видеотека и медиатека.
3. Для организации продуктивной методической работы и использования мультимедийоного проектора вне стен библиотеки школой был приобретён ноутбук, операционная система Microsoft Windows ХP Professional версия 2002 Service Pack 2, поколение Pentium–IV.
4. Для ведения компьютерного делопроизводства в пользовании секретаря находится компьютер, операционная система Microsoft Windows ХP, принтер, сканер-ксерокс, модемное подключение к сети Интернет.
Таким образом, в школе имеются технические возможности для использования информационно-компьютерных технологий в учебно-воспитательной деятельности.
Наряду с техническим оснащением необходимо отметить достаточно высокий уровень информационной грамотности педагогов школы: 20 % учителей, заведующая библиотекой прошли обучение на курсах повышения квалификации по программам с использованием ИКТ; в 2005–2006 гг. в школе на базе компьютерного класса было организовано обучение учителей начальных классов работе с ПК. Таким образом, 50 % педагогов школы владеют компьютером и используют в своей работе элементы ИКТ.
С момента открытия школы, то есть уже 7 лет учащиеся начальных классов занимаются по программе курса “Информатика в играх и задачах” (автор А.В. Горячев). Для проведения занятий не требуется обязательное наличие компьютера, хотя уже появилась обучающая мультимедийная продукция (программа-тренажёр для детей “Инфоматика”, “Дракоша и занимательная информатика” и др.), которые можно использовать в качестве подспорья при изучении многих тем курса, и в нашей школе это практикуется. Главная цель курса – дать ученикам фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
В течение последних трёх лет (2003–2005 гг.) в период летних каникул в нашей школе работает компьютерная площадка “Компьютер – land”.
Из 36 членов педагогического коллектива 15 человек в 2005–2006 учебном году на своих уроках использовали ИКТ. Кто-то только начал использовать новую технику:
Нина Николаевна Дружилина, учитель немецкого языка, при прохождении аттестации проводила урок с использованием ИКТ;
Тамара Максимовна Курбанова, учитель трудового обучения, использовала возможности компьютерной техники для проведения семинара учителей обслуживающего труда;
Оксана Александровна Яловая, учитель начальных классов, в начале года провела внеклассное мероприятие “Путешествие в страну дорожных знаков”.
И есть у нас учителя, которые самостоятельно, без посторонней помощи используют ИКТ на уроках. Об этом опыте и пойдёт сейчас речь.
Вашему вниманию предоставляются фрагменты уроков, проведённых с использованием ИКТ и комментарии к ним.
2. Просмотр фрагментов урока, проведённых учителями СОШ №30 с использованием ИКТ.
- Урок русского языка был проведён учителем начальных классов Могильниченко Г.Я с использованием презентации “Состав слова”, составленной учителями Армавирского филиала ККИДППО.
- Выступление учителя географии Варавы А.И. с рассказом о методике использования ИКТ на уроках географии.
- Об использовании мультимедийной программы на уроке английского языка расскажет Писаренко Н.В.
- Слово учителю музыки Редько Е.А. Использование ИКТ на уроках музыки.
- Выступление учителя начальных классов Тютюнник С.А. с сообщением об использовании презентаций, составленных в программе Power Point на уроках кубановедения в 1-м классе.
Тема урока: “Творчество кубанских поэтов В. Бардадым и В.В.Нестеренко”. Форма проведения нетрадиционная – урок-выступление с использованием ИКТ. На этот урок были приглашены ребята из 2–3-х классов, которые показали первоклассникам пример работы с электронными презентациями: они читали текст о Владимире Нестеренко, его стихи и загадки, а затем угадывали, к каким стихотворениям относятся иллюстрации, нарисованные ребятами первого класса. Компьютер использовался мною в данном случае как источник наглядности для усиления мотивации обучения.
Конечно же, перед нами выступили не все учителя, которые владеют компьютером и используют его на уроке. Но ведь работа не закончена, в следующий раз познакомимся с опытом работы других членов коллектива.
О том, как используется мультимедийный фонд библиотеки расскажет С.Р. Назаренко.
Выступление библиотекаря школы
с сообщением по теме: “Использование учителями
и учащимися мультимедийного фонда библиотеки”
Само собой разумеется, и не требует доказательств, что знание и использование информационных технологий является важнейшей составляющей современной информационной культуры. Но ведь это же не главное. А как думаете вы, дорогие коллеги, какой урок считается современным?
Давайте окунёмся в проектную деятельность и ответим на этот вопрос.
Будем работать в группах. Напишите несколько критериев современного урока, по вашему мнению (3–4).
III. Проектная деятельность. Подготовка ответа на вопрос: “Какой урок считается современным?” (Можно сказать, какие технологии используете вы).
1. Создание инициативной группы по подведению итога проектной работы. Надо будет выбрать наиболее часто встречаемые критерии. (Варава А.И., Барсукова М.В., Гаврикова Л.Б., Донецкая Е.А.)
2. Выступление групп.
3. Вывод.
- урок, проведённый в соответствии с требованиями программы;
- урок, проведённый с учётом всех педагогических принципов: (научности, доступности…);
- проведённый с использованием активных форм обучения (групповая, парная работа);
- с использованием современных технологий обучения (применение ИКТ, проектной методики, проблемного обучения);
- с учётом здоровьесберегающей технологии.
Сегодня мы познакомимся с ещё одной новой технологией, хотя, оговорюсь, может быть для кого-то и не новой – технологией проблемного обучения. Хотя автор подразумевает под словом технология – ответ на вопрос – “как учить?”.
Бесконечно права пословица, что лучше один раз увидеть! Поэтому будем смотреть.
IV. Знакомство с технологией проблемного обучения.
1. Просмотр видеокассеты Е.Л. Мельниковой “Проблемный урок”;
2. Обсуждение основных аспектов предложенной технологии;
- На каких уроках можно применять проблемное обучение. (Знакомство с новым материалом).
3. А может кто-то уже использовал эту методику? И может поделиться опытом.
Как начался педагогический совет сегодня, кто помнит? (Со слов Сухомлинского).
- Сначала были прочитаны высказывания педагога, потом обычное объявление темы урока.
В проблемном обучении такой приём называют яркое пятно.
В качестве ярого пятна могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но всё-таки связанный с темой. Т.е. цель: вызвать интерес у ребят, сконцентрировать их внимание на теме,
Ещё один момент проблемного обучения присутствовал на педагогическом совете – поиск решения.
- Когда это было?
Это была ваша работа в группах, когда вы находили ответ на вопрос “какой урок можно назвать современным?”
Итак, используя проблемное обучение можно провести не только урок, но и педагогический совет.
V. Заключительная часть. Участники заседания обсуждают и принимают следующее решение педагогического совета:
1. Педагогическому коллективу продолжить работу по использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
2. Создать банк данных методических разработок учителей школы, практикующих использование ИКТ (до 01.09.06 г., ответственная Тютюнник С.А). 3. На заседаниях МО осуществить более глубокий и детальный анализ практики использования проблемного обучения (ответственные руководители МО: Барсукова М.В., Гаврикова Л.Б.).
Для создания благоприятной атмосферы в конце заседания на экран были выведены фотографии, сделанные на данном педагогическом совете.
Использованная литература:
- Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе: Учебно-методический комплект для системы педагогического образования / Под общ. Ред. А.М.Семибратова. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 200 с.
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок, илл. "Как открывать знания с учениками": Пособие для учителя. – И., 2002. – 168 с.