Систематические исследования в области применения информационных технологий в образовании ведутся давно (более 40 лет). Система образования всегда была очень отзывчива к внедрению в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения.
В тоже время эти программные средства никогда не обеспечивали потребности педагога.
В сфере обучения, особенно с появлением операционной системы Windows, открылись новые возможности. Прежде всего, это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание.
Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.
МОУ “Лицей №1” является профильной физико-математической школой. По учебному плану данного профиля на изучение биологии отводиться один час в неделю в 10-м и один час в неделю в 11-м классе. Поэтому программа для основной (полной) школы модифицируется, утверждается на НМС лицея. В данную программу приходиться укладывать весь изучаемый материал. Эффективность изучения той или иной темы можно осуществить используя программные продукты, которые разрабатываются как самим учителем, так и с помощью учащиеся.
Для создания компьютерных презентаций необходимы элементарные навыки работы с программой Microcoft Power Point. Получить эти навыки позволил Проект “Информатизация системы образования Красноярского края 2005–2008” в рамках которого в нашем городе в Центре информационных технологий учителя прошли обучение по теме “Информационные технологии в деятельности учителя-предметника”.
Вашему вниманию предоставляется конспект урока по теме: “Клетка: история изучения. Клеточная теория” и презентация данной темы в Microcoft Power Point для 10-го класса, обучающегося по учебнику “Общая биология” 10–11-й класс под редакцией академика Д.К. Беляева, профессора Г.М. Дымшица, разработанной учителем биологии.
Урок-лекция
Тема урока: Клетка: история изучения. Клеточная теория.
Цель урока: сформировать знания об истории создания клеточной теории, её современных положениях, методах изучения.
Оборудование: компьютер, компьютерный проектор, экран.
Компьютерная презентация: Приложение.
Автор: Домнина Ольга Геннадьевна, учитель биологии и экологии МОУ “Лицей №1” г. Норильск красноярского края.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Постановка проблемы.
Слайд 1.
- На первом занятии по “Общей биологии” мы дали определение живого и выделили его основные уровни организации. Клетка занимает довольно высокий уровень в иерархии живых систем. Без изучения клеточного уровня, нельзя понять живое.
III. Изучение новой темы.
Слайд 2.
Клетка – удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме, будь то растение или животное. Иногда организм представляет собой одну клетку, как, например, у бактерий, но чаще он состоит из миллионов клеток.
Слайд 3.
Цитология – наука, изучающая строение, функции и эволюцию клеток (от греч. kytos – клетка, каморка).
Мельчайшие структуры всех живых организмов, способные к самовоспроизведению, называются клетками.
Слайд 4.
Представление о том, что клетка – что клетка это структурная и функциональная единица всех живых организмов, известное как “Клеточная теория”, сложилась постепенно в XIX веке. Но на основании каких данных ученые утверждают, что клетка – своего рода общий знаменатель всех живых систем? Ответить на поставленный вопрос мы сможем, прослушав лекцию, в ходе которой вам предстоит заполнить таблицу: “Основные этапы развития клеточной теории”.
Таблица
Этап |
Год |
Ученый |
Вклад в развитие теории |
Слайд 5.
История изучения клетки неразрывно связана с развитием микроскопической техники и методов исследования. В тайну клеточного строения человек смог проникнуть только благодаря изобретению в конце XVI столетия микроскопа.
Слайд 6.
Первый микроскоп был сконструирован Г. Галилеем в 1609–1610 гг. Изобретение микроскопа привело к углубленному изучению органического мира.
Слайд 7.
Роберт Гук в 1665 г. впервые описал строение коры пробкового дуба и стебля растений, ввел в науку термин “клетка”, для обозначения ячеек, мешочков, пузырьков, из которых они состояли.
Слайд 8.
Несколько позже, в 1671–1682 гг., М. Мальпиги и Н. Грю описали микроструктуру некоторых органов растений. Н. Грю ввел в науку термин “ткань” для обозначения совокупности однородных клеток.
Слайд 9.
Антоний Ван Левенгук (1632–1723) – голландский купец, завоевал славу ученого, подарив науке величайшие открытия. В период с 1632 по 1719 гг. он впервые открыл красные кровяные тельца, некоторых простейших животных, мужские половые клетки. Описания этих “анималькусов” (“зверушек”) снискали голландцу мировую известность, пробудили интерес к изучению живого микромира.
Слайд 10.
Не осталась в стороне от научного прогресса и Россия. В 1693 г. во время пребывания Петра I в Дельфе А.Левенгук продемонстрировал ему, как движется кровь в плавнике рыбы. Эти демонстрации произвели на Петра I такое большое впечатление, что вернувшись в Россию, он создал мастерскую оптических приборов.
Слайд 11.
В 1725 году организована Петербургская академия наук. Талантливые мастера И.Е. Беляев, И.Кулибин изготавливали микроскопы, в конструировании которых принимали участие академики Л.Эйлер, Ф. Эпинус.
Слайд 12.
В 1831 г. Р.Броун открыл в клеточном соке ядро – важнейшую составную часть клетки.
Слайд 13.
Русский ученый П.Ф. Горянинов в 1834 г. отметил в своих исследованиях, что все животные и растения состоят из соединенных между собой клеток, которые он назвал пузырьками, то есть высказал мнение об общем плане строения растений и животных
Слайд 14.
Спустя 5 лет, в 1839 г. немецкий физиолог Теодор Шванн издал в Берлине книгу “Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений.”, в которой он сформулировал клеточную теорию.
Слайд 15.
При создании клеточной теории Т. Шванн исходил из открытия немецкого ботаника Маттиаса Шлейдена в 1838 г. клеточного строения растений и гомологичности происхождения клеток. Подобное представление, известное как клеточная теория получило название теории Шванна-Шлейдена.
Слайд 16.
Немецкий ученый Рудольф Вихров в 1858 году доказал, что клетки возникают из клеток путем размножения, что дополнило клеточную теорию.
Слайд 17.
Основные положения клеточной теории на современном этапе развития биологии причитываем и записываем в тетрадь:
Слайд 18.
1. Клетка является основной структурой и функциональной единицей жизни. Все организмы состоят из клеток, жизнь организма в целом обусловлена взаимодействием составляющих его клеток.
Слайд 19.
2. Клетки всех организмов сходны по своему химическому составу, строению и функциям.
Слайд 20.
3. Все новые клетки образуются при делении исходных клеток.
Слайд 21.
Различные формы клеток в связи с выполняемыми функциями.
Слайд 22.
Основной метод изучения клетки – использование микроскопа светового или электронного.
Слайд 23.
Для изучения химического состава органелл клетки используют метод дифференциального центрифугирования. Для определения пространственного расположения и физических свойств молекул, входящих в состав клеточных структур, используют метод рентгеноструктурного анализа. Методы цито- и гистохимии, основанные на избирательном действии реактивов и красителей на определенные химические вещества цитоплазмы, позволяют изучить химический состав в клетке.
Слайд 24.
Вывод: ОБЩНОСТЬ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА И СТРОЕНИЯ КЛЕТКИ – ОСНОВНОЙ СТРУКТУРНОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЕДИНИЦЫ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ – СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ЕДИНСТВЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВСЕГО ЖИВОГО НА ЗЕМЛЕ.
IV. Закрепление изученного материала.
Проводим в виде теста.
Слайд 25.
1. Современной клеточной теории соответствует следующее положение:
а) “клеткам присуще мембранное строение”;
б) “клетки всех живых существ имеют ядра”;
в) “клетки бактерий и вирусов сходны по строению и функциям”;
г) “клетки всех живых существ деляться”.
Слайд 26.
2. Клеточной теории не соответствует положение:
а) “клетка – элементарная единица жизни”;
б) клетки многоклеточных организмов объединены в ткани по сходству строения и функций”;
в) “клетки образуются путем слияния яйцеклетки и сперматозоида””;
г) “клетки всех живых существ сходны по строению и функциям”.
Слайд 27.
3. Создателями клеточной теории являются:
а) Ч. Дарвин и А. Уоллес;
б) Г. Мендель и Т. Морган;
в) Р. Гук и Н. Грю;
г) Т. Шванн и М. Шлейден.
Слайд 28.
4. С какой из областей знания в большей мере связано развитие клеточной теории в XIX и XX столетии:
а) с развитием микроскопии;
б) с развитием философии;
в) с развитием физики и химии;
г) с развитием всех указанных направлений.
Слайд 29.
5. О единстве органического мира свидетельствует:
а) связь организмов со средой;
б) сходство живой и неживой природы;
в) наличие разных уровней организации живой природы;
г) клеточное строение организмов всех царств живой природы.
Ответы: 1 – а, 2 – в, 3 – г, 4 – с, 5 – г.
V. Домашнее задание