Цели урока:
- Познакомить учащихся с формулами квадрата суммы и разности, чтением их как “слева направо”, так и “справа налево”, научить их переходить от формулы к словесному выражению и наоборот, рассмотреть формулы для различных двучленов и показать их применение при нахождении квадрата чисел.
- Способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать, делать выводы.
- Побуждать учащихся к взаимоконтролю, вызывать у них потребность в обосновании своих высказываний, содействовать в развитии познавательных интересов.
Оборудование:
- Плакат “Формулой называется символьная запись , содержащая некоторые утверждение”.
- Таблица “Формула сокращенного умножения”.
- Портреты Евклида и Ньютона.
- Сигнальные карты.
- Набор картонных фигур (квадраты и прямоугольники)
- Карточки к игре.
I. Организационный момент.
Учитель – Приходилось ли вам слышать восклицание: “Тоже мне, бином Ньютона”? Это фраза стала хрестоматийной. Начало свое она берет не в математике, как мог – бы кто-то подумать, а … в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита.” Герои этого романа произносят эти слова когда хотят подчеркнуть – то, что они могут сделать, совсем несложно в отличие от бинома Ньютона. Так, что же такое бином Ньютона? Неужели он так сложен, что не под силу даже Коровьеву и коту Бегемоту? Попробуем в этом разобраться.
В переводе слово “бином” означает “двучлен”. И поэтому о некоторых частных случаях бинома Ньютона мы может сегодня уже говорить.
II. Повторение.
I. К доске вызываются два ученика. Они выполняют задание: представить данное произведение двучленов в виде многочлена стандартного вида.
(а+в)(а+в); |
(а – в)(а – в); |
(х+4)(х+4); |
(х – 4)(х – 4); |
(2а+3в)(2а+3в); |
(2а – 3в)(2а – 3в); |
II. Устная работа.
а) Представить в виде степени данное произведение:
а • а • а • а • а
(-2) • (-2) • (-2) • (-2)
2х • 2х • 2х
(х+у)(х+у)(х+у)(х+у)
(2а-в)(2а-в)(2а-в)(2а-в)(2а-в)
б) Перейти от математической модели к словесной:
2ав, х+у, (а+в)2, а2+2ав, (х-у)2, а2+в2+2ав
в) Найти квадраты чисел:
5; 6; -2; 10; 12; 29; 31; 48; 55; 85; 105.
Для чисел, начиная с числа 29 это сделать очень трудно, поэтому мы попробуем это сделать в конце урока, а пока для нас это будет большим вопросом.
III. Объяснение нового материала.
Учитель – Проверьте решения, которые выполнены на доске. (Ученики показывают правильность выполненной работы с помощью сигнальных карт).
Представьте эти произведения в виде степени. Какие закономерности вы увидели? (Учащиеся обобщают и вместе получают формулы):
(а+в)2=а2+2ав+в2
(а-в)2=а2-2ав+в2
Эти формулы и есть частный случай бинома Ньютона, а называются эти формулы – квадрат суммы и разности двух выражений.
Записывается тема урока на доске и в тетрадях. Выписываются формулы, еще раз проговариваются в словесной форме и закрепляется чтением в учебнике А.Г.Мордковича на стр.65
Учитель – Мы вывели эти две формулы алгебраически, а сейчас рассмотрим вывод формулы квадрата суммы с помощью формул площадей квадрата и прямоугольника.
Рассматриваются два квадрата со стороной а и в и два прямоугольника со сторонами а и в.
Учитель – Сейчас мы узнаем, кто же доказал это алгебраическое тождество с помощью геометрических образов.
Работа в парах.
Сейчас каждая пара должна решить свой пример. Найти в схеме букву, соответствующую ответу м поставить ее под номером своей карточки.
Карточки:
1) (в2+2а2)2; | 2) (2в2+3а)2 |
3) (а2-3в)2 |
4) (2а-3в)2 |
5) (а-3в)2 |
6) (а-2в)2 |
Схема игры
Е. в4+4а4в4+а4 |
К. а4-6а2в+9в2 |
Д. а2-4ав+4в2 |
И. а2-6ав+9в2 |
В. 4в4+12в2а+а2 |
Л. 4а2-12ав+92 |
Буквы на магниты прикрепляют к доске
1. 2. 3. 4. 5. 6.
Е. В. К. Л. И. Д.
Далее историческая справка о Евклиде (заранее подготовлен ученик).
Учитель – Как можно представить число 29 в виде суммы или разности двух чисел так, чтобы одно из чисел было число, которое заканчивается нулем? (20+9) или (30-1).
Теперь возведем число 29 в квадрат с использованием квадрата разности.
292=(30-1)2=900+1-2•30•1=901-60=841.
Откройте учебник на стр.65 и рассмотрите примеры.
А теперь рассмотрим решение примеров на доске (с обратной стороны доски записано решение заранее)
452= (40+5)2=1600+25+2•40•5=1625+400=2025
752=(70+5)2=4900+25+700=5625
352=(30+5)2=900+25+300=1225
Как связан результат с тем числом, которое возводится в квадрат?
Вывод: если число оканчивается цифрой 5, то результат оканчивается числом 25, а число, которое записано впереди 25, получается в результате умножения числа, стоящего перед цифрой 5 на число, которое на единицу его больше.
Пример.
952=9025 |
(9•10=90) |
Найдите квадрат оставшихся чисел устно.
552=3025
852=7225
1052=11025
IV. Закрепление
1 ряд – №465 (а), 466(б), 467(в)
2 ряд – №465(б), 466(а), 465(а)
3 ряд – №465 (в), 466(в), 467(б)
V. Подведение итога урока.
Проводим фронтальный обзор этапов уроков, повторяет формулы квадрата суммы и разности выражений.
VI. Задание на дом.
§17 (п.1) вы получите оценку: