Урок по теме: "Нефть и способы её переработки"

Разделы: Химия


Дидактические цели: продолжить формирование элементов компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности учащихся, элементов химической и экологической грамотности учащихся, развитие элементов критического мышления.

Методические задачи: познакомить учащихся с природными источниками нефти, её составом, способами и продуктами нефтепереработки; продолжить формирование навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений кратко и точно излагать мысли и оформлять результаты собственных исследований с помощью офисных программ.

Оборудование и дидактические материалы: компьютер, видеопроектор, видеоматериалы, географическая карта, лист планирования, критерии оценки мультимедийной презентации учащихся.

Ход урока: урок посвящен организации изучения темы “Нефть и способы ее переработки” с использованием модернизированного метода проектов. На данном уроке проводится запуск проекта посредством “мозгового штурма”.

1. Постановка основополагающего вопроса – 7 минут.

(В конспекте даны вопросы учителя и возможные ответы учащихся)

Учитель: Как вы думаете, что необходимо живому организму для жизни?

Ученик: Пища, воздух, вода, свет, тепло

Учитель: Для чего организму нужна пища, вода и воздух?

Ученик: Получать энергию

Учитель: Энергию, которая необходима для протекания биохимических процессов, для поддержания определенной температуры организма

Учитель: А как человек создает себе среду, в которой живет, чтобы сохранять свое внутреннее тепло?

Ученик: использует внешний обогрев – электрические обогреватели, паровое отопление, костер, печь.

Учитель: Как работают обогреватели?

Ученик: От источника электрического тока.

Учитель: А что является причиной работы остальных?

Ученик: Топливо.

Учитель: Что может выступать в качестве природного топлива?

Ученик: Древесина, уголь, нефть, газ.

Учитель: Обратимся к таблице “Теплота сгорания некоторых видов природного топлива” <Приложение 1> (Слайд1)

Учитель: Проанализируйте данные таблицы, что вы заметили?

Ученик: Самая низкая теплота сгорания у древесины, зато у нефти она самая высокая.

Учитель: Какой можно сделать вывод?

Ученик: Нефть – самое эффективное топливо.

Учитель: Но еще Д.И. Менделеев говорил, что топить нефтью – это значит, топить денежными ассигнациями.

<Приложение 1> (Слайд2)

Учитель: Почему он так говорил?

Ученик: Из нефти получают много полезных органических соединений

<Приложение 1> (Слайд3)

Учитель: А остальное?

Ученик: Видимо сжигается.

<Приложение 1> (Слайд4)

Учитель: Какое возникает противоречие?

Ученик: С одной стороны, нефть – эффективное топливо, с другой – из нее можно получить много ценных продуктов.

<Приложение 1> (Слайд5)

2. Формулирование проблемных вопросов для самостоятельных исследований учащихся: 15 минут.

Учитель: Проблема использования нефти очень актуальна сейчас в мире. В рамках нашего проекта мы постараемся высказать свое видение, свое отношение к данной проблеме. Возможно, в дальнейшем вы в своей практической деятельности сможете предложить пути решения данной проблемы и даже их осуществить. Но для этого необходимо выявить более узкие вопросы, касающиеся данной темы, осветить и разобрать их. Эти вопросы будут являться темами ваших исследований.

Учитель: О чем будет идти речь в данном проекте?

Ученик: О нефти.

Учитель: Что это такое?

Ученик: Смесь различных веществ.

Учитель: Каких?

Ученик: Разных, углеводородов.

Учитель: Для того чтобы определить значение нефти, что необходимо выяснить сначала?

Ученик: Что такое нефть?

(Учитель пишет на доске вопрос: Что такое нефть?)

Учитель: Что значит – нефть это сырье для получения ценных продуктов?

Ученик: Из нефти выделяют разнообразные продукты, имеющие большое практическое значение.

Учитель: Какие?

Ученик: Бензин, солярка и т.д.

Учитель: Это далеко не полный перечень продуктов нефтепереработки, поэтому какой вопрос целесообразно будет исследовать?

(Учащиеся формулируют вопрос, который учитель пишет на доске, например: Какие ценные продукты можно получить из нефти?)

Учитель: Какой, по - вашему мнению, продукт переработки нефти является одним из самых востребованных (цена на этот продукт постоянно скачет)?

Ученик: Это бензин.

Учитель: Что представляет собой бензин с химической точки зрения? Почему бывают разные бензины? Какой лучше и почему?

Учитель: Чтобы ответить на все эти вопросы, какой первоначальный вопрос будем исследовать?

Ученик: Что такое бензин?

(Учитель пишет на доске вопрос: Что такое бензин?)

(На экране появляется видеоизображение географической карта с обозначениями месторождений нефти)

<Рисунок 1>

Учитель: Вам знаком условный знак на карте?

Ученик: Да, он обозначает месторождения нефти.

Учитель: Нефть – это природное сырье, причем какое?

Ученик: Исчерпаемое и невозобновимое.

Учитель: Какая проблема в последнее время волнует человечество, связанная с запасами нефти в мире?

Ученик: На сколько хватит мировых нефтяных запасов.

Учитель: Прежде чем ответить на этот вопрос, что необходимо установить?

Ученик: Сколько нефти в мире? Каковы мировые запасы нефти в мире?

(Учитель пишет на доске вопрос: Каковы мировые запасы нефти и запасы нефти в России?)

(На экране – видеофрагмент “Техногенные катастрофы”)

Учитель: Какую оборотную сторону имеет использование нефти?

Ученик: Экологические проблемы, загрязнение окружающей среды

Учитель: Какие? Не может ли это быть проблемным вопросом?

(Учитель пишет на доске вопрос, сформулированный учащимися: Какие экологические проблемы связаны с добычей и переработкой нефти?)

Учитель: Какие профессии людей имеют отношение к добыче и переработке нефти?

Ученик: Нефтяники, геологи, землеустроители, химики и т.д.

Учитель: Среди вас есть те, которые хотят выбрать эти профессии?

Ученик: Скорее всего, нет.

Учитель: А что вы выберите?

Ученик: Экономисты, юристы, инженеры….

Учитель: А будут ли ваши профессии связаны с добычей и переработкой нефти?

Ученик: Скорее нет.

Учитель: Я утверждаю, что да! И предлагаю вам разобраться в этом вопросе, сформулируйте его.

(Учитель пишет на доске вопрос сформулированный учащимися: Как связана ваша будущая профессия с добычей и переработкой нефти?)

Учитель: Как часто в повседневной жизни мы сталкиваемся с продуктами нефтепереработки?

Ученик: Очень часто.

Учитель: Настолько часто, что даже представить сразу трудно! Раз наша жизнь так сильно связана с этой отраслью, и, может быть, даже зависит от данного направления, не исследовать ли нам данный вопрос?

(Учитель пишет на доске вопрос, сформулированный учащимися: Как связана повседневная жизнь человека с добычей переработкой нефти?)

Учитель: Последний вопрос я хочу предложить вам сама в качестве вопроса для исследования:

(Учитель пишет на доске вопрос: как влияют мировые цены на нефть на благосостояние граждан России?)

3. Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем:

Учитель: Итак, мы определили 8 тем для исследований. В течение 3 минут вам предстоит определиться в выборе исследуемого вопроса, сформировать группы (1 – 3 человек) по каждому из них, на листах планирования <Приложение 2> заполнить первые три пункта.

(Далее проводится обсуждение гипотез – 10 минут)

4. Подведение итогов урока, определение дальнейшего плана работы по проекту: 5 минут.

Учитель: Сегодня на уроке мы запустили проект, основополагающий вопрос которого: нефть – эффективное топливо или сырье для получения ценных продуктов? <Приложение 1> (Слайд5)

Учитель: Следующие этапы нашего проекта:

- обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

- обсуждение возможных источников информации

- самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе

- самостоятельная работа групп по выполнению заданий

- подготовка презентации по проделанной работе

- защита полученных результатов и выводов

(По предложенным критериям <Приложение 3>)

Учитель: Домашним заданием является обсуждение плана работы по выбранной проблеме.