Дидактические цели: продолжить формирование элементов компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности учащихся, элементов химической и экологической грамотности учащихся, развитие элементов критического мышления.
Методические задачи: познакомить учащихся с природными источниками нефти, её составом, способами и продуктами нефтепереработки; продолжить формирование навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений кратко и точно излагать мысли и оформлять результаты собственных исследований с помощью офисных программ.
Оборудование и дидактические материалы: компьютер, видеопроектор, видеоматериалы, географическая карта, лист планирования, критерии оценки мультимедийной презентации учащихся.
Ход урока: урок посвящен организации изучения темы “Нефть и способы ее переработки” с использованием модернизированного метода проектов. На данном уроке проводится запуск проекта посредством “мозгового штурма”.
1. Постановка основополагающего вопроса –
7 минут.(В конспекте даны вопросы учителя и возможные ответы учащихся)
Учитель: Как вы думаете, что необходимо живому организму для жизни?
Ученик: Пища, воздух, вода, свет, тепло
Учитель: Для чего организму нужна пища, вода и воздух?
Ученик: Получать энергию
Учитель: Энергию, которая необходима для протекания биохимических процессов, для поддержания определенной температуры организма
Учитель: А как человек создает себе среду, в которой живет, чтобы сохранять свое внутреннее тепло?
Ученик: использует внешний обогрев – электрические обогреватели, паровое отопление, костер, печь.
Учитель: Как работают обогреватели?
Ученик: От источника электрического тока.
Учитель: А что является причиной работы остальных?
Ученик: Топливо.
Учитель: Что может выступать в качестве природного топлива?
Ученик: Древесина, уголь, нефть, газ.
Учитель: Обратимся к таблице “Теплота сгорания некоторых видов природного топлива” <Приложение 1> (Слайд1)
Учитель: Проанализируйте данные таблицы, что вы заметили?
Ученик: Самая низкая теплота сгорания у древесины, зато у нефти она самая высокая.
Учитель: Какой можно сделать вывод?
Ученик: Нефть – самое эффективное топливо.
Учитель: Но еще Д.И. Менделеев говорил, что топить нефтью – это значит, топить денежными ассигнациями.
<Приложение 1> (Слайд2)
Учитель: Почему он так говорил?
Ученик: Из нефти получают много полезных органических соединений
<Приложение 1> (Слайд3)
Учитель: А остальное?
Ученик: Видимо сжигается.
<Приложение 1> (Слайд4)
Учитель: Какое возникает противоречие?
Ученик: С одной стороны, нефть – эффективное топливо, с другой – из нее можно получить много ценных продуктов.
<Приложение 1> (Слайд5)
2. Формулирование проблемных вопросов для самостоятельных исследований учащихся:
15 минут.Учитель: Проблема использования нефти очень актуальна сейчас в мире. В рамках нашего проекта мы постараемся высказать свое видение, свое отношение к данной проблеме. Возможно, в дальнейшем вы в своей практической деятельности сможете предложить пути решения данной проблемы и даже их осуществить. Но для этого необходимо выявить более узкие вопросы, касающиеся данной темы, осветить и разобрать их. Эти вопросы будут являться темами ваших исследований.
Учитель: О чем будет идти речь в данном проекте?
Ученик: О нефти.
Учитель: Что это такое?
Ученик: Смесь различных веществ.
Учитель: Каких?
Ученик: Разных, углеводородов.
Учитель: Для того чтобы определить значение нефти, что необходимо выяснить сначала?
Ученик: Что такое нефть?
(Учитель пишет на доске вопрос: Что такое нефть?)
Учитель: Что значит – нефть это сырье для получения ценных продуктов?
Ученик: Из нефти выделяют разнообразные продукты, имеющие большое практическое значение.
Учитель: Какие?
Ученик: Бензин, солярка и т.д.
Учитель: Это далеко не полный перечень продуктов нефтепереработки, поэтому какой вопрос целесообразно будет исследовать?
(Учащиеся формулируют вопрос, который учитель пишет на доске, например: Какие ценные продукты можно получить из нефти?)
Учитель: Какой, по - вашему мнению, продукт переработки нефти является одним из самых востребованных (цена на этот продукт постоянно скачет)?
Ученик: Это бензин.
Учитель: Что представляет собой бензин с химической точки зрения? Почему бывают разные бензины? Какой лучше и почему?
Учитель: Чтобы ответить на все эти вопросы, какой первоначальный вопрос будем исследовать?
Ученик: Что такое бензин?
(Учитель пишет на доске вопрос: Что такое бензин?)
(На экране появляется видеоизображение географической карта с обозначениями месторождений нефти)
Учитель: Вам знаком условный знак на карте?
Ученик: Да, он обозначает месторождения нефти.
Учитель: Нефть – это природное сырье, причем какое?
Ученик: Исчерпаемое и невозобновимое.
Учитель: Какая проблема в последнее время волнует человечество, связанная с запасами нефти в мире?
Ученик: На сколько хватит мировых нефтяных запасов.
Учитель: Прежде чем ответить на этот вопрос, что необходимо установить?
Ученик: Сколько нефти в мире? Каковы мировые запасы нефти в мире?
(Учитель пишет на доске вопрос: Каковы мировые запасы нефти и запасы нефти в России?)
(На экране – видеофрагмент “Техногенные катастрофы”)
Учитель: Какую оборотную сторону имеет использование нефти?
Ученик: Экологические проблемы, загрязнение окружающей среды
Учитель: Какие? Не может ли это быть проблемным вопросом?
(Учитель пишет на доске вопрос, сформулированный учащимися: Какие экологические проблемы связаны с добычей и переработкой нефти?)
Учитель: Какие профессии людей имеют отношение к добыче и переработке нефти?
Ученик: Нефтяники, геологи, землеустроители, химики и т.д.
Учитель: Среди вас есть те, которые хотят выбрать эти профессии?
Ученик: Скорее всего, нет.
Учитель: А что вы выберите?
Ученик: Экономисты, юристы, инженеры….
Учитель: А будут ли ваши профессии связаны с добычей и переработкой нефти?
Ученик: Скорее нет.
Учитель: Я утверждаю, что да! И предлагаю вам разобраться в этом вопросе, сформулируйте его.
(Учитель пишет на доске вопрос сформулированный учащимися: Как связана ваша будущая профессия с добычей и переработкой нефти?)
Учитель: Как часто в повседневной жизни мы сталкиваемся с продуктами нефтепереработки?
Ученик: Очень часто.
Учитель: Настолько часто, что даже представить сразу трудно! Раз наша жизнь так сильно связана с этой отраслью, и, может быть, даже зависит от данного направления, не исследовать ли нам данный вопрос?
(Учитель пишет на доске вопрос, сформулированный учащимися: Как связана повседневная жизнь человека с добычей переработкой нефти?)
Учитель: Последний вопрос я хочу предложить вам сама в качестве вопроса для исследования:
(Учитель пишет на доске вопрос: как влияют мировые цены на нефть на благосостояние граждан России?)
3. Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем:
Учитель: Итак, мы определили 8 тем для исследований. В течение 3 минут вам предстоит определиться в выборе исследуемого вопроса, сформировать группы (1 – 3 человек) по каждому из них, на листах планирования <Приложение 2> заполнить первые три пункта.
(Далее проводится обсуждение гипотез – 10 минут)
4. Подведение итогов урока, определение дальнейшего плана работы по проекту: 5 минут.
Учитель: Сегодня на уроке мы запустили проект, основополагающий вопрос которого: нефть – эффективное топливо или сырье для получения ценных продуктов? <Приложение 1> (Слайд5)
Учитель: Следующие этапы нашего проекта:
- обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе
- обсуждение возможных источников информации
- самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе
- самостоятельная работа групп по выполнению заданий
- подготовка презентации по проделанной работе
- защита полученных результатов и выводов
(По предложенным критериям <Приложение 3>)
Учитель: Домашним заданием является обсуждение плана работы по выбранной проблеме.