Цели урока:
образовательные:
- формирование знаний учащихся о формах представления числовой информации в компьютере;
- формирование практических навыков по представлению чисел в различных кодах;
- закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Системы счисления”;
развивающие:
- формировать интерес к учению;
- развивать познавательные интересы, творческие способности;
- прививать исследовательские навыки;
воспитательные:
- воспитание активности учащихся;
- привитие навыков самостоятельной работы;
- обеспечение сознательного усвоения материала;
- сплочение коллектива класса.
Тип урока: комбинированный урок.
Формы работы на уроке: устная, письменная, индивидуальная.
Оборудование урока:
- компьютеры IBM PC с операционной системой MS Windows XP и MS Office XP;
- мультимедийный проектор;
- программа-презентация по теме урока;
- слайд PowerPoint для выставления оценок;
- компьютерный тест по теме “Системы счисления”;
- компьютерный тест по теме “Представление числовой информации”;
- учебная программа “Страница самопроверки”;
- компьютерная программа “Ребус”;
- программа-презентация “Кроссворд”;
- бланки для контрольной работы по теме “Перевод чисел в смешанных системах счисления”;
- шаблоны с разрядными сетками для выполнения примеров;
- таблицы степеней 2, 8, 16;
- двоично-восьмеричная и двоично-шестнадцатеричная таблицы.
Литература, использованная при подготовке урока
Андреева Е.В., Фалина И.Н. Системы счисления и компьютерная арифметика: Учебное пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004 г. | |
Дидактические материалы по информатике. М.: Образование и Информатика, 2003 г. |
|
Информатика. Задачник-практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002 г. | |
Пономарев В.С., Красников В.В. Методические указания по теме “Арифметические основы ЭВМ. Таблица самопроверки. www.dstu.edu.ru/informatics/mtdss/index.html |
|
Самостоятельные работы, тесты и диктанты по информатике. Серия “Информатика в школе” – М.: Информатика и Образование, 2000 г. |
|
Самылкина Н.Н. Построение тестовых заданий по информатике: Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003 г. |
|
Семакин И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л. Информатика. Базовый курс 7-9 классы. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002 г. | |
Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс: Учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004 г. | |
Угринович Н., Босова Л., Михайлова Н. Практикум по информатике и информационным технологиям. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002 г. |
|
Шауцукова Л.З. Информатика: Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2002 г. |
План урока
- Организационный момент.
- Фронтальный опрос.
- Компьютерный тест по теме “Системы счисления”.
- Контрольная работа по теме “Перевод чисел в смешанных системах счисления”.
- Взаимопроверка работ с использованием программы “Страница самопроверки”.
- Объяснение темы урока.
- Перемена.
- Продолжение объяснения темы урока.
- Компьютерный тест по теме “Представление числовой информации”.
- Кроссворд “Единицы измерения информации”.
- Подведение итогов и постановка домашнего задания.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, дети!
Откройте тетради, запишите число. Запишите тему урока. Тема нашего занятия “Представление числовой информации в компьютере”.
На этом занятии вы проверите свои знания по теме “Системы счисления”. Вам будет предложен компьютерный тест и небольшая контрольная работа. Далее узнаем, в каком виде представляет и хранит числовую информацию компьютер.
2. Мотивационное начало урока (фронтальный опрос).
Учитель. Перед тем как приступить к изучению новой темы, повторим основные понятия, изученные на прошедших уроках.
На экране – слайды анимированной презентации. С помощью пульта дистанционного управления учитель проецирует на экран текущий вопрос и ответ на него.
Человек использует десятичную систему счисления, а компьютер – двоичную систему счисления. Поэтому возникает необходимость перевода чисел из десятичной системы в двоичную и наоборот.
Вопрос. Как перевести целое десятичное число в двоичное?
Ответ. Для перевода десятичного числа в двоичную систему счисления его необходимо целочисленно делить на 2 до тех пор, пока частное от деления не станет равным 1. Число в двоичной системе записывается как последовательность последнего результата деления и остатков от деления в обратном порядке.
Вопрос. Как перевести целое двоичное число в десятичное?
Ответ. Для перевода двоичного числа в десятичное необходимо его записать в развернутой форме в виде суммы произведений цифр числа и соответствующей степени числа 2, и вычислить по правилам десятичной арифметики.
Двоичная система удобна для компьютера, но неудобна для человека. Для внешнего представления данных и для работы с памятью компьютера используются еще две системы счисления – восьмеричная и шестнадцатеричная.
Вопрос. Как называются системы счисления с основаниями 2 и 8 или 2 и 16?
Ответ. Данные системы счисления называются смешанными.
Вопрос. Как переводятся числа в смешанных системах счисления?
Ответ. Для перевода числа, записанного в системе счисления с основанием 2n, в двоичную систему счисления нужно каждую цифру этого числа заменить ее n-разрядным эквивалентом в двоичной системе счисления. Двоичные числа для перевода разбиваются соответственно на триады или тетрады.
Вопрос. Как мы можем использовать эти замечательные свойства смешанных систем счисления?
Ответ. Алгоритмы перевода чисел в смешанных системах счисления позволяют быстро и просто осуществлять переводы десятичных чисел в двоичную систему счисления и обратно с использованием в качестве промежуточной восьмеричной или шестнадцатеричной системы счисления.
3. Компьютерный тест по теме “Системы счисления”
(Приложение 1)4. Контрольная работа по теме “Перевод чисел в смешанных системах счисления”
(Приложение 2)Учитель. Итак, вы готовы выполнять компьютерный тест. Для работы с тестом вам потребуются таблицы степеней, таблицы перевода. На экране, на Рабочем столе, находится ярлык “Тест_1”, по завершении работы с тестом, забираете таблицы, черновик, садитесь за парту и выполняете контрольную работу.
Ученики выполняют задание за компьютерами. По завершении работы с тестом ученики самостоятельно приступают к контрольной работе за партой. Учитель, используя дистанционный контроль, по локальной сети просматривает полученные оценки за тест на каждой ученической машине и выставляет их на слайд оценок.
5. Взаимопроверка контрольных работ
Учитель. Закончили контрольную работу. Обменяйтесь работами с товарищами. Посмотрите, все ли понятно написано. Возьмите карандаши. Для проверки работ вы будете использовать программу “Страница самопроверки” (Приложение 6).
Когда проверите, поставьте на бланке работы оценку и напишите свою фамилию карандашом. Возьмите карандаши, работы и займите места за компьютерами.
Ученики выполняют задание за компьютерами.
Учитель. Закончили проверку. Займите свои места. Ознакомьте товарищей с результатами проверки. Соберите работы на край стола. На экране ваши оценки за тест.
Демонстрируется слайд с оценками.
Вы хорошо поработали, немного отдохнем. Перед вами ребус, отгадайте зашифрованное слово.
Демонстрируется программа “Ребус”. Ученики отгадывают слово.
Проверим …Верно, “информация”.
6. Объяснение новой темы
На экране – слайды анимированной презентации (Приложение 7). С помощью пульта дистанционного управления учитель управляет программой.
Вся информация, обрабатываемая компьютерами, хранится в них в двоичном виде.
Каким же образом осуществляется это хранение?
Информация, вводимая в компьютер и возникающая в ходе его работы, хранится в его памяти. Память компьютера можно представить как длинную страницу, состоящую из отдельных строк.
Каждая такая строка называется ячейкой памяти.
Ячейка – это часть памяти компьютера, вмещающая в себя информацию, доступную для обработки отдельной командой процессора.
Содержимое ячейки памяти называется машинным словом.
Ячейка памяти состоит из некоторого числа однородных элементов. Каждый элемент способен находиться в одном из двух состояний и служит для изображения одного из разрядов числа. Именно поэтому каждый элемент ячейки называют разрядом.
Нумерацию разрядов в ячейке принято вести справа налево, самый правый разряд имеет порядковый номер 0. Это младший разряд ячейки памяти, старший разряд имеет порядковый номер (n-1) в n-разрядной ячейке памяти.
Содержимым любого разряда может быть либо 0, либо 1.
“Объясните почему?”
Ответ: Основная причина – простота и надежность двухпозиционных элементов в плане их технической реализации. Наиболее надежным и дешевым является устройство, каждый разряд которого может принимать два состояния: намагничено — не намагничено, высокое напряжение — низкое напряжение и т. д.
Следовательно, использование двоичной системы счисления в качестве внутренней системы представления информации вызвано конструктивными особенностями элементов вычислительных машин.
Машинное слово для конкретной ЭВМ – это всегда фиксированное число разрядов. Данное число является одной из важнейших характеристик любой ЭВМ и называется разрядностью машины.
Например, самые современные персональные компьютеры являются 64-разрядным, то есть машинное слово и соответственно, ячейка памяти, состоит из 64 разрядов или битов.
Бит — минимальная единица измерения информации.
Каждый бит может принимать значение 0 или 1.
Битом также называют разряд ячейки памяти ЭВМ.
Стандартный размер наименьшей ячейки памяти равен восьми битам, то есть восьми двоичным разрядам. Совокупность из 8 битов является основной единицей представления данных – байт.
Байт (от английского byte – слог) – часть машинного слова, состоящая из 8 бит, обрабатываемая в ЭВМ как одно целое. На экране – ячейка памяти, состоящая из 8 разрядов – это байт. Младший разряд имеет порядковый номер 0, старший разряд – порядковый номер 7.
В байтовом алфавите байт является минимальной единицей информации, обрабатываемой в ЭВМ. Для записи чисел также используют 32-разрядный формат (машинное слово), 16-разрядный формат (полуслово) и 64-разрядный формат (двойное слово). Обратите внимание на нумерацию разрядов в ячейках памяти для представленных форматов данных.
Для измерения объема хранимой информации используются более крупные единицы объема памяти:
1 Килобайт (Кбайт) = 1024 байт = 210 байт;
1 Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт = 220 байт;
1 Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт = 230 байт;
1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт = 240 байт;
1 Петабайт (Пбайт) = 1024 Тбайт = 250 байт.
Число 1024 как множитель при переходе к более высшей единице измерения информации имеет своим происхождением двоичную систему счисления (1024 — это десятая степень двойки).
7. Перемена
Учитель проверяет контрольные работы и выставляет оценки на слад оценок.
8. Продолжение объяснения новой темы
Компьютерное представление целых чисел.
Целые числа – это простейшие числовые типы данных, с которыми оперирует компьютер. Для представления целых чисел используются специально для них предназначенные типы данных.
Вопросы к учащимся:
- “Какие целочисленные типы данных языка Паскаль вы знаете?”
- “Объясните необходимость использования целочисленных типов данных”
- “Можно ли ограничиться представлением целых чисел как вещественных, но с нулевой дробной частью?”
Специальные типы для целых чисел вводятся для:
- эффективного расходования памяти;
- повышения быстродействия;
- введения операции деления нацело с остатком вместо приводящего к потере точности обычного деления вещественных чисел.
В подавляющем большинстве задач, решаемых с помощью ЭВМ, многие действия сводятся к операциям над целыми числами. Сюда относятся задачи экономического характера, при решении которых данными служат количества акций, сотрудников, деталей, транспортных средств и т.д. Целые числа используются для обозначения даты и времени, и для нумерации различных объектов: элементов массивов, записей в базах данных, машинных адресов и т.д.
Для компьютерного представления целых чисел обычно используется несколько различных типов данных, отличающихся друг от друга количеством разрядов. Чаще всего используется восьми-, шестнадцати– и тридцатидвухразрядное представление чисел (один, два или четыре байта соответственно).
Для целых чисел существуют два представления: беззнаковое (только для неотрицательных целых чисел) и со знаком. Очевидно, что отрицательные числа можно представлять только в знаковом виде.
Различие в представлении целых чисел со знаком и без знака вызвано тем, что в ячейках одного и того же размера в беззнаковом типе можно представить больше различных положительных чисел, чем в знаковом.
Например, в байте (8 разрядов) можно представить беззнаковые числа от 0 до 255.
Максимальное число, записанное в восьми разрядах ячейки соответствует восьми единицам и равно:
111111112 = 1*27 + 1*26 + 1*25 + 1*24 + 1*23 + 1*22 + 1*21 + 1*20 = 255.
Таким образом, для беззнаковых типов нижняя граница диапазона значений всегда равна 0, а верхнюю границу диапазона допустимых значений можно подсчитать, зная количество разрядов, занимаемых элементами данного типа.
Верхняя граница диапазона допустимых значений для беззнаковых типов рассчитывается по формуле 2k – 1, где k – количество разрядов в ячейке
Вопросы к учащимся:
- “Найдите значения верхних границ диапазонов для беззнаковых типов в 16– и 32-х разрядном представлении”
- “Какие беззнаковые целочисленные типы данных языка Паскаль вы знаете?”
(Демонстрируется слайд).
Ответ: byte, word. Для 32-разрядного представления тип данных в Паскале отсутствует.
Знаковые положительные числа в байте
можно представить только
от 0 до 127.
Старший (левый) разряд отводится под
знак числа, остальные
7 разрядов под само число. Максимальное число в
знаковом представлении соответствует семи
единицам и равно:
11111112 = 1*26 + 1*25 + 1*24 + 1*23 + 1*22 + 1*21 + 1*20 = 127.
Поэтому, если известно, что некоторая числовая величина является неотрицательной, то лучше рассматривать ее как беззнаковую.
Диапазон допустимых значений для знаковых типов рассчитывается по формулам:
Нижняя граница допустимых значений: 2k-1;
Верхняя граница допустимых значений: 2k-1 – 1, где k – количество разрядов в ячейке.
Вопросы к учащимся:
- “Найдите значения границ диапазонов для знаковых типов в 16– и 32-х разрядном представлении”
- “Какие знаковые целочисленные типы данных языка Паскаль вы знаете?”
Ответ: shortint, integer, longint.
Рассмотрим алгоритм представления в компьютере целых положительных чисел. Возьмите шаблоны с разрядной сеткой и примерами. (Приложение 5)
1. Требуется получить внутреннее 8-разрядное представление десятичного числа 54.
Для этого целое положительное число переводится в двоичную систему счисления.
Полученное двоичное число записывается в 8 разрядах так, что в младшем разряде ячейки находится младший разряд числа.
Двоичное число дополняется, если это необходимо, слева нулями до соответствующего числа разрядов (8-ми, 16-ти, 32-х и более);
2. Требуется получить внутреннее 8-разрядное и 16-разрядное представление десятичного числа 200.
Запишите число в восьми разрядную ячейку. Для знака разряда не осталось.
Представление в восьмиразрядном знаковом типе невозможно.
Мы рассмотрели компьютерное представление целых положительных чисел.
Следующий вопрос: как представляются в компьютере целые отрицательные числа.
В ЭВМ в целях упрощения выполнения арифметических операций применяют специальные коды для представления чисел. Использование кодов позволяет свести операцию вычитания чисел к операции поразрядного сложения кодов этих чисел.
Применяются прямой, обратный и дополнительный коды чисел.
К кодам выдвигаются следующие требования:
1) Разряды числа в коде жестко связаны с определенной разрядной сеткой.
2) Для записи кода знака в разрядной сетке отводится фиксированный, строго определенный разряд.
Например, если за основу представления кода взят один байт, то для представления числа будет отведено 7 разрядов, а для записи кода знака один разряд. Знаковым разрядом является старший разряд в разрядной сетке.
Прямой код
Прямой код двоичного числа совпадает по изображению с записью самого числа. Значение знакового разряда для положительных чисел равно 0, а для отрицательных чисел 1.
Пример. В случае, когда для записи кода выделен один байт, для числа +1101 прямой код 0,0001101, для числа -1101 прямой код 1,0001101.
Обратный код
Обратный код для положительного числа совпадает с прямым кодом.
Для отрицательного числа все цифры числа заменяются на противоположные (1 на 0, 0 на 1), а в знаковый разряд заносится единица.
Пример. Для числа +1101 прямой код 0,0001101; обратный код 0,0001101. Для числа -1101 прямой код 1,0001101; обратный код 1,1110010.
Дополнительный код
Дополнительный код положительного числа совпадает с прямым кодом.
Возьмите шаблоны с разрядной сеткой, выполните следующие примеры:
1. Требуется получить внутреннее 8-разрядное представление отрицательного числа -117.
2. Получить дополнительный код двоичного числа -10002 для 8-разрядной ячейки памяти.
Итак, все целые отрицательные числа в компьютере представляются дополнительным кодом.
9. Компьютерный тест по теме “Компьютерное представление целых чисел” (Приложение 3)
Вы познакомились с представлением целых чисел в компьютере, и вам предлагается тест по новой теме. Для выполнения примеров в тесте используйте разрядную сетку на шаблоне. Кто закончит работать с тестом, знакомится с интересным заданием за партой. Возьмите шаблоны, ручки и займите места за компьютерами. На Рабочем столе – ярлык Тест_2.
Ученики после завершения работы с тестом садятся за парты и отгадывают кроссворд “Единицы измерения информации”.
Учитель выставляет оценки за тест в слайд оценок.
10. Кроссворд “Единицы измерения информации”
(Приложение 4)Учитель демонстрирует анимированную презентацию “Кроссворд” и с помощью пульта дистанционного управления постепенно заполняет кроссворд.
Кто уже отгадал первое слово (заполняем кроссворд). Вы запомнили все единицы измерения информации. Молодцы.
11. Подведение итогов и постановка домашнего задания
Учитель показывает слайд с оценками и комментирует их.
Ваши оценки показывают, что тема вам понятна и вы, в основном, справились с поставленной перед вами задачей.
(Демонстрируется слайд).
Запишите домашнее задание:
- учебник Андреева, Фалина, стр. 69, тема 8, выполнить краткий конспект по теме
- задача 3 выполнить письменно в домашних тетрадях.
- Задачник-практикум, стр. 135, § 3.1.4 – разобрать примеры.
До свидания! Желаю вам успеха!