Цели урока:
- Познавательная: Дать детям представление о правильных и неправильных дробях, учить сравнивать любую дробь с единицей.
- Творческая: Сформулировать определения правильных и неправильных дробей, учить делать маленькие математические “открытия” новых терминов.
- Организационно-деятельностные: Умения ставить цели деятельности, составлять план, подводить итог, оценивать результат.
- Коммуникативные: Умение общаться, в том числе и придумать новые определения.
- Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность, мышление, интерес к математике.
Оборудование: индивидуальные карточки для выполнения практической работы, таблицы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Создаем хорошее настроение: “Улыбнитесь!”
- Скажите добрые слова друг другу.
- Выполняем упражнения мозговой гимнастики “Качания головой”
- Наука математика
Научит нас всех
Точному счету,
Так скорей за работу!
2. Актуализация знаний.
А) “Блиц-турнир”.
- Как найти часть, которую одно число составляет от другого?
- Как найти часть от числа?
- Как найти проценты от числа? (перевести % в дробное число)
- Как найти число по его части?
- Какая из предложенных задач лишняя? (Первая, т.к. решается одним действием, остальные двумя действиями).
Б) Индивидуальные задания:
№10, с.15 – выполняют у доски три ученика (каждый по столбику), допустившие ошибки на + и – дробей в самостоятельной работе.
В это время остальные работают по заданию:
- Придумать свои задания по выбору ( написать дроби, выражения, сравнения)
Проверяем выполненную работу в парах. У кого возникли вопросы?
Задание после выполнения индивидуальных заданий:
- Разбейте полученные дроби в ответах №10 на три группы.(Выслушиваются предложения детей)
- Работа в тетрадях. Запишите в тетрадях дроби по группам.
1 группа: Дроби, в которых числитель меньше знаменателя
2 группа: Дроби, где числитель и знаменатель равны:
3 группа: Дроби, в которых числитель больше знаменателя:
-Чем похожи дроби в первой группе?
- Что интересного заметили во второй группе?
- Чем интересна третья группа? (Числитель больше знаменателя)
Проблема: – Разве такое возможно?!
И так, цель нашего урока? ( Узнать, существуют ли данные дроби в математике, как они получаются, как они называются?)
3. “Открытие” нового знания.
- Запишите следующие дроби в соответствующую группу:
- В какую группу записали и почему? (во вторую, т.к. числитель равен знаменателю).
- А дробь? (в третью, т.к. числитель больше знаменателя)
- В какую группу записали дробь ? (в первую, т.к. числитель меньше знаменателя)
- Проведем практическую работу, чтобы узнать, существуют ли в математике дроби: ?
4. Практическая работа.
А) Возьмите 2 круга и разделите каждый из них на 4 равные части.
- Сколько четвертых долей круга содержит 1 круг?
- Почему 1 круг содержит именно ? (Так как = 4 : 4 = 1)
Вывод: Целый круг содержит долей, следовательно, дробь существует.
Значит, если числитель и знаменатель равны, то дробь равна единице.
На доске запись:
Б) Что значит Существует ли такая дробь? Покажите на ваших кругах.
Можно ли 5 четвертых долей круга выразить дробью Сколько это долей?
(Дети закрашивают: на первом круге 4 доли и на втором круге еще 1 долю).
Значит, дробь, в которой числитель больше знаменателя, тоже существует.
Вывод: Дробь больше 1.
На доске запись: , если
Следовательно, все дроби, записанные нами по группам, существуют в математике.
- Как они называются? (ответы детей)
На доске открывается запись: Правильные и неправильные дроби.
- Как вы думаете, какие дроби называются правильными? (Дроби, в которых числитель меньше знаменателя, т.к. при делении меньшего числа на большее получается нецелое число, а дроби – это числа, выражающие части единиц)
На доске запись: 1, если
Значит, остальные дроби, в которых числитель больше знаменателя, называются неправильными.
- Сравните свой вывод с выводом учебника на с. 14.
- А как быть с дробями , знаменатель и числитель равны? (Эти дроби тоже неправильные).
Подведем итог по новой теме: (вывод дети записывают в тетрадях)
1 – неправильная дробь
1 – правильная дробь
5. Физминутка.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложим назад.
6. Первичное закрепление по учебнику.
№ 2 – 4 с.13 (выполняется фронтально)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе:
№ 5 – 8.
8. Повторение пройденного.
№ 14 (а,б) по выбору.
9. Итог урока:
- Чему учились на уроке? (отличать правильные и неправильные дроби, сравнивать с единицей)
- Какие дроби называются правильными?
- Какие дроби называются неправильными?
- Какая дробь меньше 1? (правильная)
- Какая дробь больше 1? (неправильная)
- Если числитель равен знаменателю, что мы можем сказать о такой дроби? (она равна единице)
- Кто испытывал затруднения по новой теме?
10. Домашнее задание:
- Придумать примеры правильных и неправильных дробей.
- Выполнить по выбору № 3 или 9.
- Для желающих дополнительно №11.