Коррекционно-развивающая программа "Времена года в музыке и цвете"

Разделы: Музыка


Пояснительная записка

Современные требования общества к подготовке подрастающего поколения могут быть реализованы при дифференцированном подходе к целям, содержанию и срокам освоения образовательного стандарта.

Реализация этого принципа выдвигает перед образовательным учреждением проблему определения психологической, эмоциональной, социальной готовности ребёнка к школе на разных ступенях обучения.

При выборе оптимальных педагогических условий для учащихся важно учитывать как возрастные этапы развития, так и индивидуально типологические особенности. В связи с этим возникает необходимость создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специальными образовательными стандартами в различных образовательных учреждениях или на дому.

Процесс гуманизации отношения общества к лицам с ограниченными возможностями, а так же с трудностями в обучении и всё более расширяющаяся интеграция их во все сферы социальной жизни побуждает искать новые наиболее эффективные формы обучения подобных детей.

В настоящее время при поступлении в школу около 28 % детей имеют хронические заболевания, 45 % – функциональные отклонения в физическом и нервно-психическом здоровье. Около 10 % детей можно отнести к категории безнадзорных т.к. это, в основном, дети из социально неблагополучных семей (алкоголизм, наркомания), дети из семей беженцев и временных переселенцев, лиц, не имеющих определенного места жительства, социальные сироты и т.д. Все эти дети, даже не имея отклонений в развитии, на этом поступления в школу характеризуются низким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в обучении, имеют повышенный риск школьной дезадаптации.

Результаты исследования школьной дезадаптации показывают, что сегодня большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляют группа, которую определяют как “дети с задержкой психического развития (ЗПР)”. Это многочисленная группа, составляющая около 50 % среди не успевающих младших школьников.

Согласно нормативно – правовым положениям в современной образовательной школе для детей с трудностями в обучении создаются два основным вида классов: классы компенсирующего обучения и классы коррекционно-развивающего обучения.

Система работы в подобных классах направленно на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнения пробелов предметного обучения, преодоления негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся повышение работоспособности, активацию познавательной деятельности.

Коррекционно-развивающая работа по формированию учебной деятельности должна осуществляться на уроках по любому предмету школьного цикла в процессе изучения программного материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Поэтому кажется целесообразным разработка специальной программы коррекционно-развивающего обучения с использованием музыки для детей испытывающих трудности в обучении.

Актуальность данной программы состоит в том, что в системе специального образования до сих пор нет программы по музыке для классов компенсирующего обучения, как и нет программы по музыке для детей с сенсорной деривацией с ДЦП и другими нарушениями.

Использование элементов данной программы на уроках музыки обусловлено тем, что существующие программы предполагают изучение большого и сложного количества материала.

Например. Изучается творчество нескольких композиторов в течение четверти. Такое количество материала для детей со сниженной работоспособностью, быстрой утомляемостью, внимания – требует более частой смены деятельности на уроке. Следует помнить, что дети данной категории работают на уроке максимально 15-20 минут, затем наступает утомление, интерес пропадает и чтобы закрепить задание требуется многократные указания и упражнения. Используется смена трудных и легких задание разнообразные виды занятий, дидактический материал, который предъявляется последовательно и дозировано.

При обучении неоднократно в течении каждого урока проводятся обобщения не только по материалу всего урока, но и по отдельным этапам т.е. детей трудно удерживать в памяти весь материал урока и связывать предыдущее с последующим.

Кроме особых методов обучения требуется постоянное поощрение в учебной работе, тем самым, изменяя самооценку ребёнка, укрепляя в нём веру в свои силы.

В учебной деятельности детям с ЗПР значительно чаще, чем нормально развивающимися детям дают задание с опорой на образцы: наглядные, описанные словесно, используя доступные инструкции и помогающие отношения т.е. способствуя другой стороне в личностном росте, используя зон) ближайшего развития.

В условиях специально организованного обучения дети с ЗПР в психическом развитии способны дать значительную динамику в развитии и усвоить многие знания, умения, и навыки, которые нормально развивающиеся сверстники набирают самостоятельно.

Значительное место в коррекционной работе занимает индивидуальная работа или работа в малых группах (по 2-3 человека) по выполнению пробелов предшествующего обучения или пропедевтика новых и трудных тем, учитывая актуальные возможности детей на основе охраны и укрепления здоровья, создание благоприятной среды.

Объектом служит организация коррекционно-развивающегося образовательного процесса.

Предметом исследования служит своеобразие детей с задержкой психического развития и определение ресурсов компенсаторных и коррекционно-развивающихся возможностей детей.

Задачи. Определить и использовать общепедагогические и специальные принципы и методы организации учебного процесса в классах коррекционно-развивающегося обучения и компенсации.

Учитывать возрастные этапы развития детей, а так же индивидуально-типологические.

Создание целостной и интегрированной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями обучения.

Научная новизна заключается:

  • в многофункциональности применения данной программы;
  • в возможности отследить коррекционно-развивающей и компенсаторный эффект обучения;
  • масштабности использования; – в вариативности всей программы так и отдельных её элементов.

Программа “Времена года в цвете и звуке” может использоваться как фрагмент тематических уроков по музыке как в общеобразовательной школе так и специальном образовательном учреждении. Она не предполагает строго тематического планирования, т.к. дети специальных (коррекционных) учреждений любого вида в зависимости от тяжести нарушения будут усваивать данную программу на таком временном отрезке, сколько это необходимо для полного усвоения.

Эту программу можно использовать так же в кабинете психологической разгрузки для коррекционной работы с использованием музыки, на психотерапевтических занятиях – артерапии: музыкотерапия, изотерапия, сказкотерапия, работа с песком, в целях реабилитации школьников, аутотренинга и других психотерапевтических занятий, в работе психолога по коррекции общения, профилактике нервного напряжения, страхов у детей, формирования настроения, релаксации.

Основные задачи:

  • развитие и коррекция психических процессов: воображения, восприятия, творческих способностей детей;
  • развитие речи;
  • развитие познавательной активности;
  • развитие целостности восприятия.

Основные методы:

  • упражнения;
  • игры с правилами: подвижные, ролевые;
  • этюды;
  • наблюдение;

Содержание программы

Программа рассчитана на пять занятий по сорок минут.

  1. занятие “Путешествие в Волшебный лес”. (Весна)
  2. занятие “Путешествие в Волшебный лес”. (Лето)
  3. занятие “Путешествие в Волшебный лес”. (Осень)
  4. занятие “Путешествие в Волшебный лес”. (Зима)
  5. занятие “Времена года в цвете и музыке”.

Методическое руководство

В практической части программы представлены возможные упражнения, этюды, игры и т. д., используемые на занятиях и направленные на развитие у детей высших психических функций: (внимания, памяти, эмоций, производных движений и обучения их навыками общения в группе, взаимодействия друг с другом в различных ситуациях, а так же выработку у детей воображения, внимания при выполнении заданий, этюдов, упражнении, положительных черт характера).

Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.

В связи с тем, что в младшем школьном возрасте внимание детей неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене занятий.

В качестве своеобразного отдыха можно использовать этюды на расслабление, подвижные игры, перемежая ими основные задания.

Занятия строятся по определённой схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды, игры разной подвижности, занятия рисованием.

При проведении занятий возможны различные творческие варианты.

Музыка по-своему передаст жизнь окружающего мира, мысли и чувства человека, красоту природы.

Прослушав любое музыкальное произведение,(желательно, чтобы изобразительность, как небольшая подсказка детскому воображению), может предложить ребёнку передать свои впечатления от услышанного каким-либо рисунком. Пусть он рисует то, что ему представляется, когда он слушает то, или иное произведение. Пусть не боится фантазировать и старается искренне выразить свои чувства. Это поможет глубже проникнуть в содержание и настроение музыки.

Следует проанализировать с ребёнком то, что он выразил в рисунке, что хотел бы выразить.

Возможно, в результате работы появится натюрморт, пейзаж, а может быть просто орнамент или цветовая композиция. Это неважно. Главное, чтобы ребёнок почувствовал и передал по-своему свои впечатления от услышанного.

Занятие № 1

Тема “Путешествие в Волшебный лес” (весна)

  1. Дать детям представление о том, что существуют звуки музыкальные и шумовые.
  2. Воспитывать навыки, слушать и слышать.
  3. Развивать воображение детей.

Оборудование:

  1. Колокольчик.
  2. Аудиокассета с записями.
  3. “Утро” Грига.
  4. Альбом для рисования.
  5. Карандаши, фломастеры, краски, кисти, стаканчики для воды.

План занятия

  1. Беседа.
  2. Упражнение “Слушаем тишину”.
  3. Игра “Тропинка”.
  4. Слушание “Утро” Грига.
  5. “Рисуем музыку”.
  6. Этюд “Чудесное превращение”.
  7. Игра “Тропинка”.

Занятие № 2

Тема “Путешествие в Волшебный лес”(лето)

Цель

  1. Развивать и корректировать воображение и восприятие (слуховое).
  2. Продолжать воспитывать у детей умение слышать и слушать.
  3. Научить детей.

Оборудование:

  1. Кассета с записью шума летнего леса.
  2. “Кукушка” муз. Р. Речменского.

План занятия

  1. Беседа.
  2. Упражнение “Слушаем тишину”.
  3. Игра “Тропинка”.
  4. Слушание “Кукушка” муз. Р. Речменского.
  5. “Рисуем музыку”.
  6. Этюд “Чудесное превращение”.
  7. Игра “Тропинка”.
  8. Упражнение “Летний дождь”, “Радуга-дуга”.

Занятие № 3

Тема “Путешествие в Волшебный лес” (осень)

Лель

  1. Развивать слуховое восприятие, воображение у детей.
  2. Воспитывать ребёнка быстрому переключению с одного вида деятельности на другой.

Оборудование:

  1. Кассета с записью звуков осеннего леса.
  2. “Осенняя песня” Чайковского из “Времён года”.
  3. Корзина с грибами.

План занятия

  1. Беседа.
  2. Упражнение
  3. Игра “Тропинка”.
  4. Слушание “Осенняя песня” Чайковского.
  5. “Рисуем музыку”.
  6. Этюд “Волшебное превращение”.
  7. Игра “Тропинка”.
  8. Упражнение “Кто какой нашёл гриб”.

Занятие № 4

Тема “Путешествие в Волшебный лес” (зима)

Цель

  1. Развивать в детях двигательные функции, посредством музыкальных
    движений, пантомимы.
  2. Научить детей выполнять движения в прямом и обратном виде.

Оборудование:

  1. Кассета с записью шума в зимнем лесу (звуки метели и скрип снега).
  2. “Зима” муз. Крутицкого.
  3. Указка в виде сосульки.

План занятия

  1. Беседа.
  2. Упражнение “Игра в снежки”.
  3. Игра “Тропинка”.
  4. Слушание “Зима” Крутицкого.
  5. “Рисуем музыку”.
  6. Этюд “Волшебное превращение”.
  7. Игра “Тропинка”.
  8. Упражнение “В лесу родилась ёлочка”.

Занятие № 5

Тема “Времена года в цвете и музыке”

Цель

  1. Развитие воображения, восприятия.
  2. Развитие произвольной памяти.
  3. Развитие координации движения.
  4. Совершенствование коммуникативных навыков.

Оборудование:

  1. Рисунки детей.
  2. Кассеты с записями “Утро” Грига, “Кукушка” Речменского, “Осенняя
    песня” Чайковского, “Зима” Крутитского.
  3. Корзины с грибами, ягодами, плодами.

План занятия

  1. Беседа.
  2. Вернисаж.
  3. Игра с платком (превращение).
  4. Угощение.

Список использованной литературы

  1. Абдуллин Э. Теория и практика музыкального общения в общеобразовательной школе. М., 1983.
  2. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр.психол. Труды. – М.: Педагогика, 1980.
  3. Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983.
  4. Белкин Л.С. Внимание – ребенок: причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. – Свердловск, 1981.
  5. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. – М., 1996.
  6. Винокуров Л.Н. Основы педагогической диагностики и профилактики нервно-психических нарушений у детей и подростков: Учебное пособие. – Кострома, 1994.
  7. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекдионной педагогики / Под ред. СластенинаВ.А. и М., 2000.
  8. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. – М., 1988.
  9. Карабанова О.А. Игра и коррекция психического развития ребенка. – М., 1997.
  10. Педагогическая карта учащегося: Методические рекомендации Разработка Кумариной Г.Ф. // Народное образование. – 1998. – №2.
  11. Пузанов Б.П. Основы коррекционной педагогики. – М., 1999.
  12. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. – М., 1999.
  13. Шибаева Л.В. Программы психологической реабилитации школьников. – М., 1996.