Пояснительная записка
Современные требования общества к подготовке подрастающего поколения могут быть реализованы при дифференцированном подходе к целям, содержанию и срокам освоения образовательного стандарта.
Реализация этого принципа выдвигает перед образовательным учреждением проблему определения психологической, эмоциональной, социальной готовности ребёнка к школе на разных ступенях обучения.
При выборе оптимальных педагогических условий для учащихся важно учитывать как возрастные этапы развития, так и индивидуально типологические особенности. В связи с этим возникает необходимость создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специальными образовательными стандартами в различных образовательных учреждениях или на дому.
Процесс гуманизации отношения общества к лицам с ограниченными возможностями, а так же с трудностями в обучении и всё более расширяющаяся интеграция их во все сферы социальной жизни побуждает искать новые наиболее эффективные формы обучения подобных детей.
В настоящее время при поступлении в школу около 28 % детей имеют хронические заболевания, 45 % – функциональные отклонения в физическом и нервно-психическом здоровье. Около 10 % детей можно отнести к категории безнадзорных т.к. это, в основном, дети из социально неблагополучных семей (алкоголизм, наркомания), дети из семей беженцев и временных переселенцев, лиц, не имеющих определенного места жительства, социальные сироты и т.д. Все эти дети, даже не имея отклонений в развитии, на этом поступления в школу характеризуются низким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в обучении, имеют повышенный риск школьной дезадаптации.
Результаты исследования школьной дезадаптации показывают, что сегодня большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляют группа, которую определяют как “дети с задержкой психического развития (ЗПР)”. Это многочисленная группа, составляющая около 50 % среди не успевающих младших школьников.
Согласно нормативно – правовым положениям в современной образовательной школе для детей с трудностями в обучении создаются два основным вида классов: классы компенсирующего обучения и классы коррекционно-развивающего обучения.
Система работы в подобных классах направленно на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнения пробелов предметного обучения, преодоления негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся повышение работоспособности, активацию познавательной деятельности.
Коррекционно-развивающая работа по формированию учебной деятельности должна осуществляться на уроках по любому предмету школьного цикла в процессе изучения программного материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Поэтому кажется целесообразным разработка специальной программы коррекционно-развивающего обучения с использованием музыки для детей испытывающих трудности в обучении.
Актуальность данной программы состоит в том, что в системе специального образования до сих пор нет программы по музыке для классов компенсирующего обучения, как и нет программы по музыке для детей с сенсорной деривацией с ДЦП и другими нарушениями.
Использование элементов данной программы на уроках музыки обусловлено тем, что существующие программы предполагают изучение большого и сложного количества материала.
Например. Изучается творчество нескольких композиторов в течение четверти. Такое количество материала для детей со сниженной работоспособностью, быстрой утомляемостью, внимания – требует более частой смены деятельности на уроке. Следует помнить, что дети данной категории работают на уроке максимально 15-20 минут, затем наступает утомление, интерес пропадает и чтобы закрепить задание требуется многократные указания и упражнения. Используется смена трудных и легких задание разнообразные виды занятий, дидактический материал, который предъявляется последовательно и дозировано.
При обучении неоднократно в течении каждого урока проводятся обобщения не только по материалу всего урока, но и по отдельным этапам т.е. детей трудно удерживать в памяти весь материал урока и связывать предыдущее с последующим.
Кроме особых методов обучения требуется постоянное поощрение в учебной работе, тем самым, изменяя самооценку ребёнка, укрепляя в нём веру в свои силы.
В учебной деятельности детям с ЗПР значительно чаще, чем нормально развивающимися детям дают задание с опорой на образцы: наглядные, описанные словесно, используя доступные инструкции и помогающие отношения т.е. способствуя другой стороне в личностном росте, используя зон) ближайшего развития.
В условиях специально организованного обучения дети с ЗПР в психическом развитии способны дать значительную динамику в развитии и усвоить многие знания, умения, и навыки, которые нормально развивающиеся сверстники набирают самостоятельно.
Значительное место в коррекционной работе занимает индивидуальная работа или работа в малых группах (по 2-3 человека) по выполнению пробелов предшествующего обучения или пропедевтика новых и трудных тем, учитывая актуальные возможности детей на основе охраны и укрепления здоровья, создание благоприятной среды.
Объектом служит организация коррекционно-развивающегося образовательного процесса.
Предметом исследования служит своеобразие детей с задержкой психического развития и определение ресурсов компенсаторных и коррекционно-развивающихся возможностей детей.
Задачи. Определить и использовать общепедагогические и специальные принципы и методы организации учебного процесса в классах коррекционно-развивающегося обучения и компенсации.
Учитывать возрастные этапы развития детей, а так же индивидуально-типологические.
Создание целостной и интегрированной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями обучения.
Научная новизна заключается:
- в многофункциональности применения данной программы;
- в возможности отследить коррекционно-развивающей и компенсаторный эффект обучения;
- масштабности использования; – в вариативности всей программы так и отдельных её элементов.
Программа “Времена года в цвете и звуке” может использоваться как фрагмент тематических уроков по музыке как в общеобразовательной школе так и специальном образовательном учреждении. Она не предполагает строго тематического планирования, т.к. дети специальных (коррекционных) учреждений любого вида в зависимости от тяжести нарушения будут усваивать данную программу на таком временном отрезке, сколько это необходимо для полного усвоения.
Эту программу можно использовать так же в кабинете психологической разгрузки для коррекционной работы с использованием музыки, на психотерапевтических занятиях – артерапии: музыкотерапия, изотерапия, сказкотерапия, работа с песком, в целях реабилитации школьников, аутотренинга и других психотерапевтических занятий, в работе психолога по коррекции общения, профилактике нервного напряжения, страхов у детей, формирования настроения, релаксации.
Основные задачи:
- развитие и коррекция психических процессов: воображения, восприятия, творческих способностей детей;
- развитие речи;
- развитие познавательной активности;
- развитие целостности восприятия.
Основные методы:
- упражнения;
- игры с правилами: подвижные, ролевые;
- этюды;
- наблюдение;
Содержание программы
Программа рассчитана на пять занятий по сорок минут.
- занятие “Путешествие в Волшебный лес”. (Весна)
- занятие “Путешествие в Волшебный лес”. (Лето)
- занятие “Путешествие в Волшебный лес”. (Осень)
- занятие “Путешествие в Волшебный лес”. (Зима)
- занятие “Времена года в цвете и музыке”.
Методическое руководство
В практической части программы представлены возможные упражнения, этюды, игры и т. д., используемые на занятиях и направленные на развитие у детей высших психических функций: (внимания, памяти, эмоций, производных движений и обучения их навыками общения в группе, взаимодействия друг с другом в различных ситуациях, а так же выработку у детей воображения, внимания при выполнении заданий, этюдов, упражнении, положительных черт характера).
Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.
В связи с тем, что в младшем школьном возрасте внимание детей неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене занятий.
В качестве своеобразного отдыха можно использовать этюды на расслабление, подвижные игры, перемежая ими основные задания.
Занятия строятся по определённой схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды, игры разной подвижности, занятия рисованием.
При проведении занятий возможны различные творческие варианты.
Музыка по-своему передаст жизнь окружающего мира, мысли и чувства человека, красоту природы.
Прослушав любое музыкальное произведение,(желательно, чтобы изобразительность, как небольшая подсказка детскому воображению), может предложить ребёнку передать свои впечатления от услышанного каким-либо рисунком. Пусть он рисует то, что ему представляется, когда он слушает то, или иное произведение. Пусть не боится фантазировать и старается искренне выразить свои чувства. Это поможет глубже проникнуть в содержание и настроение музыки.
Следует проанализировать с ребёнком то, что он выразил в рисунке, что хотел бы выразить.
Возможно, в результате работы появится натюрморт, пейзаж, а может быть просто орнамент или цветовая композиция. Это неважно. Главное, чтобы ребёнок почувствовал и передал по-своему свои впечатления от услышанного.
Занятие № 1
Тема “Путешествие в Волшебный лес” (весна)
- Дать детям представление о том, что существуют звуки музыкальные и шумовые.
- Воспитывать навыки, слушать и слышать.
- Развивать воображение детей.
Оборудование:
- Колокольчик.
- Аудиокассета с записями.
- “Утро” Грига.
- Альбом для рисования.
- Карандаши, фломастеры, краски, кисти, стаканчики для воды.
План занятия
- Беседа.
- Упражнение “Слушаем тишину”.
- Игра “Тропинка”.
- Слушание “Утро” Грига.
- “Рисуем музыку”.
- Этюд “Чудесное превращение”.
- Игра “Тропинка”.
Занятие № 2
Тема “Путешествие в Волшебный лес”(лето)
Цель
- Развивать и корректировать воображение и восприятие (слуховое).
- Продолжать воспитывать у детей умение слышать и слушать.
- Научить детей.
Оборудование:
- Кассета с записью шума летнего леса.
- “Кукушка” муз. Р. Речменского.
План занятия
- Беседа.
- Упражнение “Слушаем тишину”.
- Игра “Тропинка”.
- Слушание “Кукушка” муз. Р. Речменского.
- “Рисуем музыку”.
- Этюд “Чудесное превращение”.
- Игра “Тропинка”.
- Упражнение “Летний дождь”, “Радуга-дуга”.
Занятие № 3
Тема “Путешествие в Волшебный лес” (осень)
Лель
- Развивать слуховое восприятие, воображение у детей.
- Воспитывать ребёнка быстрому переключению с одного вида деятельности на другой.
Оборудование:
- Кассета с записью звуков осеннего леса.
- “Осенняя песня” Чайковского из “Времён года”.
- Корзина с грибами.
План занятия
- Беседа.
- Упражнение
- Игра “Тропинка”.
- Слушание “Осенняя песня” Чайковского.
- “Рисуем музыку”.
- Этюд “Волшебное превращение”.
- Игра “Тропинка”.
- Упражнение “Кто какой нашёл гриб”.
Занятие № 4
Тема “Путешествие в Волшебный лес” (зима)
Цель
- Развивать в детях двигательные функции,
посредством музыкальных
движений, пантомимы. - Научить детей выполнять движения в прямом и обратном виде.
Оборудование:
- Кассета с записью шума в зимнем лесу (звуки метели и скрип снега).
- “Зима” муз. Крутицкого.
- Указка в виде сосульки.
План занятия
- Беседа.
- Упражнение “Игра в снежки”.
- Игра “Тропинка”.
- Слушание “Зима” Крутицкого.
- “Рисуем музыку”.
- Этюд “Волшебное превращение”.
- Игра “Тропинка”.
- Упражнение “В лесу родилась ёлочка”.
Занятие № 5
Тема “Времена года в цвете и музыке”
Цель
- Развитие воображения, восприятия.
- Развитие произвольной памяти.
- Развитие координации движения.
- Совершенствование коммуникативных навыков.
Оборудование:
- Рисунки детей.
- Кассеты с записями “Утро” Грига, “Кукушка”
Речменского, “Осенняя
песня” Чайковского, “Зима” Крутитского. - Корзины с грибами, ягодами, плодами.
План занятия
- Беседа.
- Вернисаж.
- Игра с платком (превращение).
- Угощение.
Список использованной литературы
- Абдуллин Э. Теория и практика музыкального общения в общеобразовательной школе. М., 1983.
- Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр.психол. Труды. – М.: Педагогика, 1980.
- Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983.
- Белкин Л.С. Внимание – ребенок: причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. – Свердловск, 1981.
- Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. – М., 1996.
- Винокуров Л.Н. Основы педагогической диагностики и профилактики нервно-психических нарушений у детей и подростков: Учебное пособие. – Кострома, 1994.
- Гонеев А.Д. и др. Основы коррекдионной педагогики / Под ред. СластенинаВ.А. и М., 2000.
- Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. – М., 1988.
- Карабанова О.А. Игра и коррекция психического развития ребенка. – М., 1997.
- Педагогическая карта учащегося: Методические рекомендации Разработка Кумариной Г.Ф. // Народное образование. – 1998. – №2.
- Пузанов Б.П. Основы коррекционной педагогики. – М., 1999.
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. – М., 1999.
- Шибаева Л.В. Программы психологической реабилитации школьников. – М., 1996.