Открытый урок по теме: "Квадратные уравнения"

Разделы: Математика


Цель: закрепить знания учащихся, полученные при изучении темы, уметь применять формулы для нахождения дискриминанта и корней квадратного уравнения.

Задачи:

  • образовательные: обработка способов решения квадратного уравнения, выработка умения выбрать нужный рациональный способ решения
  • развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания, обще-учебных умений, умений сравнивать и обобщать
  • воспитательные: воспитание трудолюбия, взаимопомощи, математической культуры

Ход урока

I. Подготовительный этап – мотивация необходимости изучения учебного материала.

II. Повторение ранее изученного материала.

  1. Сформулируйте определении уравнения.
  2. Что значит решить уравнение?
  3. Сколько корней может иметь квадратное уравнение?
  4. Какие виды квадратных уравнений вы знаете?
  5. Сформулируйте определение квадратного уравнения.

III. Работа по опорному конспекту

ax2+bx+c=0

Не полные:

b=0, c=0 c=0 b=0
ax2=0 ax2+bx=0 ax2+c=0
x=0 x(ax+b)=0 ax2=-c
x1=0 или ax+b=0 x2=-c/a
x2=-b/a

Полное квадратное уравнение:

ax2+bx+c=0

D=b2-4ac

D<0 нет корней

D=0 один корень

D>0 два корня

Приведенное квадратное уравнение:

a=1

x2+px+q=0

x1+x2=-p

x1x2=q Теорема Виета

IV. Развивающие упражнения

(На стенах развешаны многоугольники). Назовите многоугольники, по возрастанию количества углов и прочитайте уравнения, которые вы на них видите и назовите их коэффициенты. (треугольник, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, семиугольник).

Треугольник: 2x2=0 a=2, b=0, c=0 Неполное квадратное уравнение.

Квадрат: 3x2+6x=0 a=3, b=6, c=0 Неполное квадратное уравнение.

Пятиугольник: 2x2+8=0 a=2, b=0, c=8 Неполное квадратное уравнение.

Шестиугольник: 3x2+5x+8=0 a=3, b=5, c=8 Полное квадратное уравнение.

Семиугольник: x2+9x+14=0 a=1, b=9, c=14 Приведенное квадратное уравнение.

V. Историческая справка (сообщение детей).

1) Квадратное уравнение в Индии.

Задачи на квадратное уравнения встречаются в астрономическом трактате “Ариабхаттиам”, составлено в 499 году индийским математиком и астрономом Ариабхаттой. Другой индийский ученый – Брахмагупта (VII век) изложил общие правила решения квадратных уравнений. Это правило по существу совпадает с современным.

В древней индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных индийских книг говорится по поводу таких соревнований следующее: “Как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи.” Задачи часто обрекали в стихотворную форму.

Обезьянок резвых стая
Всласть поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась,
А двенадцать по лианам
Стали прыгать, повисая…
Сколько ж было обезьянок,
Ты скажи мне в этой стае?

Решение:

(x/8)2+12=x

x2-64=-768

x1=16, x2=48

Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне.

Квадратные уравнения умели решать вавилоняне около 2000 лет до н. э. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются, кроме неполных, и такие, например, полные квадратные уравнения

x2+x=3/4    x2-х=14.1/2

Правило решения этих уравнений, изложенное в вавилонских текстах, совпадает по существу с современными, однако неизвестно, каким образом дошли вавилоняне до этого правила. Почти все найденные до сих пор клинописные тексты приводят клинописные тексты только задачи с решениями, изложенными в виде рецептов, без указаний относительно того, каким образом они были найдены. Несмотря на высокий уровень развития алгебры в Вавилоне, в клинописных текстах отсутствует понятие отрицательного числа и общие методы решения квадратных уравнений.

3) Квадратные уравнения в Европе в XIII-XVII вв.

Формы решения квадратных уравнений по образцу ал-Хорезми в Европе были впервые изложены в “Книге абаха”, написанной в 1202 году итальянским математиком Леонардо Фибоначчи. Автор разработал самостоятельно некоторые новые алгебраические примеры решения задач и первый в Европе подошел к введению отрицательных чисел. Его книга способствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франции и других странах Европы. Многие задачи из “Книги абаха” переходили почти во все европейские учебники XVI-XVII вв. и частично XVIII в. Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду.

2x2+ bx =c

При всех возможных комбинациях знаков и коэффициентов было сформулировано в Европе в 1544 году М.Штифелем. Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако Виет признал только положительные корни. Итальянские ученые Тарталья, Кардано, Бомбелли среди первых в XVI веке учитывают, помимо положительных, и отрицательные корни. Лишь в XVII веке благодаря трудам Жиррара, Декарта, Ньютона и других ученых, способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.

Самостоятельная работа

Подведение итогов.