Цели:
- Обобщить, систематизировать все, что изучено по решению систем линейных уравнений с двумя переменными,
- Что является решением системы.
- Способы решения системы.
- Расширить и углубить знания учащихся через решения систем с параметром и решение систем используя метод определителя.
- Развитие логического мышления, формирование не стандартного решения.
Ход урока
1. Сегодня на уроке мы сделаем обобщение по всем методам решения, выделим наиболее простой метод, преимущества и недостатки каждого метода (способа) решения систем.
Выделить методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными.
ГРАФИЧЕСКИЙ | АНАЛИТИЧЕСКИЙ |
|
Способ подстановки | Способ сложения |
- Что, значит решить систему линейных уравнений?
(Найти все его корни, или показать, что их нет.)
- Что является решением системы с двумя переменными?
(Пара значений переменных, обращающая каждое уравнение системы в верное равенство.)
2. Три ученика у доски решают одну систему различными способами. Остальные решают эту же систему по вариантам.
I вариант – графическим методом
II вариант – методом подстановки
III вариант – методом сложения
Решив системы ученики рассказывают алгоритм решения по каждому методу. Если ученики у доски затрудняются, то помогает класс.
Делаем выводы о преимуществах и недостатках каждого метода.
Методы решения | Преимущества | Недостатки |
Графический | Наглядность | Громоздкость, неточность |
Подстановки | Точный | Трудоемкие выкладки |
Сложения | Точный | В выборе множителя |
Вывод: наиболее распространенный метод, это метод подстановки. Этим методом модно решить любую систему.
3. На доске записаны заранее системы линейных уравнений с двумя переменными. Надо определить каким методом рационально решить каждую систему и почему?
– Что значит решить систему линейных уравнений с двумя переменными?
(Найти все решения или показать, что их нет.)
- Сколько решений может иметь система?
(Одно, множество и не иметь.)
- Как узнать, сколько решений имеет система?
(
если а1х+в1у=с1 а1=а2, в1=в2, с1=с2уравнение имеет множество решений;
если а1х+в1у=с1 а1=а2, в1=в2, с1с2уравнение не имеет решения;
все другие случаиуравнение имеет одно решение.)
Задание. Подобрать значения параметров а и в так, чтобы:
- система имела единственное решение;
- система не имела решений;
- если можно, система имела множество решений.
Ответ обоснуйте!
(а=в не имеет решения; ав имеет одно решение)
(а2, в4 одно решение; а=2, в=4 не имеет решений; а=-1, в=-8 имеет много решений.)
(а10, в5 одно решение; а10, в=5 не имеет решений; а=10, в=5 имеет много решений.)
(а3, в5 одно решение; а3, в=5 не имеет решений; а=3, в=5 имеет много решений.)
Учащиеся выполняют самостоятельную работу на двух листочках с копиркой. А два ученика решают эту же самостоятельную работу за доской, так чтобы не было видно классу.
Самостоятельная работа
I вариант | II вариант |
а) | а) |
б) | б) |
Дополнительное задание | |
Одновременно сильный ученик получает индивидуально задание решить систему методом определителя. И демонстрирует это на доске.
Решение:
Ответ: х=373, у=-139.
Выполнив самостоятельную работу, ученики один экземпляр сразу сдают учителю. Открываем доску и сверяем работу учеников у доски и на местах. Каждый ученик сам проверяет свою работу, и сам ее оценивает. И сдает учителю.
Вывод в конце урока:
- Сегодня на уроке мы обобщили все методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными.
- Выделили преимущества и недостатки каждого метода и наиболее распространенный метод решения систем.
- Рассмотрели системы имеющие различное количество корней.
- Рассмотрели методы наиболее рациональные при решении той или иной системы.
- Непосредственно проверили практические знания решения систем линейных уравнений с двумя переменными.
Домашнее задание: 1225(а, б) – для всех; дополнительно – 1226.
Знакомство учащихся с литературой используемой при подготовке к уроку, с целью самостоятельного обучения.
- Задачи по математике. Алгебра. Справочное
пособие. Вавилов В. В. и др.
- краткий разбор всех методов решения систем;
- разобраны и даны на самостоятельное решение системы уравнений с параметрами;
- описывается метод определителя.
- Задачи по алгебре для 6-8 классов.
- Для каждого метода решения подобраны системы уравнений различного уровня сложности.
- Задачи с параметрами. Справочное пособие по математике. Амелькин В. В., Рабцевич В. Л.
Собраны различные задания по темам изучаемые в школьном курсе с параметрами. Даны подробные способы решении и задания для самостоятельной работы.