Формирование самостоятельности мышления

Разделы: Математика


"Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда" (М. Твен).

Цель личностно-ориентированного обучения – личностный рост каждого школьника, развитие его личности как индивидуальности.

Развитие личности невозможно без систематического воздействия и влияния семьи, школы, социальной среды, т. е. воспитания.

Мои наблюдения и опыт говорят, что сейчас во взрослую жизнь из малых деревень вступают молодые люди, мало приспособленные к самостоятельному пути, не имеющие установок, жизненных принципов, не умеющих себя реализовать. На мой взгляд, это происходит по следующим причинам: низкий образовательный и культурный уровень родителей, социальная незащищённость и малая материальная обеспеченность семей, безработица, вынужденная большая загруженность домашним хозяйством. Это приводит к тому, что во многих семьях воспитанием детей не занимаются. Школа должна помочь таким детям подготовиться к самостоятельной жизни.

С другой стороны, по данным исследования института Гелапа, из общей массы выпускников одарённые по математике и физике учащиеся составляют менее 1%. Количество лиц, которые в своей работе будут в будущем пользоваться математикой, примерно 29%; и 70% – это те, у кого после школы знания по математике пополняться не будут.

Это ещё один аргумент, который привёл меня к пониманию того, что воспитание – определяющая цель урока. А воспитание невозможно без ориентации на личность каждого ученика.

Через содержание школьного курса математики, через мои личностные ориентации в педагогической деятельности идёт обучение знаниям и умениям, без которых невозможна никакая осмысленная деятельность, а значит, невозможно воспитание и умственное развитие личности.

Личность не есть пассивный результат воздействия извне на ребёнка, а она развивается в процессе его собственной деятельности. Чтобы сподвигнуть ученика на любую деятельность необходимо заинтересовать его.

Большинство детей и взрослых издавна относились к математике, как к трудной, неинтересной и недоступной науке, к тому же необходимой для решения чисто теоретических задач астрономии, физики и других наук, без которых вполне может обойтись обычный человек.

В целях формирования и поддержания интереса к математике в начале урока я сообщаю учащимся какой-либо интересный математический факт, привожу цитату, высказывания знаменитых философов, учёных, писателей о красоте предмета, о пользе изучения математической науки, говорим вместе с ребятами, какие качества, необходимые в жизни формирует изучение математики. Часто предлагаю учащимся закончить фразу, изречение философов, ученых о математике. Например, высказывание Юнга “Математик, скорее, нежели какой либо другой ученый, может найти …”. У Юнга это звучит так “…свои собственные ошибки”. Дети очень радуются, когда их мысли совпадают с мыслями великих. “Я тоже так могу”. И не менее рады, когда имеют по поводу этого собственные мысли. Решаем несложные задачи, кроссворды, ребусы на развитие логики, мышления, воображения и т. д. Выражаю своё личностное отношение к изучаемой теме: "Очень интересная тема", "Сложный, но очень важный материал", "Я очень люблю эту тему", "Предыдущий класс с удовольствием изучал данный материал"… То есть стараюсь создать положительный настрой на урок.

В целях развития умственных способностей учащихся, формирования самостоятельности мышления в учебно-познавательной деятельности учащихся особую роль я отвожу самостоятельным работам. От успеха этой работы в значительной степени зависит успех всего обучения. Я глубоко убеждена, что пассивно заслушанное, заученное по учебнику ещё далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом и приучает ученика искать ответ на вопрос, читать специальную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям жизни и природы через призму математической науки, думать и искать, выдвигать гипотезы и догадки, искать доказательства и опровергать контраргументы, т. е. в конечном счёте в поте лица своего добывать знания. Все эти качества необходимы учащимся в дальнейшей трудовой жизни.

Самостоятельная работа может проходить как составная часть урока или можно выделять и специальные уроки. Это могут быть уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки повторения, проверки знаний, умений, навыков.

Что касается форм организации учебной деятельности, то я использую индивидуальные и коллективные формы учебного труда (парные, групповые). Количество учащихся в классах нашей школы невелико, поэтому можно поставить парты тесным кругом и изучать материал всем классом, где учащиеся работают без учителя, все вместе, где сильные ученики могут подсказать и направить более слабых, где все вместе приходят к какому-либо выводу. Где как не во время таких работ, развиваются коммуникативные способности, воспитывается взаимоподдержка, такт, умение спорить и доказывать свою точку зрения.

Во время проверки знаний при помощи самостоятельной работы нередко предлагаю карточки – подсказки, которые могут быть следующими:

  • решено аналогичное задание;
  • написано правило или формула, помогающая решить задание;
  • указан источник, в котором можно посмотреть нужную информацию.

Право выбора уровня сложности самостоятельной работы и далее подсказки тоже разноуровневой (если ученик в ней нуждается) предоставляю учащимся.

При проверке самостоятельно решённых задач и примеров на уроках часто используется взаимопроверка. Если учащийся допустил ошибку, то ему предлагается самому исправить её или взять карточку с правильно решённым заданием, разобрать правильное решение и, найдя ошибку у себя, объяснить учителю или справившемуся со своим заданием товарищу, почему он допустил эту ошибку (здесь приходится проговаривать правила, вспоминать формулы, определения и т. д.). Затем садится на место и самостоятельно исправляет ошибку в своём примере или по его желанию в подобном задании.

Работа над ошибками после выполнения контрольной работы проводится по такой же схеме. В контрольных работах при проверке я не исправляю ошибки, только выставляю оценки. На доске пишу правильно выполненное решение всех заданий. Учащиеся сами находят ошибки. Если это общая ошибка, то некоторые учащиеся вслух всему классу объясняют причины своих ошибок, вспоминают правило, формулы или находят их в учебнике, комментируют ход решения по образцу учителя. Если какую то ошибку допустил один учащийся, то он самостоятельно разбирается в этом при помощи записи на доске, но обязательно затем объяснит учителю, почему он допустил данную ошибку и пути верного решения. Карандашом дети подчеркивают те места, где они допустили ошибки, а затем самостоятельно их исправляют (решение на доске закрыто).

На первом этапе проведения такой работы разбирается каждый пример, и сразу же исправляются ошибки. Затем, когда к такой форме дети привыкнут, сразу анализируются все ошибки в контрольной работе и только потом они исправляются. В дальнейшем планируется писать на доске только ответы, и учащиеся сами должны будут находить ошибки и их анализировать.

Если учащиеся затрудняются выполнить какое-либо задание, прошу вспомнить соответствующее правило, если они не смогут этого сделать, прошу найти его в учебнике, всегда давая понять, что книга – первый помощник в обучении. Работая с учебником, прививаю навыки оптимального поиска информации: по оглавлению, с помощью предметного указателя и т. п. Так же учу работать со справочной литературой. Всегда подчеркиваю, что любое правило можно забыть, но важнее всего знать, где его можно найти, где можно посмотреть нужную формулу.

Всегда прошу доказать, аргументировать правильность ответа, защитить своё решение. Если есть два противоположных высказывания, ответа, то стимулирую к спору. На мой взгляд, это развивает логическое мышление, приучает учащихся к правильной, ясной, убедительной, чёткой и краткой речи. Способность чётко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимы каждому.

Систематически уделяется внимание на уроках устным упражнениям, представляющих большую дидактическую ценность. Это также один из видов самостоятельной работы учащихся, способствующий сознательному глубокому и прочному усвоению знаний, развитию самостоятельного, творческого мышления учащихся.

Одним из видов проведения устного счёта является предъявление двум учащимся карточки, с одной стороны которой написаны примеры, а с другой эти же примеры с ответами. Если отвечающий называет неверный ответ, то проверяющий либо его поправляет, либо просит пересчитать. Затем ответы называет второй, а первый – проверяет.

Таким образом, задействованы два вида памяти: аудиальная (при проговаривании) и зрительная (когда учащийся видит пример с правильным ответом).

Такие задания позволяют предложить учащимся выполнить большой объём вычислений за небольшое время, оттачиваются не только собственно вычислительные навыки, формируется "числовая зоркость".

Карточек у меня заготовлено много. Ребята знают, что они могут по желанию "сдать" 5 таких карточек (в каждой карточке 20 примеров) и в журнал будет поставлена оценка "5". Время сдачи и выбор номеров карточек они определяют сами. Так же, как и зачётные задания, которые вывешиваются в начале изучения нового материала. Единственное отличие – зачёты нужно обязательно сдать к концу четверти. Зачетом в 5-м, 6-м классах является правильное выполнение всех обязательных номеров домашних заданий.

Домашние задания часто задаются индивидуальные или для всех обязательное и один номер по желанию, за выполнение которого или поиск решения ставится оценка в журнал.

Поощряется решение нестандартных задач, задач-шуток, ребусов, кроссвордов, математических загадок, головоломок, которые помещены на стенде в классе. Эта работа не обязательна, но почти все ребята стремятся решать такие задачи, любят объяснять друг другу решения, спорят, доказывают правильность своего решения. Если находят дома подобные задачи, приносят мне, предлагают решить на уроке. Это очень важный момент, ведь, чтобы дать твердые знания математики, необходимо не отпугнуть школьников холодной строгостью царицы наук. Увлечь их этим предметом.

На своих уроках я всегда стараюсь создать ситуацию успеха. Только успех порождает успех. Успех в учении – это успех в жизни. Успех – это реализованная цель. Поэтому я должна помогать ученикам формировать цели и не только в математике, но и в жизни. Ощущение успеха связано с признанием, с возможностью показать себя, ощутить свою значимость, ценность.

Я на уроке поощряю всякий ответ и даже неправильный, выслушиваю до конца, чтобы дети не боялись говорить. Ученику надо дать привилегию сохранять и представлять свои мысли и смыслы, привилегию видеть людей и вещи по-своему, не будучи высмеянным или атакованным за свои взгляды. Ученика надо принимать как личность. Указывая на ошибки, с учеником следует обращаться как со способным человеком, имеющим чувство собственного достоинства, свои мысли, чувства и смыслы… Ему надо разрешить быть самим собой.

Всегда с уважением отношусь к "сильным" ребятам, в которых нужно вложить максимум знаний, развить умение мыслить, "вырастить" у них крылья, так и к "слабым учащимся, которым, безусловно, надо дать обязательный уровень знаний. И у тех, и у других, нужно сформировать такие нужные для общества качества, как активность, инициатива, ответственность, творческий подход к делу.

Ученик вовлекается в работу, в сотрудничество, в котором каждому находится дело по способностям. Сотрудничество нельзя рассматривать только как совместную деятельность или хорошо отлаженное взаимодействие. Весь смысл сотрудничества в той радости, которое оно даёт. Неслучайно А. С. Макаренко выдвинул идею "завтрашней радости", в которой воплощалась перспектива развития коллектива и личности.

Радость в любом виде труда школьника от сознания достигнутого. Особенно в учёбе, которая была и остаётся главным видом его деятельности.

Радость оттого, что сам решил трудное задание, что товарищ, которому не давался пример, справился с ним, радость оттого, что достиг поставленной цели. Моя задача в том и состоит, чтобы дать каждому из своих учеников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Успех – это радость. Ожидание успеха, когда он становится устойчивой потребностью, с одной стороны благо – это состояние уверенности, защищённости, опор на самого себя. С другой – опасность переоценить свои возможности, успокоиться, почить на лаврах. Неуспех всегда возможен, он даже неизбежен, без него успех теряет свою радостную сущность. Неудачи дают возможность более остро принимать успехи, без радости трудно познать огорчения и наоборот. Но создание атмосферы значимости и ценности, деятельности каждого, дружелюбная обстановка, уважение к каждому ребёнку, к его мыслям, высказываниям, искренняя радость за успехи, сопереживание за неудачи, совместный поиск путей выхода из тупиковых ситуаций – именно эти условия помогают мне быть понятой, доносить и передавать свои знания учащимся.

Урок – продолжение жизни (природы, семьи, переживаний, поступков, потерь и достижений, взлётов и падений), а не искусственная учебная среда (имитация жизни). Поэтому на моих уроках присутствует весь спектр чувств и переживаний: надежда и сомнение, радость и печаль, волнение и уверенность, обида, недовольство и гордость. Я стараюсь сама описать свои эмоции, поделиться ими с детьми и не препятствую проявлению и озвучиванию их эмоциональных состояний. Я не боюсь говорить учащимся: "Я огорчена", "Я почему-то обеспокоена", "Мне грустно", "Я сегодня очень рада", "Мне хочется обнять вас и расцеловать". Личная эмоциональная оценка фактов, предметов, явлений, событий, характеризует духовную культуру человека. В нашей культуре укоренились стереотипы, которые мешают пользоваться прямыми и однозначными определениями своих переживаний. Между тем выражение чувств (при наличии культуры слова и эмоциональных состояний) способствует взаимопониманию, позволяет человеку воспринимать окружающий мир во всём его духовном и материальном богатстве, находить в себе лучшие, благородные чувства, передавать их своим воспитанникам, побуждать их к самосовершенствованию.

При оценивании знаний учащихся на моих уроках учитываются многие факторы, но, прежде всего стараюсь сравнить его только с самим собой: "Сегодня ты молодец, работал в полную силу", "Я не вполне удовлетворена твоим ответом на уроке".

Нередко выставляются взаимооценки и самооценки. Иногда при проверке математических диктантов разной длины, при решении заданий обязательного уровня, после проведения устного счёта оценки выставляются при помощи специальной таблицы, которая всегда висит на доске.

Число вопросов

5

6

7

8

9

10

20

Число верных ответов

3 4 5

4 5 6

4 5 6 7

5 6 7 8

5 6 7 8 9

6 7 8 9 10

13 16 19

Оценка

3 4 5

3 4 5

3 3 4 5

3 3 4 5

3 3 4 4 5

3 3 4 4 5

3 4 5

Очень любят учащиеся ставить оценку сами себе, ориентируясь на собственное ощущение и осмысливание результатов достигнутого. В большинстве своём критически подходят к этому виду деятельности. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний, являясь личностными параметрами умственной деятельности, позволяет судить о том, как проходит процесс развития личности под влиянием учебной деятельности. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приёмами умственной деятельности, но и от уровня самооценки.

Я учу адекватно оценивать себя, свои успехи и достижения. В трудовой жизни никто не будет подстраиваться под моих учеников, давать посильные задания, учитывать их индивидуальные особенности, но сумма знаний, полученных в том числе и на уроках математики, воспитанные личностные качества послужат опорой для достоверного предвидения событий, даст возможность моим ученикам, в зависимости от количества усвоенных знаний, умений и навыков правильно оперировать информацией, успешно строить свои жизненные планы и программы поведения. Ведь жизнь – это продолжение урока.