Пояснительная записка
Создавая благоприятную коммуникативную среду, дополнительное образование обеспечивает ребенку обучение, воспитание и формирование мотивации к познанию и творчеству. Содержание социального воспитания включает с одной стороны непосредственное побуждение, вовлечение учащихся в совместную деятельность, а с другой – ориентировать ребенка на осознание значимости и ценности этих занятий. Современные условия жизни требуют от подрастающего поколения особой адаптации и накоплению социального опыта еще до вступления во взрослую жизнь. Исследователи отмечают, что в основе социального опыта лежат способы осуществления коллективной жизнедеятельности людей.
Поход – как форма организации совместной деятельности обладает рядом воспитательных возможностей:
- совместное путешествие приводит к улучшению межличностных отношений в группе;
- в походе формируется целый набор нравственных качеств: ответственность, взаимопомощь, способность к саморегуляции и др.;
- содействует расширению кругозора его участников. Происходит формирование ценностных отношений к природе и историческому наследию пространства, охваченного движением группы.
Камеральные работы сплачивают коллектив, где руководитель и ученик становятся единомышленниками
Цель: научить пользоваться природными ресурсами в критической ситуации.
Задачи:
- научить правилам поведения в условиях паники;
- стимулировать к приобретению навыков организации быта в экстремальных условиях;
- развить умение критически мыслить и отстаивать свою позицию.
Этот материал адресован педагогам дополнительного образования, классным руководителям и учителям, которые занимаются туристической деятельностью с детьми. И непосредственно самим учащимся среднего и старшего возрастов.
Материал состоит из двух частей: теоретической, в которой уделяется внимание правилам поведения в экстремальных условиях и практической, где даются конкретные советы, как не остаться на грани голодного в Приморской тайге, как приготовить лекарственный сбор и из чего можно сделать примитивную одежду и обувь.
Представленная работа способствует приобретению знаний и навыков, которые найдут свое применение в жизни.
При написании разработки была использована “Большая энциклопедия выживания” Андрея Ильичева.
Факторы риска
Сюда относятся: болезни, стихийные бедствия, голод, жара и сопутствующая ей жажда, холод, страх, переутомление, одиночество, неправильная организация отношений внутри аварийной группы. Это, так сказать, первейшие враги для человека, попавшего в чрезвычайные обстоятельства. Можно смело утверждать, что на совести этой десятки 99% трагических исходов аварий.
Голод. Чувство голода медицинская литература определяет как “совокупность ощущений, выражающих физиологическую потребность организма в пище”.
Соответственно голодание – это “состояние организма при полном отсутствии или недостаточности поступления пищевых веществ”.
Условно различают несколько типов голодания. Абсолютное - когда нет ни пищи, ни воды. Полное- когда человек лишен всякой пищи, но не ограничен в водопотреблении. Неполное – когда пища употребляется в ограниченных количествах, недостаточных для восстановления энергозатрат. Частичное – когда при достаточном количественном питании человек недополучает с пищей одно или несколько веществ – витаминов, белков, углеводов и т.п.
При полном голодании организм вынужденно переходит на внутреннее самообеспечение, то есть, если все называть своими именами, начинает кушать сам себя. Вначале “съедаются” запасы жировой клетчатки, затем белок мышц, гликоген мышц, гликоген печени.
Кроме того, значительно снижают продолжительность безопасного голодания различные заболевания, повышенная эмоциональность, страх и прочие физические и душевные состояния, усиливающие обмен веществ в организме человека.
Например, люди пожилого возраста легче и дольше переносят отсутствие пищи, так как у них понижен уровень обмена веществ. И, наоборот, у молодого, растущего организма энергозатраты в сравнении с усредненными показателями повышены на 15-20%. Женщины переносят голодание легче мужчин.
Голодный человек замерзает в несколько раз быстрее, чем сытый.
Страх – естественная реакция человека на всякую реальную или воображаемую ситуацию, угрожающую жизни или здоровью. Нельзя однозначно утверждать, что в аварийной ситуации страх только вредит или только приносит пользу. Все зависит от конкретных обстоятельств, в которых оказался человек. Одно и тоже действие, совершенное под влиянием чувства страха, в одном случае может спасти человека, а в другом – ускорить его гибель.
Нельзя заставить человека без крайней необходимости в случае аварии перебарывать свой страх. Например, если участник группы боится высоты, не следует прокладывать маршрут по вершинам хребтов, крутым скалам. Это позволит избежать травм, психического перенапряжения, конфликтов в группе.
Факторы выживания
Это готовность к действию в чрезвычайных условиях, воля к жизни, знание основ самоспасения, навыки практического выживания, наличие аварийных наборов и комплектов, физическая подготовка, правильная организация само - и взаимоспасения.
Готовность к действиям в аварийной ситуации.
Всякий человек, который передвигается на транспортом средстве, участвует в экспедиции или туристическом походе по маршрутам, пролегающим в малонаселенном районе, просто отправившийся в воскресный день по грибы, должен быть готов к действиям в аварийной ситуации. Степень готовности должна определяться степенью предполагаемой сложностью предстоящего маршрута.
Особенно важна готовность к действию в аварийной ситуации при проведении различных экспедиций и самодеятельных туристских походов, связанных с повышенным риском возникновения чрезвычайного происшествия. В подобных группах нельзя ограничиваться десятиминутным инструктажем. Следует самым тщательным образом изучить опасности предстоящего маршрута, просчитать все вероятные, а желательно и невероятные стечения обстоятельств, угрожающих аварией, заранее продумать план действий группы в каждом конкретном случае, создать различные аварийные комплекты и неприкосновенные запасы. Лучше всего провести ряд учений на местности, максимально приближенной по своему рельефу и другим характеристикам к местности, где пройдет маршрут. Во время учений проиграть несколько вариантов наиболее вероятных в походе аварийных ситуаций.
Воля к жизни
При кратковременной внешней угрозе человек действует на подсознательном уровне, подчиняясь инстинкту самосохранения. Отскакивает от упавшего дерева, цепляется при падении за неподвижные предметы, пытается держаться на поверхности воды при угрозе утомления и тому подобное. Другое дело – долговременное выживание. В условиях аварийной ситуации рано или поздно наступает критический момент, когда непомерные физические и психические нагрузки, кажущаяся бессмысленность дальнейшего сопротивления подавляют волю. Человеком овладевают пассивность и безразличие.
Желание выжить должно быть целенаправленным и осознанным.
Долговременное выживание обеспечивается не стихийным желанием “Я не хочу умирать!”, а поставленной целью “Я должен выжить!”
Крайне опасно в аварийной ситуации “включать эмоции” - жалеть себя или воображать варианты собственной кончины, тем более вести разговоры на такие опасные темы. Наоборот, следует, проявляя максимум рассудочности, убеждать себя и других в необходимости продолжения борьбы.
Сигнальное зеркало
Или, как его называют в специальной литературе, - гелиограф, в дословном переводе обозначает “пишущий солнцем”, что объясняет его назначение.
Инженеры подсчитали, что яркость светового сигнального зайчика при угле стояния солнца в 90 градусов составляет без малого 7000000 свечей. Вспышка сигнального зеркала в безоблачный, солнечный день обнаруживается с самолета, летящего на высоте 1-2 км, на расстоянии 20-25 км, а в некоторых случаях- до 40 км! Сигнальным зеркалом можно давать аварийный сигнал не только днем, но и ночью в полнолуние и даже в туманной дымке.
Некоторые памятки рекомендуют периодически пробегаться световым “зайчиком” вдоль линии горизонта, так как известны случаи, когда пилоты поисковых самолетов замечали этот посланный наугад сигнал много раньше, чем потерпевшие способны увидеть или услышать сам самолет.
Обычное одностороннее зеркало, не имеющее отверстия, тоже можно применять для направленной подачи сигнала бедствия. Для этого надо, удерживая зеркало одной рукой близко от лица или даже прижимая задней стенкой к щеке, повернуть его таким образом, чтобы отраженный луч был направлен в нужную сторону. Затем вытянуть другую руку в направлении объекта визирования и “посадить” его на кончик отведенного большого пальца. Поворачивая плоскость зеркала, добиться, чтобы отраженный блик попал на большой палец. Продолжая удерживать большой палец на объекте и одновременно в луче “зайчика”, поворачиваться в направлении движения самолета или судна.
Самодельное сигнальное зеркало можно изготовить из жести, металлической фольги, обертки от шоколада и конфет, нескольких обычных карманных зеркал, сколов слюды, осколков настенного зеркала и т.п. Далеко виден блеск широкого лезвия ножа, дна консервной банки и т.п.
Светоотражающие свойства металлической фольги можно с успехом использовать не только в сигнальных зеркалах. Например, в непосредственной близости от лагеря будет полезно развесить полоски фольги на ветках одиноко стоящего дерева. Блестя на солнце, они будут издалека привлекать внимание.
С той же целью можно раскладывать на склонах холмов листы фольги, предварительно несильно их смяв для образования множества отражающих плоскостей.
Наконец, можно прикрепить фольгу к куску фанеры, доске или раздвоенной на конце ветке и полученную блестящую пластину свободно подвесить на открытом месте на верхушке вбитого в землю шеста. Пластина, постоянно вращаясь по ветру, будет давать хорошо заметные световые сигналы.
Сигнальный костер
Костер – самый простой и, наверное, самый древний способ сигнализации. С незапамятных времен воины на дальних заставах при приближении врага поджигали заранее заготовленные вязанки хвороста, и яркий огонь на вершине холма или столб дыма, поднявшийся в небо, сигнализировал об опасности.
Эффективность сигнального костра зависит от места его разведения. Понятно, что если спрятать костер в лесную чащобу или на дно ущелья, толку от него будет немного. И наоборот, костер, разложенный на открытой, хорошо просматривающейся с земли и воздуха местности – высоком голом холме, опушке леса, большой поляне, безлесном островке посреди водоема, - виден издалека. Отмечены случаи, когда в ясные, безветренные дни вертикальные дымовые столбы были различимы на расстоянии, превышающем 50 км. Правда и костры эти были соответствующего масштаба.
В ясную, солнечную погоду хорошо замен белый клубящийся дым. Для его получения в разгоревшийся костер подбрасывают сырые ветки, мох, трава. В пасмурную погоду лучше виден темный дым – в огонь добавляются зеленые листья, куски резины, покрышки и камеры от колес автотранспорта, пластик, еловый лапник, сырой мох, промасленные тряпки. В сомнительных случаях лучше давать комбинированный сигнал – белый и темный дым от двух близко расположенных друг к другу костров.
Ярко горящий в ночи костер пилот пролетающего самолета или вертолета может заметить за 20 км. При наблюдении с земли костер виден за 8 км.
Чтобы изготовить сигнальный факел, надо с нестарой, лучше погибшей, березы надрать побольше сухой бересты. Свернуть ее в свободный свиток и насадить на длинную палку. Такой берестяной факел будет гореть очень долго, давая вокруг себя яркий, ровный свет. Если им размахивать над головой или периодически закрывать пламя, сигнал будет более заметен. Продолжительность горения факела и интенсивность свечения зависят от количества бересты, толщины и плотности свитка.
Аварийное ориентирование
Потеря ориентировки – одна из самых распространенных причин происшествий. Обычно подобная “авария” исчерпывается в течение нескольких десятков минут, но если установить свое местоположение не удается в течение нескольких часов, тем более дней, то дальнейшее развитие событий может приобрести трагический характер.
Проще и, как показывает опыт, быстрее определить свое местонахождение можно, вернувшись по собственным следам назад, до места гарантированного ориентирования, и уже оттуда продолжить прокладку маршрута. Попытки сэкономить время и силы путем срезания углов, пересечения перпендикулярным курсом нитки маршрута или достижения контрольного ориентира путем приблизительного счисления чаще всего к успеху не приводят.
Попытки свободного поиска опасны еще и тем, что люди в подобном положении склонны принимать желаемое за действительное. Например, любую встретившуюся речку, тропу, просеку и т.п. они принимают за свою, маршрутную. Желая поскорее избавиться от гнетущего чувства неопределенности или, что тоже часто бывает, стремясь реабилитироваться перед товарищами, люди, отвечающие за прокладку маршрута, сами того не замечая, начинают подгонять результат наблюдений под заранее известный результат: “находят” подтверждающие их правоту ориентиры, а любые незначительные несовпадения попросту отбрасывают.
При наличии у заблудившейся группы карты и компаса можно порекомендовать: поднявшись на возвышенную, с хорошим обзором, точку рельефа, оглядеться по сторонам, выделить заметные ориентиры (реки, озера, холмы и т.п.) и, оценив их взаимное расположение, характеристики (высоту, площадь и т.п.), расстояние между ними, положение относительно сторон света и пр., идентифицировать местность с картой.
При отсутствии карты следует на куске бумаги, картона, в крайнем случае, обрывке ткани, одежде, бересте, просто на земле попытаться вычертить план – схему окружающей местности. Нанести по памяти, с соблюдением масштаба, наиболее крупные ориентиры (горные хребты, просеки и пр.). Поставить точку последних верных координат. Далее совместными усилиями всех участников похода возможно более подробно вспомнить свой дальнейший путь. Какой курс выдерживали в последние часы? С какай стороны светило солнце и дул ветер? Как долго шли и с какой примерно скоростью? Сколько было остановок и какая была их продолжительность? Какие препятствия и заметные ориентиры встречались на вашем пути? Примерно на такие вопросы должны ответить заблудившиеся. Всю информацию следует перевести на язык топографии и на полученной карте – схеме восстановить нитку предлагаемого маршрута.
Установить приблизительно свое местоположение, нужно наметить маршрут дальнейшего движения. Лучше всего, как уже говорилось, вернуться назад. Можно также выйти к “вечным” ориентирам, которые перепутать невозможно, - большой реке, крупному горному хребту и пр.
Съедобные дикорастущие растения
У растений бывают съедобными: корневища, луковицы, стебли, побеги, почки, листья, цветы, семена, плоды, орехи, шишки и пр. Одни части растений можно употреблять в пищу в сыром виде, другие – после тщательного проваривания, жарки или другой термической обработки, а также сушки, вымачивания и иных способов.
Наибольшей пищевой ценностью обладают орехи, плоды и клубни. Самые урожайные почвы располагаются вблизи водоемов – рек, озер, болот. Такие съедобные растения, как камыш, рогоз, тростник, нередко стоят сплошной стеной. На поверхности воды плавают кувшинки и водяной орех, почитаемый за лакомство еще древними египтянами. Из предварительно высушенных растений можно выпекать хлебные лепешки и варить каши – толкушки.
Съедобные части деревьев. Пригодны в пищу не только травянистые растения, но даже деревья! Съедобны не сами деревья, а их отдельные составные части, и то не в любое время года. Например, шишки, желуди или заболонь – тонкая, прилегающая к стволу молодая кора.
Растения |
Съедобная часть |
В каком виде употреблять |
Ель | Заболонь Шишки Хвоя |
Сырой, варить мука Сырыми, варить Витаминный настой |
Зверобой | Листья | Чай |
Земляника | Ягоды Листья |
Сырые, варенье Чай |
Ива | Молодые побеги, очищенные от коры | Варить и обжаривать |
Иван-чай | Молодые листья и побеги, ошпаренные в кипятке | Салат, суп, пюре |
Камыш озерный | Основание стеблей Корневища |
Сырыми, мука Мука, сироп |
Капуста морская японская | Мелко нарезанное слоевище | Варить, жарить с солью |
Кедр | Семена (орехи) Хвоя |
Сырыми, масло Витаминный напиток |
Кислица | Листья | Салат, суп |
Клевер | Молодые листья и стебли | Салаты |
Клен | Сок | Питье |
Крапива двудомная | Молодые побеги, листья | Супы, щи |
Кровохлебка лекарственная | Молодые листья | Салаты |
Лебеда разная | Молодые листья и всходы | Салаты, варить |
Липа | Семена | Жарить |
Лиственница | Хвоя | Витаминный напиток |
Медуница | Прикорневые листья, стебли | Супы, пюре, салаты |
Можжевельник | Плоды (зрелые) | Получать сахар, кофе |
Одуванчик лекарственный | Листья вымоченные в подсоленной воде | Салаты, супы, пюре |
Пастушья сумка | Молодые листья | Салаты, щи |
Подорожник | Молодые листья | Салаты, супы, котлеты, пюре |
Тополь | Заболонь | Сырой, мука |
Тысячелистник | Листья | Салат |
Хвощ полевой | Молодые спороносные стебли, клубни | Сырыми, супы, запеканки, солить, варить |
Хмель обыкновенный | Верхушки побегов и отпрыски Молодые листья Женские шишки |
Варить (снять кожицу), пюре Квасить Для дрожжей |
Черемша | Стебли, луковицы | Как чеснок |
Щавель конский | Молодые стебли семена | Салаты, супы |
Примитивная одежда и обувь
В аварийной ситуации более чем где-либо необходимо следить за состоянием своей одежды и обуви. Более всего страдают люди, утратившие обувь. Простейшую летнюю обувь можно изготовить из ткани, шкур животных, коры деревьев и других подручных материалов.
Простейшую летнюю обувь можно изготовить из пластиковых 1,5 – 2-литровых бутылок.
- При наличии одной бутылки ее следует разрезать вдоль так, чтобы получились две одинаковые половинки. В каждую половинку ставится нога и обвязывается вкруговую с помощью веревок.
- При наличии двух бутылок в каждой вырезается отверстие с таким расчетом, чтобы в него свободно входила нога.
Примитивную одежду можно сшить из широких полос снятой с березы бересты или любого другого дерева, имеющего гладкую и легко отдираемую от ствола кору.
- Самая простейшая берестяная модель – наплечники, которые прикрывают от осадков плечи, грудь и спину. Со ствола березы снимают две полосы шириной не менее 20 – 30 см. В широкой части вырезают полукружья по размеру шей, после чего заготовки накладывают на плечи, сдвигают навстречу друг другу и прижимают лямками рюкзака.
- Если к таким наплечникам подшить снизу дополнительные полосы бересты, то получится примитивный плащ-короб.
- Для пошива одежды кроме коры можно с успехом применять разрезанные на листы пластиковые бутылки, скрепленные точно так же, как берестяные листы
Для изготовления головных уборов подойдут шкуры, куски ткани, береста, а для защиты от солнца – газеты.
- Простейшая выкройка кепочки из бересты представляет из себя прямоугольник со слегка закругленными углами, который надевается на голову и завязывается под подбородком с помощью двух завязок.
- Более сложный головной убор имеет вид широкого кулька-колпака или вьетнамской панамы. Изготавливается он из круглого куска коры, в котором прорезается от края до центра отверстие. Края прорези накладываются друг на друга и сшиваются нитками, проволокой или тонкой веткой. Чем больше будет диаметр панамы, тем лучше она будет защищать от осадков, причем уже не только голову, но и плечи.