КВН по МХК для 5-х классов "Диалог двух культур"

Разделы: Внеклассная работа


1. Воплощение Данная работа может рассматриваться как разовая и проводиться в конце 5-го класса как итог изучения двух европейских культур. Но можно сделать проведение КВН-ов доброй традицией: в конце 6-го класса организовать мероприятие, сравнивая романский и готический стили.
2. Воспроизведение Работа может быть воспроизведена как в полном объеме, так и частично (зависимости от интеллектуального уровня класса, энтузиазма участников и глубины рассматриваемых процессов на факультативе). Могут быть добавлены конкурсы.
3. Условия Данный КВН пройдет на “отлично”, если класс прослушает факультативный курс мировой художественной культуры (в частности, темы “Древняя Греция” и “Древний Рим”.
4. Деятельность болельщиков Для отличных результатов данного проекта в классе должны быть выбраны 2 команды по 7–8 человек и группы поддержки (болельщики). Члены команд получают задания: инсценировка мифов, подготовка к конкурсу стихов античных авторов, юмористические сценки и т.д. Учащиеся находят нужный материал, репетируют, готовят костюмы и прочие атрибуты для инсценирования, готовят кроссворды.

Для проведения КВН-а необходима сцена актового зала, диапроектор с набором слайдов по Древней Греции и Древнему Риму.

5. Результат Результатом КВН-а стало самостоятельное знакомство участников с комедиями Аристофана и Менандра, со стихами античных авторов, участие в инсценировках, в ораторском конкурсе, составление кроссвордов.
6. Длительность Подготовка проекта составит полтора-два месяца.
7. Сроки реализации КВН проводится во 2 или 3 неделю мая.
8. Цели Воспитание гармонично развитой личности.

Пояснительная записка

Данная программа предлагает закрепить знания, почерпнуть новые путем КВН-а. Этот способ интересен для учащихся, так как учитывает возрастные особенности пятиклассников: они очень любят процесс соревнования команд. Подготовка к мероприятию (организация команды, выбор капитана, репетиции сценок, распределение участников по конкурсам) предполагает совместную деятельность группы учащихся, сплачивает коллектив из зависимости от уровня активности и подготовленности ребенка он может найти себе наиболее подходящую для себя роль: капитан, член команды, болельщик.

Причем болельщики тоже получают задания: объяснить фразеологические обороты, связанные с богами и героями античности а также событиями древнего мира, составление кроссвордов, инсценирование эпизода из древнегреческой комедии.

В этой ситуации действует принцип посильности предложенных заданий, что усиливает познавательную активность участников проекта.

Основная часть

Современная школа зачастую продолжает строить свою деятельность на основе принципа вертикальной оси: педагог изрекает теорию предмета, ученики поглощают предложенный материал (кто в большей степени, а кто в меньшей), закрепляя затем полученные сведения на практике.

Пятиклассникам, людям инициативным и энергичным, такая схема зачастую кажется чересчур консервативной, они хотели бы участвовать в учебном и воспитательных процессах на равных (т.е. по принципу горизонтальной оси). Для этого идеально подходит форма КВН-а.

После получения задания учащиеся загораются жаждой деятельности: они сами отыщут в библиотеках и комедии древних авторов, и стихи, отберут нужный материал и распределят роли, соорудят костюмы. Педагогу нужно лишь несколько раз прорепетировать сцены, подсказать нюансы. Это идеальный вариант для сближений детей с учителем, вместо менторского тона, с одной стороны, и послушания – с другой, работа единомышленников и сподвижников.

Заранее учащиеся готовят такие конкурсы как:

  • приветствие команд (название, эмблема, девиз);
  • “домашнее задание” – сцены по древнегреческим мифам (или эпизоды из жизни великих людей античности);
  • кроссворды;
  • конкурс стихов;
  • юмористические сценки болельщиков.

Ряд конкурсов будет проведен экспромтом:

  • задания по фразеологизмам;
  • разминка (вопросы по Древней Греции);
  • ораторский конкурс (произнести речь от лица Фидия, Сократа или Еврипида);
  • вопросы по слайдам “Узнай меня” (по архитектуре и скульптуре античности);
  • итоговый конкурс (вопросы по Древнему Миру).

Задания по фразеологии и ораторский конкурс потребуют подготовки от 5–7 минут (для первого) и до 10–15 (для второго). Для этого нужно обеспечить участникам помещение, где бы никто не мешал.

Миссия программы заключается в том, чтобы активизировать творческий потенциал учеников, воспитать чувство прекрасного на высочайших образцах древнегреческой и древнеримской цивилизаций.

Цели:

  • воспитание гармонично развитой личности, у которой нравственные идеалы соседствуют с высоким интеллектуальным потенциалом и пониманием прекрасного;
  • воспитание гражданского самосознания подрастающего поколения;

Задачи:

  • самостоятельный поиск учащимися необходимых материалов по литературе и искусству;
  • демонстрация полученных знаний и навыков по курсу МХК;
  • воспитание уважения у учащихся к культурному наследию народов;
  • пропаганда гуманистических ценностей античного искусства;
  • раскрыть роль культуры и искусства в политической жизни государства (как искусство Древней Греции помогало формировать личность гражданина);
  • пропаганда высоких нравственных идеалов (рабовладение и стремление к роскоши в Риме привели к отказу от патриархальных норм жизни и тунеядству граждан, а уменьшение числа тружеников-крестьян повлекло появление наемной армии, что способствовало усилению роли полководца-императора и в конечном итоге – гибель Римской империи под ударами варваров).
  • доказательство приоритета демократических и республиканских ценностей над монархической идеологией и тоталитарным мировоззрением.

Условия реализации программы

Организационное обеспечение предполагает наличие факультатива по МХК на протяжении всего учебного года в данном классе, а также постоянное наличие межпредметных связей на уроках истории и литературы.

Материально-техническое обеспечение: возможность провести мероприятие на сцене актового зала, а подготовку ряда конкурсов (ораторского и по фразеологизмам) в отдельном помещении. Кроме того, на сцене должен находиться экран, на который диапроектор высвечивает необходимые слайды.

Кадровое обеспечение

С диапроектором работает специально подготовленный ученик (лучше – старшеклассник) или взрослый коллега.

В капитаны командами должен быть выбран действительно инициативные энергичные люди, преданные идеям искусства.

В идеале – проект воплощает в жизнь учитель истории. Если же руководитель факультатива по МХК не совмещает функции преподавателя по истории, то они должны тесно взаимодействовать в ходе подготовки мероприятия.

В члены жюри могут быть выбраны учителя по истории, литературе, ИЗО. Возглавить жюри можно поручить завучу по внеклассной работе или библиотекарю. Если же нет возможности пригласить в жюри учителей, то эту функцию можно передать ученикам-старшеклассникам (но обязательно прослушавших курс МХК). На судейском столе должны обязательно находиться копии с вопросами и ответами.

Рекомендуется пригласить специалиста, чтобы снять мероприятие на видеокамеру, чтобы учащиеся могли посмотреть на себя со стороны. Возможен дальнейший “разбор полетов” (но только в сильном классе).

Прогнозируемые результаты

Конечно, в данном проекте трудно разработать критерии эффективности: невозможно по баллам рассчитать, как ярко загорелись глаза у воспитанников, вряд из имеет смысл считать, сколько часов они просидели в библиотеке и сколько репетиций провели, т.е. количественные показатели в мониторинге использовать трудно (точнее, вряд из возможно).

Поэтому в качестве выявления эффективности программы предлагаю такие показатели:

Критерии эффективности

 
1) количество 5-классников, принявших участие в проекте; (в процентах)
2) наличие костюмов у команд (или элементов костюмов); в процентах от кол-ва детей в команде
3) соответствие названия команды ее девизу (а также костюмам, эмблеме); в баллах
4) самостоятельность поисков материалов по искусству; в баллах
5) сложность выбранных сцен; в баллах
6) мастерство исполнения; в баллах
7) уровень ответов по вопросам; в баллах
8) умение использовать знания, полученные по другим предметам гуманитарного цикла; в баллах
9) способность учащихся проблемы древнего мира (политика, искусство, образование) сопоставить с днем сегодняшним; в баллах
10) можно провести в качестве подведения итогов анкету в классе, чтобы сами участники проекта оценили мероприятие. в баллах

Вопросы по искусству Древней Греции

Вопросы

Ответы

1.Что являлось олицетворением человеческой красоты и мощи для древнего грека? Статуи атлетов, победителей в соревнованиях.
2. Почему архитектура частного дома в Древней Греции носила скромный характер? Греки большую часть времени проводили “на людях”.
3.Почему в древнегреческом искусстве скульптуре отводилось особое место? Отражала действительность в вечных образах. Культ обнаженного тела. Культ прекрасного.
4. Какую одежду носил Геракл? Шкуру убитого им немейского льва?
5.Сколько лет длились странствия Одиссея? (После отъезда из-под Трои). 10 лет
6. Каких древнегреческих драматургов вы знаете? Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан…
7. Почему драматические актеры играли на высоких котурках? Чтобы лучше было видно. Статичность представления.
8. Кто посещал театр в Афинах? Все свободное мужское население. Женщины – только трагедии.
9. Из каком древнегреческом храме богиня победы Ника изображена без крыльев и почему? Храм Акрополя, посвященный Нике Аптерос. Победа поселилась в городе.
10. Какие древнегреческие произведения архитектуры и скульптуры относились к семи чудесам свет? Статуя Зевса в Олимпии работы Фидия, Колосс Родосский, храм Артемиды, в Эфесе, сожженный Геростратом, Галикарнасский мавзолей, маяк в Александрии.
11. Какой предмет был главным в афинской школе и почему? Изучение поэм Гомера.
12. Почему древние греки клали в рот умершего мелкую монету? Плата Харону за переезд через реку Стикс.
13. Как были вооружены герои Гомера? Пика, шлем, щит, меч, латы, копье.
14. Кто из богов совершил больше всего деяний и каких в первый день жизни? Гермес утром родился, в полдень сделал кифару, вечером украл коров Аполлона.
15. Почему на губах архаических куросов и кор застыла улыбка? Радостное восприятие окружающего мира. Стремление скульптора показать эмоции.
16. Что было важнее для гражданина Афин – посещение театра или храма? Почему? Театр был училищем религиозной жизни, которая протекала в храмах, и той политической жизни, которая развивалась на городских площадях.

Вопросы по искусству Древнего Рима

Вопросы

Ответы

1. Как называли древнее римское божество домашнего очага и огня? Лары, пенаты.
2. Кто из римских императоров выступал на театральных подмостках и больше заботился из успехе у публики, чем о сохранении своей власти? Нерон.
3. Почему в заговоре против Цезаря участвовали даже те, кто был обязан ему карьерой и богатством? Хотел установить монархию и перенести столицу в Александрию.
4. Кто согласно легенде, спас Рим во время войны с галлами? Гуси.
5из каких случаях полководцу предоставлялось право на триумф? За расширение границ государства или за победу над врагом.
6. Кто из мифических царей женился на дочери Латика и основал государство, получившее от него свое имя? Итал.
7. Что во внешнем облике отличало сенаторов от представителей всех остальных слоев римского общества? Пурпурная полоса на одежде.
8.Из каких легендах отразилось слияние на территории Аппенинского полуострова различных племен? Легенда о похищении сабинянок.
9. Кто первый из римских правителей был назван богом? Первым – Ромул, затем – Цезарь и все императоры, кроме самых жестоких: Калигула, Нерон.
10. Почему Колизей назван Колизеем? От латинского слова “колоссеум” – колоссальный.
11. Что такое термы? Комплекс сооружений не только для омовений, но и место отдыха и развлечений.
12. Что отличает скульптурное искусство Древней Греции от древнериского? Портретное сходство, портретность, психологизм.
13. Как вы понимаете слова Ювенала: “Свирепей войн налегла на нас роскошь”. Рабовладение и роскошь привели к отказу от патриархальных моральных норм и к тунеядству.
14. Как вы понимаете слова Марка Аврелия: “Время человеческой жизни – миг, ее сущность – вечное течение, ощущение – смутно, …судьба – загадочна, слава – недостоверна”. Время Марка Аврелия – эпоха социального и политического кризиса, время вторжения варваров в римские провинции.

 Оценка конкурсных заданий

Этапы конкурса:

Максимальное количество баллов

I команда

II команда

I. Приветствие команд:

название;
эмблема;
девиз.

 

1
2
2

   
II. Домашнее задание (сцены по мифам, эпизоды жизни великих людей). 7    
III. Вопросы по фразеологическим оборотам (болельщики). 1 балл за верный ответ    
IV. Кроссворды, составленные классами дома. 1–2 балла за кроссворд    
V. Конкурс стихов. 4    
VI. Разминка (вопросы по Древней Греции) по 1 баллу за вопрос–ответ    
VII. Юмористические сценки болельщиков 7    
VIII. Карточки по пантеону греческих и римских богов 5    
IX. Конкурс капитанов:

а) ораторский конкурс;
б) вопросы по слайдам “Узнай меня”;
в) по стихотворным строкам узнать героя античности.

 

5
по 1 баллу за верный ответ
по 2 балла за верный ответ

   
X. Вопросы по Древнему Риму по 1 баллу    
XI. “Найди семью”, “Отыщи пару” 4    
XII. Вопросы по слайдам командам по 1 баллу    
XIII. Определение страны, о которой идет речь в стихах авторов XIX–XX веков (и доказательства) по 2 балла    

Методическое обеспечение:

  1. А.М. Вачьянц “Древняя Греция. Древний Рим. Вариации прекрасного”, издание 2-е, исправленное – М., “Айриспресс”, 2004 г.;
  2. М.А. Гузик “В поисках золотого руна” – М., “Просвещение”, 1994 г.;
  3. И.Г. Данилова “Мировая художественная культура” 5–6 классы, 6-е издание – М., “Дрофа”, 2005 г.;
  4. Н.А. Дмитриева “Краткая история искусств” (книга первая) – М., “Искусство”, 1990 г.;
  5. “История искусств” из серии “Библиотека школьника” – Минск, “Литература”, 1997 г.;
  6. “История искусства” из серии “Энциклопедия для детей и юношества” – М., “Русская энциклопедия”, 1995 г.;
  7. О.Б. Лисичкина “Мировая художественная культура” часть I, – С-Петербург, “Спецлит”, 1998 г.;
  8. А.В. Литвинов “История становится ближе. Задачник” – М., “Народное образование”, 1996 г.;
  9. Н.В. Мирецкая и Е.В. Мирецкая “Уроки античной культуры” – Обнинск, “Титул”, 1995 г.;
  10. С.А. Нефедов “История древнего мира” из серии “Иллюстрированная всемирная история” – М., “Екатеринбург”, 1997 г;
  11. П.А. Юхвидин “Мировая художественная культура от истоков до XVII века” – М., “Новая школа”, 1996 г.

Приложение