Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации” направлена на то, чтобы сделать патриотизм основой для объединения общества и укрепления государства, и школа может сделать многое в этом направлении.
К сожалению, приходится говорить об ослаблении патриотического воспитания в семье, в школе и в обществе в целом. Я, как учитель, сталкиваюсь с проявлениями циничного отношения к слову “патриотизм”. Обидно и горько сознавать, что целое поколение как бы “выпало” из поля зрения государства и общества. Современные школьники отличаются большей прагматичностью, чем их сверстники десятилетия назад. Конечно, неплохо, что человек хочет много зарабатывать и хорошо жить. Но когда сталкиваешься с тем, что ученики согласны получить образование в России, а жить хотят за границей (много платят, уровень жизни выше и т.д.), то возникает чувство и вины(не воспитали, не донесли идеи любви к Родине), и чувство брезгливости: воспользовался тем, что дали – и в бега. А кто будет продолжать дело родителей? Так и хочется сказать: кто, если не ты?
Считаю, что неуважение к ценностям, накопленным поколениями, к традициям, связанным с историей страны - это есть проявление глубокого инфантилизма и безответственности, как к обществу, так и к самому себе.
Патриот – это гражданин, и воспитание гражданина должно стать одной из главных задач школы.
Цель: патриотическое, нравственное воспитание; развитие творческих способностей учащихся.
Оформление зала:
- на заднике сцены транспарант “Россия: времена не выбирают”, выполненный в цвете российской символики
- исторические картины
- на сцене столик, на котором зажжена символическая свеча памяти
- у переднего края сцены цветы, солдатская каска
Фонограммы:
- И. Шварц. Вальс из к/ф. “Звезда пленительного счастья”
- Звон колоколов, символизирующий ход Времени и стремление россиян к объединению
- Барабаны
- Менуэт
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит фонограмма “колокола”.
Вводное слово учителя. Россия: времена не выбирают. Так называется вечер, потому что каждому поколению свое время. Всего лишь несколько страниц истории нашей страны прочтем мы сегодня. Всего лишь несколько страниц, но в них величие и трагизм истории нашей Родины. Горит свеча памяти, оплакивая погибших и напоминая нам, живым, о том, как скоротечно Время. Время, которое выбрало нас.
1 ведущий.
Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять,
Будто можно те на эти,
Как на рынке поменять.
2 ведущий.
Крепко тесное объятье,
Время – кожа, а не платье,
Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки,
С нас его черты и складки,
Приглядевшись, можно взять.
1 ведущий. Мчится в черной бездне Космоса голубая пылинка Земля. Удивительный, может быть, уникальный дом, приютивший род человеческий. Млечный путь, немерянные дали Вселенной, мириады светил. Мерцают знакомые созвездия. Миры… несметь миров.
2 ведущий.
Годы, люди и народы
Убегают навсегда,
Как текучая вода.
В гибком зеркале природы
Звезды – невод, рыбы мы,
Боги – призраки у тьмы.
3 ведущий. Былое никогда не являлось безразличным ни для народа, ни для отдельного человека в целом. История – путь, проделанный человечеством. Он долог и мучителен. Когда все началось? Очень давно. Но если жизнь человечества представить в виде суток, то на первобытность придется 23 час 57 минут, а государства, города, письменность и техника появились на Земле всего 3 минуты назад.
Фонограмма “колокола”.
2 ведущий.
Когда мой пращур,
В странном удивленье,
Встав с четверенек,
Замер в полный рост,
Не в тот ли миг земное притяженье
Вдруг обернулось притяженьем звёзд?
И до рассвета в каменной берлоге,
Пучок травы от голода жуя,
Из голубой звезды, упавшей в ноги,
Он сделал наконечник для копья.
Ритуальный танец древнейших охотников. Фонограмма “колокола”.
1 ведущий. Идёт Время, идёт. Медленно да быстро. Никакого парадокса в этом нет. То, что было мгновение назад, уже не вернётся. Время идёт только из прошлого в будущее. Но прошедшее остаётся в памяти людей и передается от поколения к поколению.
Умный, сильный народ
Далеко идёт вперёд,
Но преданья старины
Забывать мы не должны.
2 ведущий.
Как за Волгой, за Уралом
Были земли басурман.
Кочевал в степях широких
Злой Батый, ордынский хан.
И была тогда могучей
Басурманская Орда,
Налетала черной тучей
И сжигала города.
Слишком много охотников устанавливать свои порядки, нравы, законы было вокруг Руси. Нетороплив, спокоен наш народ, пока с ним дружат. Но если увидит лицо врага, то ответ один: кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет.
3 ведущий. Выстояла Русь и не сломалась. В единстве была сила русского государства. Лишь чуть-чуть голову пригнула, чтобы гордо распрямиться вновь. Не уступила она ни шведам, ни Ливонскому Ордену, ни Речи Посполитой.
1 чтец.
Вся Родина встала заслоном,
Нам биться с врагом до конца,
Весь пояс твоей обороны
Идёт через наши сердца.
Идёт через грозные годы
И долю народа всего.
Идёт через сердце народа
И вечную славу его.
Идёт через море людское,
Идёт через все города,
И всё это, братцы, такое,
Что враг не возьмёт никогда!
(А. Прокофьев)
Фонограмма “колокола”.
1 ведущий.
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Звучит фонограмма менуэта. На фоне мелодии говорит ведущий.
Зыбка грань веков. И вот мы уже в XVIII веке. Великие умы и великие характеры… Пётр I , Екатерина II. Маска двуличия и победные фанфары российских викторий. Полтава, Семилетняя война, бунт Пугачёва… Ода Радищева “Вольность”. Крепостное право. Грандиозные велеречения и банальное казнокрадство.
2 ведущий. Да, чудно было то время. Безбожие и изуверство, грубость и утончённость, страсть к новизне и упорный фанатизм к старине, пиры и победы, роскошь и довольство, великие умы и великие характеры, а между ними Недоросли и Простаковы.
Сцена из комедии Фонвизина “Недоросль”. Фонограмма (менуэт).
3 ведущий. (за кулисами). Канун XIX века. Маленькая точка на планете – Россия.
Звучит фонограмма вальса И.Шварца из к/ф “Звезда пленительного счастья”. Исполняется бальный танец.
3 ведущий (на фоне мелодии, в конце танца) Начало XIX века было сложным для России. Приближалась война 1812 года…
2 чтец.
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след.
Очаровательные франты
Минувших лет.Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу.
Цари на каждом бранном поле
И на балу.Вас охраняла длань господня
И сердце матери.
Вчера – малютки, мальчики,
Сегодня – офицера!
3 чтец.
Вам все вершины были малы
И мягок самый чёрствый хлеб.
О, молодые генералы,
Своих судеб!Три сотни побеждало трое!
Лишь мёртвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы всё могли!Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие
И весело переходили в небытие.
(М. Цветаева “Генералам 1812 года”)
3 ведущий. И снова выстояла Россия. Сколько безвестных героев пало на полях сражений. Не сосчитать. Но все они – и павшие, и оставшиеся в живых, любили свою родину, свою Россию. Жили во имя её свободы и отдавали ей свою жизнь. Желали ей процветания и блага, видели её гордой и свободной.
Фонограмма “колокола”.
1 ведущий. Век XX. Год 1918… XX век до краёв наполнен драматизмом, мы являемся свидетелями величайших свершений, грандиозных взрывов, потрясших до основ нашу планету.
2 ведущий.
По военной дороге
Шёл в огне и тревоге
Боевой восемнадцатый год.
Были сборы недолги
От Кубани до Волги
Мы коней собирали в поход.
(А. Сурков “Конармейская песня”)
1 ведущий. Братоубийственная война, небывалая в мировой истории по масштабам и накалу классовых битв, глубине и яростности человеческих страстей.
3 ведущий.
Вихри враждебные веют над нами,
Темные силы нас злобно гнетут.
В бой роковой мы вступили с врагами,
Нас еще судьбы безвестные ждут.
Но мы поднимем гордо и смело
Знамя борьбы за великое дело,
Знамя великой борьбы всех народов
За лучший мир, за святую свободу!
4 чтец.
В громе яростных битв
Пролетают над нами
Беспокойные, трудные, грозные дни.
Встань, поэт, перед строем
Под красное знамя
И в глаза современникам
Прямо взгляни…
Чтобы после великого часа победы,
Молодые наследники нашей земли
Песнь о том, как сражались
И верили деды,
Красным знаменем славы
В века унесли.
(А. Сурков)
Исполнение песни “Смело мы в бой пойдем!”. По окончании фонограмма “колокола”.
2 ведущий. Как рождается подвиг? Как звучит струна, готовая вдруг оборваться на самой высокой ноте, но вопреки ожиданиям останется звучать вечно. Как?
Фонограмма “Священная война”. Муз. Александрова.
5 чтец.
Сначала ровно 1000 дней,
Потом еще 400 дней,
А после еще 18 дней
(так подсчитано)
Шла война.
Невозможно было привыкнуть к ней,
Невозможно было не думать о ней,
Благословляла, крестила,
Казнила и миловала она.
И, тот, чья юность осталась в ней
Кто сегодня не может забыть о ней,
Говорит о ней и молчит о ней
В окружении внуков, лекарств и седин,
Мечтает прожить еще 1000 дней,
Потом еще 400 дней,
Потом еще 18 дней,
А после – хотя бы один.
(Р.Рождественский “Счёт”)
6 чтец.
Его зарыли в шар земной
А был он лишь солдат.
Всего, друзья, солдат простой
Без званий и наград.
Ему, как мавзолей, земля
На миллион веков.
И млечные пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатках тучи спят,
Метелицы метут.
Грома тяжёлые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой.
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как-будто в мавзолей.
(С.Орлов)
Исполнение песни В.Высоцкого “Он не вернулся из боя”.
3 ведущий. Есть мгновения в жизни, когда весь ужас, вся накипь суровых будней как будто исчезают. И вот наступает миг, в котором, как в радуге, отражен пафос времени, его удача, восторг, восхищение подвигом друзей, и, наконец, атмосфера праздника, который еще не обозначен в календаре.
7 чтец
Свобода пришла внезапно,
Нет у свободы прозвищ,
Символов и реликвий.
Свобода бывает жесткой,
Свобода бывает слабой,
Свобода зовётся просто –
Просто Свобода.
Свобода питается мёртвыми,
За неё умирали герои,
Не бывает свободы без скорби,
И без счастья её не бывает.
Свобода ходит по проволоке
Между счастьем и скорбью.
Фонограмма “колокола”. Исполнение песни “Мне звезда упала на ладошку”. Муз. и сл. А. Дольского.
1 ведущий. Год 1979… Афганистан. В нашу жизнь прочно входит слово “воин – интернационалист”. Война, пусть и необъявленная, остаётся войной. Более 15 тысяч погибших, 35 тысяч раненых, более 300 пропавших без вести. Но современники обязаны знать: они достойно представили нашу армию и наш народ в тяжёлых испытаниях у южных границ Родины. Им, попавшим из мирной жизни в военное пекло, посвящается…
Исполнение песни “Над землёй бушуют травы”.
2 ведущий.
Я жизнь люблю безбожно,
Хоть знаю наперёд,
Что рано или поздно
Настанет мой черёд.
Я упаду на камни,
И, уходя во тьму,
Усталыми руками
Я землю обниму.
(Р.Рождественский)
Но, зубы сжав и автомат,
От пота вытерев лицо
Шепчу себе, что путь назад
Свободен лишь для подлецов.
И я иду в безмолвье ада,
Раз надо Родине – мне надо!
(Ник. Корженко)
Исполнение песни “Мальчишки” муз. А. Пахмутовой.
8 чтец.
О мужество! Оно – стальной клинок,
Которому вовек не притупиться.
Истории прекрасные страницы
Оно слагает из бессмертных строк.
Оно украшено, оно согрето
Бесчисленными красками,
И нет средь красок тех
Единственного цвета –
Ему неведом страха
Чёрный цвет.
2 ведущий. Конец XX века. Год 2000. И вновь в России война. Время, не уснуло ли ты, если снова поднимается брат на брата, а друг на друга? Народ, переживший за свою многовековую историю столько сражений за право быть самим собой, несокрушим. Мы верим в это. Поколения сменяют поколения, учатся быть мудрыми, верят в любовь и дружбу, просто живут…
Исполнение песни “Друзья уходят как-то невзначай”. Муз. и сл. Г. Шпаликова.
1 ведущий.
Времена не выбирают
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять,
Будто можно те на эти,
Как на рынке поменять.
Фонограмма “колокола”. Участники вечера выходят на сцену. Вечер заканчивается.