Тема: Обыкновенные дроби.
Форма урока: “Математическая сказка”.
Цели урока:
- Ввести понятие “Обыкновенная дробь”. Учащиеся должны усвоить, что означает числитель дроби, знаменатель.
- Научиться правильно, читать дроби, сравнивать дроби с одинаковыми числителями.
- Создавать у школьников положительную мотивацию к выполнению умственных и практических занятий.
- Воспитывать чувство удовлетворения от возможности показать на уроке свои знания.
Оборудование: наглядный материал, необходимый для создания сказочного сюжета с использованием школьной доски (фигуры Царя, Ивана-царевича, Кощея-Бессмертного, Бабы-Яги, Лешего); бумажные пояса у учителя и учащихся;
ХОД УРОКА
– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим узнавать секреты математики вместе со сказочными героями. На домашнее задание вам было предложено две сказочные задачи. Давайте их проверим. (К доске вызываются 2 человека).
Задача Кощея бессмертного.
“Зимой я съел в 5 раз больше глыб, чем весной, тогда съел в 7 раз больше каменных глыб, чем весной. Всего я съел 131313 каменных глыб. Сколько глыб я съел зимой?”
Решение:
Пусть х – это количество каменных глыб, которые съел Кощей весной, тогда зимой съел 5х глыб, летом–7х глыб.
1. Составим уравнение:
х + 5х + 7х = 131313
13х = 131313
х = 131313 : 13
х = 10101
10101 каменных глыб съел Кощей весной.
2.10101 . 5 = 50505 (гл) – съел Кощей зимой.
Ответ: 50505 каменных глыб .
Задача Елены Прекрасной
“В моем замке, в трех залах 280 зеркал. А первом в 4 раза больше зеркал, чем во втором, а в третьем, на 40 зеркал больше, чем во втором. Сколько зеркал в каждом зале?”
Решение:
Пусть х – количество зеркал во втором зале, тогда 4х зеркал находится в первом зале, а в третьем (х + 40) зеркал.
1. Составим уравнение:
4х + х + х + 40 = 280
6х + 40 = 280
6х = 280 – 40
6х = 240
х = 240 : 6
х = 40
40 зеркал находится во втором зале.
2. 40 . 4 = 160(з) – в первом зале.
3. 40 + 40 = 80(з) – в третьем зале.
Ответ: 40, 160, 80 зеркал.
– Пока ребята готовят на доске домашнее задание, мы с вами попробуем “открыть дверь в сказку”. Поиграем в “Слабое звено”.
1. Устный счет – у каждого ребенка набор карточек для устного счета. (Играем по карточке №1)
2. Проверка техники быстрого счета
22 . 5 31 . 5 84 . 5 66 . 5 |
14 . 11 17 . 11 11 . 11 13 . 11 |
Вопрос: Как можно быстро умножить эти числа? (ответ ребят)
– Мы с вами проверили домашнее задание. Определили, кто на сегодняшний урок “Самое слабое звено”.
– Дверь в сказку открылась. Слушайте, ребята, сказку и будьте внимательны!
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве
жил да был царь, и у него был сын Иван. Царь
прослышал, что за тридевять земель, в некотором
царстве, есть какие-то дроби – обыкновенные.
Позвал царь Ивана и сказал:
“Съездил бы ты, Иван-царевич, в некоторое
царство, да привез бы ты тех дробей обыкновенных,
хотя бы дюжину. Вот бы я, старый, под конец жизни
порадовался!” Стал Иван в дорогу собираться да
раздумывать, что это за штука такая – дробь
обыкновенная?
– Как вы думаете, ребята, о чем сказка?
– О дробях обыкновенных!
– Поможем Ивану-царевичу?
– Да!
– Открываем тетради. Пишем сегодняшнее число и
тему урока: “Обыкновенные дроби”. Наша с вами
задача, помочь Ивану . Раскрыть с ним некоторые
секреты страны “Обыкновенные дроби”.
Думал Иван думу: “Что означает слово дробь?” Кто
знает? Мы с вами знаем определение натуральных
чисел. Давайте вспомним, какие числа называются
натуральными. (Ответ ребят). Но не всегда
результат измерения или стоимости товара
удавалось выразить натуральным числом.
Приходилось использовать части, доли меры. Так
появились дроби.
В русском языке слово “дробь” появилось в XIX
веке. Оно происходит от глагола “дробить”,
ломать на части. И в первых учебниках математики
(XVII век) дроби так и назывались ломаные числа.
– Продолжаем наше путешествие дальше.
Встретились на пути Ивану-царевичу стражники и говорят: “В нашем царстве живет Елена Прекрасная и Баба Яга. Определите и попробуйте записать какая талия у каждой. Есть пояс и известно, что у бабы Яги талия составляет половину пояса, а у Елены Прекрасной четверть пояса”.У каждого из ребят, на парте, лежат бумажные ленты-пояса. У каждого учителя так же – лента. Вместе определим талию Бабы Яги. На доске появилась запись:
1 : 2 = 1/2
Затем ребята, с помощью пояса, определяют талию Елены Прекрасной:
1 : 4 = 1/4
– Сравниваем, у кого талия меньше. Что означают в записи числа 2, 4?
– Запись вида: 1/2, 1/3, 1/4, 3/7, 2/5 называют обыкновенными дробями. Вернемся к записи 2/5.Что означает число под чертой? Над чертой?
(Ответы ребят)
– Делаем вывод, что любую обыкновенную дробь можно записать в виде: а/в.
а – числитель
в – знаменатель
а, в – натуральные числа.
– Знаменатель показывает, на сколько долей делят, числитель – сколько долей взяли.
“Встретилась на пути Ивана-царевича Кикимора и спрашивает: “Силен ли ты в учении?”
– А мы с вами? Откройте, ребята, учебники на странице 196. Найдите объяснение, как правильно читать дроби. (Работа с книгой).
– Прочесть дроби (весь класс) № 870.
– Один человек читает дроби, которые расположены на доске:
– Прочесть дроби. Назвать числитель и знаменатель каждой дроби.
– В дроби 2/9. Что означает число 9, число 2?
– № 860 (устно ).
– Читать и узнавать дроби мы научились, а умеем ли мы их записывать?
– № 871 (письменно в тетрадях и на доске)
Физкультминутка
– Итак, ребята, мы и Иван-царевич передохнули немного, двигаемся дальше. Давайте зайдем в кафе, там как раз Баба Яга и Кощей Бессмертный кушают мороженное.
“Баба Яга съела 1/5 всей порции мороженного, а Кощей Бессмертный 1/2 порции мороженного. Кто съел больше? Почему?”
(На доске появляется запись. Ребята объясняют и ставят знак верного неравенства).
1/5 < 1/2
“После мороженного решили они скушать пирог. Баба Яга съела 1/3 часть пирога, а Кощей 1/15 часть. Кто сытнее покушал?
1/3 > 1/15 (Объяснение ребят)
На доске записаны дроби:
1/60 и 1/120
1/7 и 1/9
3/5 и 3/6
– Чем похожи эти дроби? (В каждой паре дробей одинаковые числители, а знаменатели различны).
– Давайте попробуем сравнить эти дроби. Какая дробь больше и почему? (Проходит обсуждение и с классом ставим знаки в неравенствах).
1/60 < 1/20
1/7 > 1/9
3/5 > 3/6
– Делаем вывод: Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше.
(Ребята проговаривают правило друг-другу. Работа в парах).
– Следующее задание, с которым должен справиться Иван-царевич – сравнить дроби. Кто из класса, два человека, помогут ему в этом? (На откидных досках ребята выполняют задания.Остальные учащиеся выполняют в тетрадях. Затем проходит самопроверка.)
1/9 >1/47
1/30 < 1/3
3/4 > 3/7
“Решил Кощей померяться с Иваном – царевичем не силой , а умом”.
– Кто поможет Ивану? Конечно, мы с вами, ребята! Запишите дроби под диктовку: 1/16,1/7, 1/9, 1/48, 1/34, 1/6.
– Запишите эти дроби в порядке возрастания: 1/48,1/34,1/16,1/9,1/7,1/6.
– Прочтите свою запись.
Работа с книгой – №868. Ребята выполняют в тетрадях. Проверка ответов.
– Ребята, сказочное путешествие, сегодня подходит к концу. А на пути у нас повстречался Леший. Вот такое задание он нам дал:
“Мы делили апельсин,
Много нас, а он один,
Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка – кожура!”
– Ответьте: На сколько долей разделили апельсин? (На 5)
– Какую долю апельсина составляет каждая часть? (1/5)
– Молодцы! Мы сегодня с вами очень здорово помогли Ивану-царевичу, особенно постарались…. (выставляются оценки).
– На этом, наше путешествие не закончилось! Ребята, вам понравилось? А чтобы дальше мы сумели помочь Ивану-царевичу, нам нужно дома закрепить материал. Запишите домашнее задание.
Домашнее задание: п. 23; № 892, 900.
– Урок закончен.
Литература:
Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Учебник для 5 класса общеобразовательных школ. Москва ИОЦ “Мнемозина” 2001 г.