Тема урока: "Архитектура персонального компьютера"

Разделы: Информатика


УРОК 6

Тема урока: “АРХИТЕКТУРА ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА”

Цели урока:

  • Освоить основные характеристики устройств компьютера;
  • Иметь представление о функциональном назначении периферийного оборудования.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Повторение материала предыдущего урока.
  3. Просмотр видео роликов “АРХИТЕКТУРА ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА”.
  4. Изучение нового материала.

ХОД УРОКА.

(слайд №1).

Познакомить учащихся с планом урока (слайд № 2).

Проверка домашнего задания.

В начале урока собрать выполненное домашнее задание.

( Продолжить рассказ: “жили-были клавиатура, монитор, память и процессор. Жили они дружно, пока не возник у них спор, кто из них главнее…”).

Теоретическая основа урока .

На предыдущем уроке мы рассматривали вопрос “Основное назначение компьютера”. Ответьте на следующие вопросы:

1. Какие технические изобретения кардинально повлияли на виды интеллектуального труда?

Схема 1

Рассмотрим схему и попробуем соотнести органы человека и основные устройства компьютера. (Рассмотреть схему 1, слайд № 3).

Продолжим разговор по предыдущей теме. Архитектурой компьютера называют описание основных устройств и принципов работы компьютера, достаточных для понимания пользователя. (слайд №4). Рассмотреть основные устройства компьютера по роликам (слайд №4, гиперссылки)

Итак, персональный компьютер включает в себя следующие основные блоки:

  • внутреннюю память (оперативную и запоминающую);
  • процессор;
  • периферийные устройства.

Комментарии к схеме “Основные устройства персонального компьютера” (слайд № 5).

Схема 2

Комментарии основных устройств персонального компьютера

1. Внутренняя память компьютера (слайд № 6)

Схема 3

2. Процессор (слайд№7).

Схема 4

3. Системная шина (слайд № 8-9).

Представляет собой набор проводников, объединяющих основные узлы системной платы.

Позволяет осуществлять взаимодействие между процессором и остальными компонентами компьютера.

Осуществляется как передача информации, так и адресация устройств и обмен специальными служебными сигналами.

Схема 5

Поэтапное взаимодействие процессора с оперативной памятью (слайд № 9).

  1. Процессор устанавливает на шине адреса адрес ячейки памяти, которую хочет прочитать;
  2. На шине управления процессор выставляет сигнал готовности и сигнал чтения;
  3. Заметив сигнал готовности, все устройства проверяют, не стоит ли на шине адреса их адрес;
  4. Оперативная память, заметив, что выставлен ее адрес, считывает управляющий сигнал;
  5. Память читает адрес;
  6. Память выставляет на шине данных требуемую информацию;
  7. Память выставляет на шине управления сигнал готовности;
  8. Процессор читает данные с шины данных.

4. Контроллеры (слайд № 10).

Декодирует сигнал, поступающий от процессора.

Посылает обработанный сигнал для выполнения его устройством.

Полученный двоичный сигнал преобразует в вид понятный пользователю.

Вставляются в разъемы (слоты) на материнской плате, а к их портам подключаются дополнительные устройства.

5. Порты (слайд № 11).

Схема 6

6. Устройства ввода (комментарии к каждому устройству ввода, слайд № 12).

Клавиатура
Манипуляторы
Джойстик
Мышь
Трекбол
Сенсорные устройства ввода
Световое перо
Графический планшет
Сканер
Устройства распознавания речи

7. Устройства вывода.

подготовить доклады о каждом устройстве ввода и вывода на 3 минуты (работа в группах)

Домашнее задание (слайд № 13): подготовить доклады на 2-3 минуты о каждом устройстве компьютера ( учащиеся разбиваются на группы).

Итоги урока (слайд № 14):

  • Описание архитектуры компьютера предполагает рассмотрение функционального назначения устройств без какой-либо технической конкретизации;
  • Выполнение заданных функций каждым устройством компьютера позволяет функционировать системе в целом;
  • Управление компьютером осуществляется благодаря процессору, который обрабатывает команды данной программы;
  • Для долговременного хранения информации используются устройства внешней памяти;
  • Для ускорения работы компьютера используется внутренняя память, созданная для быстрого доступа

Используемые источники:

  1. И.Г.Семакин, Г.С.Вараксин “Структурированный конспект базового курса”
  2. А.Х.Шелепаева “Поурочные разработки по информатике”
  3. Компакт-диск “Компьютерная грамотность: звездная миссия”

Презентация

По вопросам видеоматериалов просьба обращаться к автору.