Особенности использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в школе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Общепринято, что здоровье – это состояние полного духовного, физического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В настоящее время одной из актуальных проблем образования является совершенствование физического воспитания школьников посредством внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими технологиями понимается комплекс мероприятий проводимых с целью оздоровления обучающихся и профилактики болезней. Появление данного направления обусловлено постоянно снижающимся уровнем здоровья обучающихся.

С 2000 г. в МОУ Кожевниковской СОШ №1 Томской области реализуется целевая воспитательная программа “Здоровье”. Программа носит комплексный характер и предусматривает работу с родителями, организацию правильного питания, активного досуга обучающихся, проведение психологических тренингов и т.д. Занятия физической культурой, основной целью которых является оздоровление и профилактика заболеваний, являются неотъемлемой составляющей данной программы.

Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Здоровьесберегающие технологии предполагают комплексный подход к укреплению здоровья. Комплекс мероприятий здоровьесбережения в рамках осуществления физического воспитания в школе включает следующие виды деятельности:

  • проведение комплексной диагностики физического здоровья обучающихся;
  • организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью;
  • пропаганда здорового образа жизни (проведение ежемесячных радиопередач по данной тематике);
  • применение физических упражнений для профилактики заболеваний;
  • применение комплексов упражнений лечебной физической культуры с детьми, имеющими различные заболевания.

Диагностика состояния здоровья, проводимая на протяжении нескольких лет на базе МОУ Кожевниковской СОШ №1 Томской области, показала, что среди школьников около 80% обследованных имеют хронические заболевания. При этом наиболее распространенными являются заболевания органов дыхания, ослабленное зрение, заболевание опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие).

Однако, наличие хронических заболеваний - не единственный критерий физического здоровья обучающихся. В качестве таковых можно выделить следующие (Е.А.Бабенкова, 2003):

  • наличие или отсутствие отклонений в дошкольном возрасте (для определения риска развития тех или иных отклонений в состоянии здоровья);
  • уровень физического развития, степень его гармоничности, соответствие биологического возраста календарному;
  • уровень физической подготовленности;
  • нервно-психическое развитие ребенка (психические функции, социальное поведение);
  • уровень функционирования основных систем организма;
  • степень сопротивляемости и устойчивости организма к болезням;
  • адаптация (приспособление) к меняющимся внешним условиям;
  • улучшение (динамика) состояния здоровья.

Организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью предполагает более тесное сотрудничество преподавателя физической культуры и врача, осуществляющего медицинский контроль здоровья школьников. При планировании подобных занятий большая часть учебного времени (30%) отводится на занятия с применением комплекса упражнений лечебной физической культуры. Таким образом, одно занятие в неделю носит непосредственно здоровьесберегающую направленность.

Урочные занятия имеют чёткую структуру: подготовительную часть, основную и заключительную. Подготовительная часть составляет 15-17 минут. Физические упражнения, используемые в подготовительной части урока, активизируют функциональные системы для выполнения последующей физической работы в течение занятия и оказывают непосредственный лечебно-профилактический эффект.

Основными в подготовительной части являются:

  • упражнения в движении, направленные на профилактику плоскостопия (ходьба на разных частях стопы, ходьба по канату, передвижение по гимнастической стенке и др);
  • беговые упражнения не высокой интенсивности (на носках, приставными шагами, скрестными шагами);
  • дыхательные упражнения (комплексы упражнений, игры с элементами дыхательной гимнастики).

Наибольший интерес у школьников младших классов вызывают игры с элементами дыхательной гимнастики, когда в ходе игры обучающиеся делают выдох с максимальной силой (игра “Король ветров”) или произносят отдельные звуки, например, игра “Самолетик”.

Играющие, энергично выдыхая, произносят звуки:

1) “Тук-тук” – проверяют колёса

2) “Сы-сы” – накачивают колёса

3) “Джик-джик” – открывают бак

4) “Буль-буль” – наливают бензин

5) “Джик-джик” – закрывают бак

6) Глубокий выдох – протирают стекло

7) “Др-др” – заводят мотор

8) “У-у-у” – расправляют крылья и летят

Основная часть занятия решает основные оздоровительные задачи. Занимает 20-25 мин. урочного времени. Основное содержание составляют элементы лечебной гимнастики:

  • с предметами (с гимнастической палкой, мячами);
  • в положении лежа (на гимнастической скамейке, матах);
  • в положении стоя (у гимнастической стенки).

Предлагаемые упражнения направлены на устранение: нарушений осанки, искривлений позвоночника, плоскостопия. Кроме этого используются комплексы физических упражнений, способствующих улучшению зрения.

В заключительной части (5-7 мин) используются игры на внимание, упражнения в движении в сочетании с дыхательной гимнастикой, выполняющиеся в медленном темпе, объясняется домашнее задание.

Представленная технология здоровьесбережения была реализована на обучающихся 2-4 классов на протяжении 2003-2005 гг. Полученные результаты говорят о положительной динамике в состоянии здоровья школьников по отдельным показателям (табл. 1).

Таблица 1.

Динамика изменения количества школьников 2-4 классов, имеющих отклонения в состоянии здоровья

Характер отклонений в состоянии здоровья Количество школьников, имеющих отклонения в здоровье
2003 год 2004 год 2005 год
Чел. % Чел. % Чел. %
Ослабленное зрение 12 9,5 14 11,1 13 10,3
Часто болеющие ОРЗ 7 5,6 6 4,8 5 4,0
Заболевания органов дыхания 15 11,9 14 11,1 7 5,6
Нарушения осанки 3 2,4 7 5,6 12 9,5
Плоскостопие 4 3,2 - - - -
Итого в год 41 32,5 41 32,5 37 29,4

Анализ результатов показывает, что общее количество школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, остается относительно стабильным или наблюдаются незначительные улучшения. Положительная динамика присутствует в таких показателях, как плоскостопие, заболевания органов дыхания, также снижается количество школьников часто болеющих ОРЗ.

Следует отметить, что во многом отрицательная динамика возникает в связи с ежегодной сменой состава обучающихся. Динамика отдельной параллели на протяжении 3 лет обучения представлена в таблице 2.

Таблица 2.

Динамика изменения состояния здоровья школьников 2-4 классов.

Характер отклонений в состоянии здоровья Количество школьников, имеющих отклонения в здоровье
2003 год 2004 год 2005 год
Чел. % Чел. % Чел. %
Ослабленное зрение 4 8,9 4 8,9 4 8,9
Часто болеющие ОРЗ 3 6,7 1 2,2 2 1,6
Заболевания органов дыхания 11 24,4 5 4,0 1 2,2
Нарушения осанки 1 2,2 1 2,2 3 6,7
Плоскостопие 3 6,7 - - - -
Итого в год 22 48,9 11 24,4 10 22,2

Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике по большинству исследуемых показателей. Несмотря на то, что в показателе изменения зрения обучающихся нет положительных сдвигов, мы можем говорить о положительном профилактическом эффекте предлагаемого комплекса здоровьесбережения, т.к. количество школьников с ослабленным зрением не увеличивается. В показателе состояния осанки обучающихся наблюдаются отрицательные изменения.

Для большей наглядности полученные результаты можно представить графически (рис. 1).

Рис. 1. Динамика изменения состояния здоровья школьников 2-4 классов.

Резюмируя, следует отметить перспективность продолжения работы в данном направлении, а именно: всё больше объединяя действия учителя физической культуры, медиков, родителей и преподавателей других учебных дисциплин для укрепления здоровья школьников.