Общепринято, что здоровье – это состояние полного духовного, физического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В настоящее время одной из актуальных проблем образования является совершенствование физического воспитания школьников посредством внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими технологиями понимается комплекс мероприятий проводимых с целью оздоровления обучающихся и профилактики болезней. Появление данного направления обусловлено постоянно снижающимся уровнем здоровья обучающихся.
С 2000 г. в МОУ Кожевниковской СОШ №1 Томской области реализуется целевая воспитательная программа “Здоровье”. Программа носит комплексный характер и предусматривает работу с родителями, организацию правильного питания, активного досуга обучающихся, проведение психологических тренингов и т.д. Занятия физической культурой, основной целью которых является оздоровление и профилактика заболеваний, являются неотъемлемой составляющей данной программы.
Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Здоровьесберегающие технологии предполагают комплексный подход к укреплению здоровья. Комплекс мероприятий здоровьесбережения в рамках осуществления физического воспитания в школе включает следующие виды деятельности:
- проведение комплексной диагностики физического здоровья обучающихся;
- организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью;
- пропаганда здорового образа жизни (проведение ежемесячных радиопередач по данной тематике);
- применение физических упражнений для профилактики заболеваний;
- применение комплексов упражнений лечебной физической культуры с детьми, имеющими различные заболевания.
Диагностика состояния здоровья, проводимая на протяжении нескольких лет на базе МОУ Кожевниковской СОШ №1 Томской области, показала, что среди школьников около 80% обследованных имеют хронические заболевания. При этом наиболее распространенными являются заболевания органов дыхания, ослабленное зрение, заболевание опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие).
Однако, наличие хронических заболеваний - не единственный критерий физического здоровья обучающихся. В качестве таковых можно выделить следующие (Е.А.Бабенкова, 2003):
- наличие или отсутствие отклонений в дошкольном возрасте (для определения риска развития тех или иных отклонений в состоянии здоровья);
- уровень физического развития, степень его гармоничности, соответствие биологического возраста календарному;
- уровень физической подготовленности;
- нервно-психическое развитие ребенка (психические функции, социальное поведение);
- уровень функционирования основных систем организма;
- степень сопротивляемости и устойчивости организма к болезням;
- адаптация (приспособление) к меняющимся внешним условиям;
- улучшение (динамика) состояния здоровья.
Организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью предполагает более тесное сотрудничество преподавателя физической культуры и врача, осуществляющего медицинский контроль здоровья школьников. При планировании подобных занятий большая часть учебного времени (30%) отводится на занятия с применением комплекса упражнений лечебной физической культуры. Таким образом, одно занятие в неделю носит непосредственно здоровьесберегающую направленность.
Урочные занятия имеют чёткую структуру: подготовительную часть, основную и заключительную. Подготовительная часть составляет 15-17 минут. Физические упражнения, используемые в подготовительной части урока, активизируют функциональные системы для выполнения последующей физической работы в течение занятия и оказывают непосредственный лечебно-профилактический эффект.
Основными в подготовительной части являются:
- упражнения в движении, направленные на профилактику плоскостопия (ходьба на разных частях стопы, ходьба по канату, передвижение по гимнастической стенке и др);
- беговые упражнения не высокой интенсивности (на носках, приставными шагами, скрестными шагами);
- дыхательные упражнения (комплексы упражнений, игры с элементами дыхательной гимнастики).
Наибольший интерес у школьников младших классов вызывают игры с элементами дыхательной гимнастики, когда в ходе игры обучающиеся делают выдох с максимальной силой (игра “Король ветров”) или произносят отдельные звуки, например, игра “Самолетик”.
Играющие, энергично выдыхая, произносят звуки:
1) “Тук-тук” – проверяют колёса
2) “Сы-сы” – накачивают колёса
3) “Джик-джик” – открывают бак
4) “Буль-буль” – наливают бензин
5) “Джик-джик” – закрывают бак
6) Глубокий выдох – протирают стекло
7) “Др-др” – заводят мотор
8) “У-у-у” – расправляют крылья и летят
Основная часть занятия решает основные оздоровительные задачи. Занимает 20-25 мин. урочного времени. Основное содержание составляют элементы лечебной гимнастики:
- с предметами (с гимнастической палкой, мячами);
- в положении лежа (на гимнастической скамейке, матах);
- в положении стоя (у гимнастической стенки).
Предлагаемые упражнения направлены на устранение: нарушений осанки, искривлений позвоночника, плоскостопия. Кроме этого используются комплексы физических упражнений, способствующих улучшению зрения.
В заключительной части (5-7 мин) используются игры на внимание, упражнения в движении в сочетании с дыхательной гимнастикой, выполняющиеся в медленном темпе, объясняется домашнее задание.
Представленная технология здоровьесбережения была реализована на обучающихся 2-4 классов на протяжении 2003-2005 гг. Полученные результаты говорят о положительной динамике в состоянии здоровья школьников по отдельным показателям (табл. 1).
Таблица 1.
Динамика изменения количества школьников 2-4 классов, имеющих отклонения в состоянии здоровья
Характер отклонений в состоянии здоровья | Количество школьников, имеющих отклонения в здоровье | |||||
2003 год | 2004 год | 2005 год | ||||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | |
Ослабленное зрение | 12 | 9,5 | 14 | 11,1 | 13 | 10,3 |
Часто болеющие ОРЗ | 7 | 5,6 | 6 | 4,8 | 5 | 4,0 |
Заболевания органов дыхания | 15 | 11,9 | 14 | 11,1 | 7 | 5,6 |
Нарушения осанки | 3 | 2,4 | 7 | 5,6 | 12 | 9,5 |
Плоскостопие | 4 | 3,2 | - | - | - | - |
Итого в год | 41 | 32,5 | 41 | 32,5 | 37 | 29,4 |
Анализ результатов показывает, что общее количество школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, остается относительно стабильным или наблюдаются незначительные улучшения. Положительная динамика присутствует в таких показателях, как плоскостопие, заболевания органов дыхания, также снижается количество школьников часто болеющих ОРЗ.
Следует отметить, что во многом отрицательная динамика возникает в связи с ежегодной сменой состава обучающихся. Динамика отдельной параллели на протяжении 3 лет обучения представлена в таблице 2.
Таблица 2.
Динамика изменения состояния здоровья школьников 2-4 классов.
Характер отклонений в состоянии здоровья | Количество школьников, имеющих отклонения в здоровье | |||||
2003 год | 2004 год | 2005 год | ||||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | |
Ослабленное зрение | 4 | 8,9 | 4 | 8,9 | 4 | 8,9 |
Часто болеющие ОРЗ | 3 | 6,7 | 1 | 2,2 | 2 | 1,6 |
Заболевания органов дыхания | 11 | 24,4 | 5 | 4,0 | 1 | 2,2 |
Нарушения осанки | 1 | 2,2 | 1 | 2,2 | 3 | 6,7 |
Плоскостопие | 3 | 6,7 | - | - | - | - |
Итого в год | 22 | 48,9 | 11 | 24,4 | 10 | 22,2 |
Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике по большинству исследуемых показателей. Несмотря на то, что в показателе изменения зрения обучающихся нет положительных сдвигов, мы можем говорить о положительном профилактическом эффекте предлагаемого комплекса здоровьесбережения, т.к. количество школьников с ослабленным зрением не увеличивается. В показателе состояния осанки обучающихся наблюдаются отрицательные изменения.
Для большей наглядности полученные результаты можно представить графически (рис. 1).
Рис. 1. Динамика изменения состояния здоровья школьников 2-4 классов.
Резюмируя, следует отметить перспективность продолжения работы в данном направлении, а именно: всё больше объединяя действия учителя физической культуры, медиков, родителей и преподавателей других учебных дисциплин для укрепления здоровья школьников.