Цели и задачи урока:
- Расширить и углубить знания о реках.
- Сформировать понятие: падение и уклон реки, расход воды и годовой сток.
- Создать ситуацию для составления развернутого речевого высказывания.
Оборудование:
- Физическая карта России.
- Схема элементов реки.
- Слайды.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний и изучение нового материала.
Вспомните, что такое внутренние воды? Какие виды внутренних вод Вы знаете? Выделите главные из них. От каких других компонентов природы зависят реки?
Учащимся предлагается вспомнить термины, относящиеся к реке, изученные в 6-7 классах. Учитель на доске, а ученики записывают их в тетради. При этом устно учениками даются определения понятий. В работу включается большинство обучающихся.
Река
Русло
Пойма
Исток
Устье
Притоки (правые и левые)
Верхняя, средняя и нижнее течение реки (примеры названия городов: Нижний Тагил, Верхняя Пышма, Верхняя и Нижняя Салда).
Речной бассейн
Бассейн океана
Речная сеть.
Учитель:
– От каких природных условий зависит густота речной сети?
Ученики:
– От рельефа и климата.
1. От рельефа зависит:
а) характер течения. Он бывает равнинный и горный. Равнинный характер – это ровное, плавное, медленное течение воды в реке.
Видно все мы с Волги иль Трускари
С Дона или Северной Двины
В наши реки медленные русские
До сердечной боли влюблены.
Горный характер – это быстрое и стремительное течение.
Терек воет дик и злобен
Меж утесистых громад
Буре плачь его подобен
Слезы брызгами летят.
б) Наличие на реках порогов и водопадов или их отсутствие.
в) Меандрирование реки (излучины).
г) Падение и уклон реки.
Для учащихся 8-го класса это понятия новые. Объяснение происходит в виде диалога.
2. Влияние климата проявляется через источники питания (дождевое, снеговое, подземное, ледниковое, смешанное) и режим реки (половодье, паводок, межень).
Понятие “годовой сток реки” раскрывается в форме монолога учителя.
В хорошо подготовленном классе на этом же уроке, а в слабом классе на следующем учащиеся выполняют следующую работу.
Класс делится на группы по 5-6 учеников. Они выбирают руководителя группы. Группа получает задание:
“Составьте рассказ об одной из рек по вашему выбору, используя географические термины, записанные в тетради, карты атласа, приложение к учебнику”.
Время выполнения задания – 10 минут. На выступление руководителя отводится 2-3 минуты. Лучший рассказ будет опубликован в гимназической газете, другие будут помещены в папку “Творческие работы учащихся”.
Задание доступно для учеников с разным уровнем подготовки, так как для них ясен общий замысел рассказа и последовательность изложения материала выбирается самими учащимися. Работать в группе интереснее, затрачивается значительно меньше времени. Ученики учатся слушать друг друга, в них воспитывается уважение к мнению одноклассников. В группе создается положительный эмоциональный фон, являющийся условием для раскрытия личности ученика. Такая работа помогает овладению географическим языком как частью географической культуры.
III. Закрепление.
- К бассейнам каких океанов относятся реки России?
- Назовите и покажите на карте крупные реки.
- Какое влияние оказывает климат на внутренние воды?
- Чем половодье отличается от паводка?
- Почему Волга разливается весной, а Амур летом?
- Объясните влияние рельефа на реки.
- Что такое падение реки?
- Для чего необходимо знать уклон реки?
- Если уклон реки 3 метра на километр, то что можно сказать о скорости течения реки, о глубине долины, о судоходстве на ней.
Домашнее задание:
§12; вопросы к параграфу.
К следующему уроку подготовьте сообщение о болотах и озерах.