Тема урока: "Реки России". 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Цели и задачи урока:

  1. Расширить и углубить знания о реках.
  2. Сформировать понятие: падение и уклон реки, расход воды и годовой сток.
  3. Создать ситуацию для составления развернутого речевого высказывания.

Оборудование:

  1. Физическая карта России.
  2. Схема элементов реки.
  3. Слайды.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний и изучение нового материала.

Вспомните, что такое внутренние воды? Какие виды внутренних вод Вы знаете? Выделите главные из них. От каких других компонентов природы зависят реки?

Учащимся предлагается вспомнить термины, относящиеся к реке, изученные в 6-7 классах. Учитель на доске, а ученики записывают их в тетради. При этом устно учениками даются определения понятий. В работу включается большинство обучающихся.

Река
Русло
Пойма
Исток
Устье
Притоки (правые и левые)

Верхняя, средняя и нижнее течение реки (примеры названия городов: Нижний Тагил, Верхняя Пышма, Верхняя и Нижняя Салда).

Речной бассейн
Бассейн океана
Речная сеть.
Учитель:

– От каких природных условий зависит густота речной сети?

Ученики:

– От рельефа и климата.

1. От рельефа зависит:

а) характер течения. Он бывает равнинный и горный. Равнинный характер – это ровное, плавное, медленное течение воды в реке.

Видно все мы с Волги иль Трускари
С Дона или Северной Двины
В наши реки медленные русские
До сердечной боли влюблены.

Горный характер – это быстрое и стремительное течение.

Терек воет дик и злобен
Меж утесистых громад
Буре плачь его подобен
Слезы брызгами летят.

б) Наличие на реках порогов и водопадов или их отсутствие.

в) Меандрирование реки (излучины).

г) Падение и уклон реки.

Для учащихся 8-го класса это понятия новые. Объяснение происходит в виде диалога.

2. Влияние климата проявляется через источники питания (дождевое, снеговое, подземное, ледниковое, смешанное) и режим реки (половодье, паводок, межень).

Понятие “годовой сток реки” раскрывается в форме монолога учителя.

В хорошо подготовленном классе на этом же уроке, а в слабом классе на следующем учащиеся выполняют следующую работу.

Класс делится на группы по 5-6 учеников. Они выбирают руководителя группы. Группа получает задание:

“Составьте рассказ об одной из рек по вашему выбору, используя географические термины, записанные в тетради, карты атласа, приложение к учебнику”.

Время выполнения задания – 10 минут. На выступление руководителя отводится 2-3 минуты. Лучший рассказ будет опубликован в гимназической газете, другие будут помещены в папку “Творческие работы учащихся”.

Задание доступно для учеников с разным уровнем подготовки, так как для них ясен общий замысел рассказа и последовательность изложения материала выбирается самими учащимися. Работать в группе интереснее, затрачивается значительно меньше времени. Ученики учатся слушать друг друга, в них воспитывается уважение к мнению одноклассников. В группе создается положительный эмоциональный фон, являющийся условием для раскрытия личности ученика. Такая работа помогает овладению географическим языком как частью географической культуры.

III. Закрепление.

  • К бассейнам каких океанов относятся реки России?
  • Назовите и покажите на карте крупные реки.
  • Какое влияние оказывает климат на внутренние воды?
  • Чем половодье отличается от паводка?
  • Почему Волга разливается весной, а Амур летом?
  • Объясните влияние рельефа на реки.
  • Что такое падение реки?
  • Для чего необходимо знать уклон реки?
  • Если уклон реки 3 метра на километр, то что можно сказать о скорости течения реки, о глубине долины, о судоходстве на ней.

Домашнее задание:

§12; вопросы к параграфу.

К следующему уроку подготовьте сообщение о болотах и озерах.