В процессе изучения географии материков и океанов у учащихся создаются представления о разных территориях земного шара, в том числе о крупных зональных природно-территориальных комплексах. Формирование представлений происходит одновременно с овладением учащимися основными географическими понятиями. Более того, формировать у учащихся верные географические представления об объектах и явлениях без опоры на понятия невозможно. Однако, изучая материки и океаны Земли по единому плану, нередко задумываешься о том, что информация, например, о дождевых лесах Африки, Южной Америки и Азии или о тропических пустынях разных материков содержит больше общих черт, чем подчеркивает индивидуальность территории. Значит важной методической особенностью отбора содержания школьного курса географии, является определение именно индивидуальности изучаемой территории. Для достижения наилучшего качества этой деятельности существуют разнообразные педагогические технологии, практика ставит перед нами задачи освоения и активного внедрения их в свою деятельность.
В этом плане мне глубоко импонирует обучение с применением компьютерных технологий. Уже сегодня многие ученики с компьютером на “ты”: они свободно разбираются в программах, выполняют различные операции, с удовольствием проводят с ним свое свободное время. Очень хочется, чтобы это время прошло с пользой. Современный учитель тоже должен подружиться с новым помощником.
Благодаря ресурсам ИНТЕРНЕТ, комплексу мультимедийных возможностей компьютера и большому разнообразию образовательных CD-дисков, работа по созданию уроков с применением новых информационных технологий становится увлекательной и для самого учителя.
Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения ещё более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так что учебные материалы с этих дисков можно использовать и независимо от программы. Собирая нужные документы по конкретным темам в предметные папки к каждому уроку, я использую их для самостоятельного составления компьютерного сценария урока с использованием программы презентации PowerPoint.
Эта программа позволяет полностью собрать все необходимые материалы к уроку, а затем продемонстрировать их в нужной последовательности на мониторе компьютера. В ней предусмотрены различные типы слайдов, содержащие разные формы подачи материала, и программы для работы с ними.
Сохраненные технологические карты к урокам распечатываются на листках с графическим или тестовым заданием, которые можно редактировать с учетом каждого класса.
В процессе изучения, например, географии материков и океанов у учащихся создаются представления о разных территориях земного шара, в том числе о крупных зональных природно-территориальных комплексах. В зависимости от способа, которым создается образ, это может быть представление памяти, т.е. воспроизведение увиденного. Образ, создаваемый учеником на основе географической карты, словесного описания, на основе рисунка или другого изображения, называется образом воссоздающего воображения. Применение компьютера позволяет совместить различные технические средства обучения с наглядными пособиями, упорядочить методический материал и эффективно использовать его на уроках. Большую помощь в формировании образов различных территорий или объектов могут оказать создаваемые учителем уроки-презентации в программе PowerPoint.
Использование на уроках программы PowerPoint приводит к целому ряду положительных эффектов:
- обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
- психологически облегчает процесс усвоения;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- позволяет получить представления о конкретных географических объектах, явлениях, территориях;
- возрастает уровень использования наглядности на уроке;
- повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Таким образом, все перечисленные функции соответствуют целям образовательного процесса и способствуют формированию верных географических представлений об объектах, территориях и явлениях у учащихся.
Для работы с изображениями и перевода их в нужные форматы можно использовать программу Adobe Photoshop. Программа достаточно проста и удобна для работы: изменение изображений, создание собственных рисунков, сохранение в нужном формате.
Время требует от современной школы иных подходов к обучению. Создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении вопросов, – это задачи, которые стоят перед педагогами. И решить некоторые из этих задач может помочь компьютер. Информационные технологии способствуют успешному изучению различных предметов, в том числе и географии.
Могу предложить примерное содержание урока-презентации на тему:
Природные зоны Африки.
Цели урока:
1) определить положение природных зон на материке Африка и показать их на географической карте.
2) познакомиться с характерными особенностями природных зон Африки, представителями флоры и фауны.
(Цели урока можно оформить в виде слайда. Приложение 1.)
1. Повторение темы “Климат и внутренние воды Африки”.
Вопросы для повторения (вопросы выделяются на отдельные слайды с соответствующими изображениями):
1) В каких климатических поясах находится Африка? Покажите на карте.
2) Почему при значительной протяженности материка с севера на юг Африка имеет небольшой набор климатических поясов?
3) На каком слоне Драконовых гор и почему выпадает больше осадков?
4) Определите типы климата:
- Осадков выпадает мало (менее 100 мл). Средняя температура воздуха в январе + 10?С, июльская + 38?С.
- Средняя температура и летом, и зимой +25?С – +27?С, равномерное выпадение большого количества осадков в течении всего года.
5) Какое влияние оказывает Бенгельское течение на количество осадков, выпадающих в прибрежных районах Западной Африки?
6) Почему в Южной Африке в пределах тропического климатического пояса выделяют две области, а в Северной – одну?
7) В каких климатических поясах самая густая речная сеть?
Ответ подтвердите при помощи карты.
8) На юге Африки протекает река, которая имеет “цветное” название. Имя реке дали буры – голландские переселенцы-колонизаторы, которые назвали ее в честь принца Оранского. Как называется эта река? Покажите на карте.
9) Длина реки с ее основным притоком Кагеррой – более 6600 км. Это одна из самых протяженных рек на планете. Назовите эту реку и покажите на карте.
10) Самый большой в ширину водопад находится на реке Замбези. Водопад низвергает огромную массу воды с относительно небольшой высоты – чуть более 100 м, имея при этом ширину до 1800 м. Местные жители называют его “Муси о тунья” или “Шонгве”, что означает “Дым, который грохочет” или “Кипящий котел”. Назовите и покажите на карте этот водопад. (Пример слайда)
11) Назовите и покажите на карте эти озера. (пример слайда)
2. Изучение новой темы.
Вернемся к целям нашего урока (демонстрация слайда; Приложение1)
Давайте вспомним, что же такое природная зона. ( слайд после ответов учащихся)
Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения (климата), почв, растительности и животного мира.
Образование зон обусловлено соотношением тепла и влаги.
Экваториальные леса расположены по обе стороны от экватора в бассейне реки Конго и вдоль Гвинейского залива к северу от экватора.
(демонстрация на слайде)
Демонстрация на слайде фотографий экваториальных лесов, представителей флоры и фауны экваториального пояса Африки (примерный слайд “Приложение2”). Вместе с демонстрацией учащиеся рассказывают доклады о типичных представителях данной зоны.
Примеры докладов об экваториальной зоне:
1) Растительность в экваториальных лесах – джунглях.
Экваториальные леса имеют несколько ярусов. Они вечнозеленые, деревья сбрасывают листья не сразу, а постепенно. Леса исключительно разнообразны по составу. Только одних деревьев — около 1000 видов. Верхний ярус образуют фикусы, пальмы и другие деревья, достигающие высоты 35-50 м. В лесу царствует сумрак, так как на з0-метровой высоте листва и переплетающиеся ветви образуют зеленый навес, через который едва пробиваются солнечные блики.
Многие породы деревьев ценятся своей древесиной. Среди них черное дерево, красное, железное и атласное.
Некоторые растения в джунглях взбираются на самые высокие деревья или активно обживают их ветви. Это помогает таким растениям выбираться из мрачной, влажной атмосферы, царящей в джунглях у самой земли, и приблизиться к свету, который щедро изливается на крышу джунглей. Растения-верхолазы обладают особыми корнями, стеблями и листьями, способными впитывать, передавать и хранить воду и питательные вещества.
В лесах существуют живые канаты, на которых Тарзан раскачивался. Они представляют собой прочные стебли вьющихся растений – лиан. Одни из них тонкие как нити, другие достигают толщины человеческого туловища. Существует легенда, что когда-то деревья в джунглях вздумали бунтовать, но кто-то усмирил их, обвязав канатами из лиан.
2) У карликового бегемота длина тела 1,7-1,8 м, масса до 250-270 кг.
бегемот до 19 века населял почти всю Экваториальную Африку, но сейчас в большинстве мест истреблен и сохранился лишь в Центральной и Восточной Африке, преимущественно в национальных парках Вирунга (Конго), Рувензори и Кабалега (Уганда). Бегемоты обитают в реках и озерах, предпочитая неглубокие водоемы с отлогими берегами и околоводной растительностью. Светлое время суток проводят в воде, где спят на отмелях и косах, а после захода солнца отправляются на кормежку.
Бегемоты прекрасно плавают, могут нырять, ходить и даже бегать по дну.
Карликовый бегемот населяет медленно текущие водоемы Центральной Африки. Он ведет скрытный и одиночный образ жизни. Детеныш карликового бегемота, рожденный на суше, весит около 5 кг. Карликовый бегемот редок, занесен в Международную Красную книгу.
3) Леопард может лазать по деревьям, где даже охотится на обезьян. Но в основном он охотится на земле. Леопард способен тихо подкрадываться к жертве и настигает ее несколькими быстрыми прыжками, а также подкарауливает добычу звериной тропы или водопоя. Он питается в основном разнообразными антилопами, оленями, косулями, реже грызунами, птицами, насекомоядными, и даже насекомыми. Отдельные особи охотятся и на домашний скот, леопард иногда нападает на человека, но реже, чем тигры или львы. В природных сообществах этот хищник играет важнейшую роль, регулируя численность копытных, уничтожая, в первую очередь, слабых и больных животных.
4) Окапи – родственники жирафа, обитающие только в Африке. Окапи относятся к малочисленнному виду. Ведут одиночный, ночной образ жизни. Окапи – животное с очень своеобразной внешностью. В первый момент не сразу и сообразишь, куда его причислить: то ли к антилопам, то ли к лошадям?
Как и само животное, так и его образ жизни, условия обитания, закономерности питания и особенности размножения – все это было неизвестно еще 20 – 25 лет тому назад.
Впервые из европейцев о нем узнал знаменитый исследователь Г. Стенли, который в 1890 году путешествовал в тропических лесах бассейна реки Конго.
Долгое время многое из жизни этого животного оставалось в тайне: были совершенно неизвестны условия обитания и размножения окапи. Оставалось неясным, чем они питаются. Установить же постоянное наблюдение за животными в неволе не удалось: немногие окапи, попав в зоопарк или зоосад, сравнительно быстро погибали. Только парижскому зоопарку, да и то после того, как буквально по крупицам были собраны некоторые сведения об этом животном, удалось в 1956 году получить потомство от окапи.
В настоящее время из 850 зоопарков мира окапи содержится примерно в 20 зоопарках (около 60 особей), из них многие родились уже в неволе. Хотя окапи и не такая уж редкость, все же их еще нельзя назвать обычными животными зоопарков.
Это крупное животное, длиной примерно 2 метра, весит 250 – 280 килограммов. У самцов пара небольших, покрытых кожей рожек, которые окапи сбрасывают ежегодно. Шея в отличие от жирафа не такая длинная. Объясняется это условиями обитания окапи. Животное населяет густые и труднодоступные леса, но в самом лесу предпочитает небольшие полянки и селится по берегам рек и ручьев, поросших кустарником, листья которого и составляют его основную пищу.
5) Мухи цеце относятся к семейству двукрылых насекомых. Самцы и самки мухи цеце питаются кровью позвоночных животных – слонов, носорогов, бегемотов, антилоп, а также нападают на человека. Муха цеце переносчик опасной болезни скота и человека.
Так же демонстрируются расположение остальных природных зон на континенте.
Слайды с видами и типичными представителями саванн и пустынь Африки сопровождаются докладами учащихся. Можно в слайды включить небольшие фильмы о данных территориях.
3. Домашнее задание.
Для закрепления пройденного материала учащимся предлагается дома заполнить таблицу, прочитав § 28.
Природные зоны Африки.
Природная зона | ГП |
Климатический пояс |
Почвы |
Флора и фауна |
Экваториальные леса | ||||
Саванны и редколесья | ||||
Полупустыни и пустыни |