ЦЕЛИ УРОКА: познакомить с новыми буквами, обозначающими два звука; довести до сознания детей, в каких случаях это бывает; ввести понятие “род имён существительных”.
2. Формировать навыки чтения работы с текстом, развивать фонематический слух, внимание, мыслительную деятельность.Продолжать знакомить со строением родного языка.
3. Воспитывать вежливость, аккуратность.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного. Актуализация знаний.
I) Слого – звуковой анализ слова;
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе (живот).
– Сколько слогов в слове “живот”? Какой слог стоит на первом месте? На втором?
– Назовите звуки первого слога. (ж ы)
– Какие буквы возьмём для составления этого слога?
– Охарактеризуйте звук (ж).(всегда звонкий и твёрдый)
– Какой у него парный глухой согласный звук? Что мы знаем о нём? (звук (ш) всегда твёрдый)
– А что мы знаем о правописании “жи ши “?
– Какие звуки в слоге “вот”?
II) ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
– Угадайте слово и наберите его в кассе букв и слогов.
Кот живёт у нас на крыше
А в чулане живут (мыши).
Не поедет без бензина, ни автобус, ни (машина).
По полям бегут ручьи
На дорогах (лужи).
Скоро выйдут муравьи
После зимней (стужи).
Повторить правописание “жи ши”
III). РАБОТА НАД ПОНЯТИЕМ “РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ”
ЖАБА ЖАР ЖАЛО
– Подставить к этим словам слова-местоимения ОНА, ОН, ОНО.
Слово “он” мы подставляем к предметам мужского рода, слово “она” – к предметам женского рода, а к остальным словам – “оно”, это средний род.
– Подберите слова, к которым можно подставить местоимение “он”.
– “Она”.
– “Оно”.
– Определите, к какому роду относятся слова: волки, ежи, стрижи, чижи, соловьи.
– Почему мы не можем определить род? (т.к. они стоят во множественном числе)
– Чтобы определить род надо слово поставить в единственное число. (Он – волк, он – ёж)
3. Постановка темы урока.
Колюч да не ёж? (ёрш)
– Сколько в слове слогов?
– Какой мы слышим первый звук? (й о)
– Наша задача на уроке – научиться выделять этот звук в словах и познакомиться с буквой обозначающей эти звуки на письме.
4. Работа над новым материалом.
I) Слого – звуковой анализ слов “ёжик” “ёлка”.
– Первый слог состоит из двух звуков (й о). Для их обозначения употребляется одна буква “ё”.
ЁЖИК | ЁЛКА |
(йожык) | (йолка) |
II) ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ,
НА букву Ё ты назовёшь
Три слова: ёлка, ёж и ёрш
И всё ужасно колко.
III) ЧТЕНИЕ С ДОСКИ.
ЁЖ | ЁЖИК | СВОЁ |
ЁР | ЁЛКА | МОЁ |
Вывод: буква ё – всегда ударная.
Чтение сказки учителем “Почему ё всегда ударная”? (см. Приложение 1).
Расскажи-ка буква
Как твоё житьё-бытьё?
Буква Ё даёт отчёт
– Ничего житьё течёт.
Я ударная всегда!
– Ой-ё-ёй, вот это да! (А. Шибаев.)
Провести анализ слов; житьё-бытьё.
Вывод; буква Ё даёт два звука, когда стоит в начале слова, после гласной и после разделительного мягкого знака
IV) Чтение слов с. 155 Русской азбуки.
– Найдите слова, в которых буква Ё даёт два звука.
Еще раз сделайте вывод, когда буква Ё даёт два звука.
V) Чтение с доски.
ТЁ – ТЁК | ЖДЁТ |
МЁ – МЁД | УТЁНОК |
НЁ – НЁС | КОТЁНОК |
– На что указывает здесь буква Ё?
Вывод; после согласного буква Ё обозначает один звук (о).
5. Закрепление.
Игра “Кроссворд”.
Надо придумать слова, чтобы буква Ё стояла в начале слова, в середине, в конце слова. (Ёршик,щётка,козёл, ружьё, теленок и т. д.)
Игра “Малыши заблудились” стр. 154.
– Какая часть слова помогает нам определить, что речь идёт детёнышах? (Львёнок – лев, слонёнок)
– Эта часть стоит перед корнем или после него?
– Как же называется часть, которая стоит после корня и служит для образования однокоренных слов?
– Прочитаем стихотворение Б. Заходера.
– Как зовут малыша у ежа, лисы, волка, медведя?
– Как называется та часть слова, которая стоит после корня и помогает образовывать новые слова?
6. Итог урока.
– С какой буквой мы сегодня познакомились?
– Что мы о ней узнали?