Урок алгебры в 9-м классе по теме: "Решение неравенств методом интервалов"

Разделы: Математика


Цели:

– расширение знаний учащихся по теме “Решение неравенств с одной переменной”;

– формирование умений и навыков решать неравенства методом интервалов по алгоритму;

– воспитание математической строгости при оформлении заданий.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений и навыков.

Оборудование: – карточки с алгоритмами;4

– карточки с заданиями;

– цветной мел.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности.

3. Актуализация опорных знаний и умений:

1). Индивидуальная работа (два человека на боковой доске).

Решить неравенство:

I.  х2<=25;
II.  х2+7х+20<0.

2) Устная работа (весь класс):

а) Сравнить с нулем у(0), у(2), у(5), если у(х)=(х-1)(х+2)(х-3); у(х)=(х-1)(х+2)/(х-3).

б) Найти нули функции: у=(2х+11)/10;

у= Зх2-12;
у=(х+5)(х-7);
у=х2+7х+12.

в) Найти область определения функции:

у=х2+10х;
у= (7х+1)/(х2-3х) ;
у= .

4. Изучение нового материала.

1). По графику непрерывной функции y=f(x) определить значения х, при которых f(x)>0, f(x)<0.

Свойство: Если на интервале (а;b) функция непрерывна и не обращается в нуль, то она на этом интервале сохраняет постоянный знак.

2). Сформулировать алгоритм решения неравенства методом интервалов.

Алгоритм решения неравенств методом интервалов.

1. Привести неравенство к виду f(x)>0, f(x)>0, f(x)<0, f(x)<0. Выделить функцию y=f(x).

2. Найти область определения функции.

3. Найти нули функции, решив уравнение f(x)=0.

4. Отметить на координатной прямой промежутки, на которые область определения разбивается нулями функции.

5. Определить знак функции на каждом промежутке.

6. Рассмотреть полученный рисунок и записать решение в виде промежутка, учитывая знак исходного неравенства:

– если f(x)>0, то выбираем промежуток со знаком “+”;

– если f(x)<0, то выбираем промежуток со знаком “-”.

5. Первичное применение приобретенных знаний, умений и навыков.

Пример 1. Решить неравенство (х+2)(х-3)(х+5)>0.

Рассмотрим функцию f(x)=(x+2)(x-3)(x+5).

D(f)=R.

Найдем нули функции, решив уравнение f(x)=0:

(х+2)(х-3)(х+5)=0;

Нули функции разбивают D(f) на промежутки, в которых функция сохраняет знак.

f(-10)<0,

f(-3)>0;

f(0)<0;

f(10)>0.

Решением данного неравенства является множество значений х, при которых f(x)>0. Из рисунка видно, f(x)>0 при хє (-5;-2)U(3;+).

Ответ: (-5;-2)U(3;+).

Р(х)

Пример 2. Рассмотрим дробно-рациональную функцию у= Q(x) , где Р(х) и Q(x)-многочлены. Значения х, при которых Q(x)=0, разбивают область определения функции на промежутки непрерывности, на которых свойства непрерывной функции выполняются.

Решить неравенство (7-х)(х+2)/(2х-1)?0.

Рассмотрим функцию f(x)= (7-x)(x+2)/(2x-l).

D(f)=(–;0,5)U(0,5;+).

Найдем нули функции, решив уравнение f(x)=0:

f(x)=0, если (7-х)(х+2)=0, а 2

х=7,

х=-2.

Нули функции разбивают D(f) на промежутки, в которых функция сохраняет знак.

f(-10)>0;
f(0)<0;
f(5)>0;
f(10)<0.

Решением данного неравенства является множество значений х, при которых

f(x)<0. Из рисунка видно, f(x)<0 при х є [-2;0,5)U[7;+ ).

Ответ: [-2;0,5)U[7;+ ).

6. Творческий перенос знаний, умений и навыков в новые условия.

На карточках, лежащих на столах, подпишите ФИ. В графе “Задание” найти ошибку в решении неравенств и внести исправления в графу “Комментарии”. На выполнение работы минут.

Приложение

7. Итоги урока.

8. Домашнее задание. I – № 132(а, в), 135(а, б)

II — приготовить проект по теме “Решение неравенств с одной переменной”.