Цели урока: Организовать деятельность учащихся для формирования представления о Великом князе земли Русской – Владимире, о принятии Русью христианства; содействовать развитию познавательной активности, речи учащихся; прививать интерес к истории родного государства; воспитывать уважение к прошлому своей страны.
1. Оргмомент.
– Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте поприветствуем их, улыбнёмся гостям, теперь друг другу и начнём наш урок.
2. Сообщение цели урока.
СЛАЙД. – Сегодня мы совершим путешествие во времени. Мы вернёмся на
1000 лет назад в Древнюю Русь к нашим предкам.
СЛАЙД. – Кто такие предки? (лексическое значение слова предки).
– Найдите корень в этом слове, что он обозначает?
Предки – пред-, т.е. перед чем-то, следовательно,
предки – это люди, которые жили перед нами.
– Кто наши предки? (славяне)
– Исходя из этих рассуждений, подумайте, а кто тогда мы с вами?
(по отношению к предкам мы – потомки)
СЛАЙД.
– Как вы думаете, а нужно ли нам, потомкам, знать, как жили наши древние предки? Зачем?
(об истории своей семьи, о древе семьи)
3. Повторение. Актуализация изученного.
Задание 1.
– Расположите карточки с именами первых русских князей в том порядке, в каком они правили Русью.
Олег, Рюрик, Игорь, Ольга, Святослав.
СЛАЙД. (Проверка: Рюрик – Олег – Игорь—Ольга – Святослав)
Задание 2.
– Что вы знаете о самом первом русском князе Рюрике?
СЛАЙДЫ. (Рассказы детей о каждом из князей)
Князь Рюрик
Славяне страдали от частых набегов захватчиков, и ни одно племя не хотело уступать другому право на правление государством. И было принято решение пригласить на княжение Рюрика, который не связан был ни с одним из племён. Так Рюрик стал первым князем древнего государства Русь.
У Рюрика был сын Игорь, но когда Рюрик умер, тот был ещё маленьким и править не мог. Поэтому князем после Рюрика стал его давний родственник – Олег.
Князь Олег
Князь Олег объединил все русские земли, образовал государство – Киевскую Русь, а город Киев сделал столицей. Он приказал строить новые города, но для этого нужно было много золота. В те далёкие времена война считалась благородным делом, и князь Олег решил совершить военный поход на богатую Византию. Во время похода он обманным путём захватил город, но не сжёг его, а подписал первый на Руси торговый договор. После возвращения князя Олега прозвали Вещим, т.е. мудрым. Он прославился тем, что основал государство Киевскую Русь и подписал первый на Руси торговый договор. Княжил Олег на Руси 33 года.
Князь Игорь
После смерти Олега на Киевский престол вступил сын Рюрика – князь Игорь.
У Игоря была жена Ольга – красавица и умница. Игорь часто объезжал свои земли по разным делам. Однажды он собирал дань – золото и дорогие ткани, и на обратном пути ему показалось, что мало взяли дани, решили вернуться за остальной частью. Но когда он вернулся, убили и его, и всю его дружину. И стала править Киевской Русью Ольга.
Княгиня Ольга
Княгиня Ольга решила отомстить за смерть Игоря. Она потребовала с того народа, который убил её мужа небольшую дань – по 3 голубя и 3 воробья с каждого двора. Когда птиц собрали, Ольга раздала их своим воинам и велела им к каждому голубю и воробью привязать серу, обернув её в платочек. А когда стало смеркаться, велела воинам поджечь серу и отпустить птиц. Голуби и воробьи полетели в свои гнёзда. Загорелись голубятни, башни, дома, горело всё, и люди побежали из города. Дружина Ольги дотла сожгла город, так Ольга отомстила за смерть Князя Игоря. Почти 20 лет правила княгиня Ольга Русью, пока не возмужал её старший сын Святослав. Ольга была первым человеком, принявшим христианство. Но она не смогла уговорить принять христианство больше никого, даже своего сына Святослава, тот боялся, что над ним все будут смеяться. На Руси княгиню Ольгу помнят, как мудрую правительницу.
Князь Святослав
Князь Святослав – сын Игоря и Ольги. Когда ему было всего 3 года, он вместе со своей матерью во главе большого войска отправился мстить древлянам за смерть своего отца. Именно он начал сражение, бросив копьём в древлян. Таков был обычай – князья в любом возрасте сражались впереди своих дружин и первыми начинали бой. В 3 года Ольга отдала своего маленького сына на воспитание в дружину, здесь мальчика посвятили в князья: ему состригли детские волосы и оставили на лбу чуб – знак мужчины, а не ребёнка. Когда Святослав вырос, он стал собирать дружину, в ней были храбрецы со всей Руси. Дружина была беззаветно предана своему князю. Его отличала храбрость, смелость, страсть к дальним военным походам. Но все его поступки служили государству. Князь Святослав был человеком суровым, но скромным и справедливым. В походах еду для себя и своих воинов добывал охотой, спал на голой земле. Он был очень честным, даже по отношению к врагам. Он никогда не нападал тайком. Собираясь на войну, он предупреждал врагов словами: “Иду на вы!” Под стать Святославу были и его воины, храбрые и отважные. Тысяча лет прошла с тех пор, но до сих пор люди помнят слова князя Святослава: “Не посрамим Земли Русской”. Он призывал защищать слабых, не нарушать данное слово, исполнять свой долг перед Родиной и близкими.
Задание 3.
– Что вы знаете о духовной жизни славян?
(Они были язычниками)
– Во что верили наши предки?
СЛАЙД.
– Мы с вами тоже язычники? (мы христиане)
– Сегодня мы с вами и поговорим о том, как же люди пришли к тому, чтобы быть христианами.
СЛАЙД. Тема нашего урока: “ПРИНЯТИЕ РУСЬЮ ХРИСТИАНСТВА”
СЛАЙД. Нам нужно исследовать такие вопросы: кто из русских князей крестил нашу Русь и людей русских, и чем обогатилась Русь после Крещения.
4. Новый материал.
СЛАЙД. (Учитель) – У Святослава было 3 сына: законные сыновья – Ярополк и
Олег, и Владимир – от незаконной жены-рабыни.
Каждый из них княжил в отведённом отцом уделе. Но в те времена даже между братьями – князьями были ссоры и войны. Во время таких междоусобиц погибли законные сыновья Святослава, и остался Владимир – единым правителем Руси.
СЛАЙД. – Кто же был следующим правителем после Святослава?(князь Владимир)
Он тоже был язычником, почитал главного языческого бога – Перуна. Велел повсюду расставлять деревянных идолов – богов и приносить им жертвы.
– Сейчас самостоятельно прочитайте текст из специальных книжек и ответьте на вопрос,
Чем прославился князь Владимир в начале своего правления?
(Дети читают самостоятельно)
Текст №1. Князь Владимир прославился своими знаменитыми пирами. Эти пиры длились много дней и недель. На пирах восхваляли воинов за их победы в сражениях.
Чтобы не голодали бедные для них тоже накрывали столы прямо на улице и каждый мог прийти поесть. А между пирами по приказу Владимира развозили пищу по городу на телегах и раздавали нищим и больным.
Ничего не жалел князь для своей дружины. В то время пол – Европы ели руками, а князь Владимир приказал для своих дружинников выковать драгоценные ложки.
5.
Физминутка.– Представьте, что вы дружинники князя Владимира, вы вернулись из военного похода. Вы защищали свою Родину – Русь. Теперь вам нужно отдохнуть, набраться сил, напитаться добротой. Представьте, что вы находитесь в том месте, где вам спокойно и хорошо, вас окружают друзья, готовые всегда прийти на помощь. Возьмите друзей за руки, почувствуйте, как согреваются ваши руки, ваше тело, ваша душа. У вас появляются новые силы: силы добра, радости. У вас доброе, согревающее душу настроение. Вы готовы дарить окружающим радость и добро, всегда помогать и защищать друг друга и свою Родину.
(Учитель) – Князь Владимир постоянно заботился об укреплении
Древнерусского государства. Он защищал Русь от врагов, воевал с теми, кто мешал её процветанию. На рубеже Киевской земли создал ряд городов-крепостей, один из них – город-крепость Белгород.
Он понимал, что для объединения и укрепления русских земель важна была одна общая для всех вера.
Из своего детства Владимир помнил, что его бабушка княгиня Ольга была православной христианкой, а она была мудрейшей из людей, следовательно, её вера была самой правильной.
И решил князь Владимир стать христианином, принять крещение в городе Херсонес (Корсунь). О том, как это происходило, вы узнаете прослушав информационные видеоматериалы.
Д И С К – (Мультимедийное приложение к урокам православной культуры) –
“Как была КРЕЩЕНА РУСЬ”.
(Учитель) – Объявив на Руси новую веру, Владимир и сам отдался ей всей душой. Крещение полностью преобразило Владимира, он стал противником войн, грабежей и убийств, потому что искренне боялся греха перед Богом.
– Прочитайте следующий текст из книжки и ответьте на вопрос,
СЛАЙД. Чем обогатилась земля Русская по принятию христианства?
- Русские люди стали осознавать себя единым народом;
- Укрепилось государство;
- Русь перестала быть варварской страной (потому что христианство запрещало убийства, учило быть милосердными к другим людям);
- Строились церкви и школы на тех местах, где раньше стояли идолы богов;
- Стали появляться церковные книги, а значит, распространялась грамотность;
- Люди стали лучше относиться друг к другу.
– Чем же обогатилась русская земля после Крещения?
– Кто крестил Русь?
– В каком городе крестился сам князь Владимир?
Вывод:
СЛАЙД. Великий князь Владимир в памяти народной получил имя
Владимира Красное Солнышко. Как креститель Руси он был объявлен
церковью святым.
СЛАЙД. – Память о Великом князе Владимире, который крестил Русь, на Белгородчине чтут. В Белгороде есть памятник князю. Величественно возвышается князь Владимир над всеми. В руке он держит крест и как бы крестит землю нашу Белгородскую. Он защищает всех нас от врагов и бед.
6. Тестирование.
– Сейчас вы поработаете самостоятельно. Три ученика будут работать с компьютерами (тесты), остальные с листочками.
7. Проверка тестов.
СЛАЙДЫ.
1. Указать имя князя, при котором Русь приняла Крещение.
а) Рюрик,
б) Владимир,
в) Ярослав,
г) Олег.
2. В каком городе крестился князь Владимир?
а) в Новгороде,
б) в Киеве,
в) в Корсуне (Херсонесе),
г) в Константинополе.
3. Какое имя при крещении получил князь Владимир?
а) Иоанн,
б) Василий,
в) Константин,
г) Владимир.
4. Для кого Владимир распорядился снарядить телеги, наложив на них продукты?
а) для дружины,
б) для больных и нищих,
в) для византийских правителей.
5. Кем приходился Владимир Красное Солнышко великой княгине Ольге?
а) сыном,
б) внуком,
в) братом,
г) мужем.
8.
Оценивание своих работ (самооценка)СЛАЙД. – КРИТЕРИИ
9. Д.з. с.122-123.
с. 122-123, сообщение на тему “Крещение Руси”.
с.122-123, кроссворд на тему “Крещение Руси”.
СЛАЙД
10. Итог. Рефлексия.
– Закончить предложение:
1. На уроке я узнал …
2. Самым интересным на уроке для меня было …