Цель учителя: создание условий для усвоения учащимися учебного материала на уровне получения новых знаний.
Задачи учащихся:
- Изучить понятие “Физико-географическое положение (ФГП) материка”, определить особенности ФГП южных материков и их влияние на природу.
- Выявить основные черты рельефа южных материков и размещение полезных ископаемых.
- Получить представления об особенностях климата, внутренних вод и природных зон, обусловленных географическим положением и общей историей развития южных материков.
- Познакомиться с почвенной картой, учиться ее читать.
Тип урока: Получения новых знаний и первичного закрепления материала.
Форма урока: Беседа с элементами практикума.
Оборудование: Настенные карты (физическая карта мира, физическая карта Африки), учебник (Коринская В.А. и др. География материков и океанов, 7-й класс. – М.:, Дрофа, 2002), атлас по географии для 7-го класса, презентация на СD-диске (Приложение 1), проектор, экран.
Содержание урока:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
- Первичное закрепление изученного материала.
- Подведение итогов урока, рефлексия.
- Домашнее задание.
Изучение нового материала
Учитель: Уважаемые путешественники! На предыдущем уроке мы с вами завершили плавание по океанам планеты. Надеюсь, что оно было для вас увлекательным и полезным. Но не менее интересно будет узнать, а что же ожидает нас на суше?
Напомните мне, сколько материков нам предстоит посетить? Верно, шесть. А маршрут по суше мы проложим, познакомившись с содержанием раздела II учебника (с.317-318). В каком порядке мы будем изучать материки? (южные – Африка, Австралии и Океания, Южная Америка, Антарктида, и северные – Северная Америка и Евразия).
Сегодня мы обратим наше любопытство к южным материкам.
1. Состав группы южных материков (беседа по вопросам):
- Почему эти четыре материка относят к группе южных материков?
- Частью какого материка они были раньше?
- Какие общие черты природы материков следует ожидать вследствие такого местоположения и истории развития?
2. a) Понятие “ФГП материка”, план его описания (объяснение содержания термина учителем, запись определения в тетрадь учащимися).
Физико-географическое положение материка – это положение материка относительно поверхности Земли, других географических объектов, оказывающих влияние на его природу.
б) Как географическое положение влияет на особенности природы материка? (беседа).
- От географического положения зависит количество получаемого поверхностью материка солнечного тепла и осадков, их распределение по временам года.
- Климат определяет характер почвенного покрова, размещение природных зон с различной флорой и фауной.
в) Особенности ФГП южных материков (самостоятельная работа по изучению плана описания ФГП материка (стр.311 учебника):
- Прочтите пункты плана.
- Выясните, чем похож план описания географического положения материка и план описания географического положения океана. В чем их различие?
- Вспомните, что такое “меридиан”, “параллель”, “экватор” и “нулевой и 180-й” меридианы, “географические координаты”.
- Как определить протяженность (длину) материка по карте?
Подсказки:
- Длина 1 градуса меридиана равна около 111 км, длина 1 градуса параллели различна.
- Для определения длины в градусах нужно найти координаты крайних точек материка и произвести арифметические действия: сложить данные, если точки находятся в разных полушариях, вычесть из большей величины меньшую, если точки находятся в одном полушарии.
Далее – тренировочные задания по определению протяженности материков в градусах с севера на юг по вариантам: I в. – Африка, II в. – Южная Америка, III в. – Австралия.
1. Общие черты рельефа и размещения полезных ископаемых (рассказ учителя о формировании материков и их движении с привлечением данных теории литосферных плит).
В процессе формирования и движения материков большую роль играет движение земной коры.
- Какие виды движения земной коры вы знаете?
- К чему они приводят?
С появлением атмосферы и биосферы начался процесс интенсивного преображения поверхности Земли.
Задание: Рассмотрите физическую карту мира в атласе и ответьте на вопросы:
- Какие две крупные формы рельефа выделяются на материках?
- Какая из них занимает большую площадь?
- Где на материках располагаются крупные горные системы? Почему именно там?
Задание: Найдите в тексте учебника (стр.101) ответ на вопрос: что общего в строении современных материков?
Далее – рассказ учителя о полезных ископаемых южных материков (учащиеся изучают карту строения земной коры, условные знаки и размещение полезных ископаемых на материках):
- Магматические: руды черных и цветных металлов, алмазы, благородные и редкие металлы и другие (в горах и на равнинах).
- Осадочные: нефть и природный газ, фосфориты, каменный и бурый уголь и другие (на равнинах, сложенных толщами осадочных пород).
Вывод: Данные о единстве геологического строения материков позволяют геологам открывать месторождения в сходных условиях (нефть в Гвинейском заливе и у восточных берегов Южной Америки, каменный уголь в Южной Африке и в Антарктиде).
2. Общие особенности климата и внутренних вод.
Учитель: Климат определяет основные особенности природы материков, а также хозяйства и быта населения.
Беседа по заданиям:
- Вспомните климатообразующие факторы (количество солнечного тепла, господствующие воздушные массы и их движение, влияние океанов, характер подстилающей поверхности).
- Прочтите текст учебника на стр.103-105.
- Расскажите о климатических условиях южных материков (кратко охарактеризуйте климатические пояса).
Учитель: Внутренние воды материков (реки, озера, подземные воды, ледники) зависят от климата и рельефа.
Беседа по вопросам:
- В какой океан несут воды реки Африки и Южной Америки? Почему? Назовите самые полноводные реки этих материков.
- Почему многие реки имеют много водопадов и порогов?
- В каких климатических поясах наибольшая сеть рек и много озер? Почему?
- В каком климатическом поясе мало рек и озер? На каком материке их нет?
- Как люди используют подземные воды, которых в недрах южных материков избыток?
3. Почвенная карта.
Учитель: Почвы – один из компонентов природной зоны. Расположение основных типов почв на земной поверхности и на каждом материке показано на тематической карте, которая носит название почвенная карта.
Далее осуществляется анализ почвенной карты атласа, обучение учащихся ее чтению.
4. Особенности расположения природных зон.
Учащиеся самостоятельно знакомятся с расположением природных зон на материках, читая текст учебника (с.107-109) и сообщая классу полученную информацию.
Первичное закрепление изученного материала
(фронтальная беседа по вопросам):
- Каковы особенности географического положения южных материков?
- Назовите общие черты рельефа южных материков. Чем они объясняются?
- В каких климатических поясах расположена большая часть материков, а в каких меньшая?
- Как зависит характер течения реки рек Нила и Амазонки от рельефа?
- Какие природные зоны занимают большую площадь и почему?
Домашнее задание: Изучить §§ 21-23, по желанию: подготовить сообщение об истории открытия и исследования Африки европейцами.