Тема четверти: В чем сила музыки?
Тема урока: “От сердца это исходит и к сердцу должно привести” Л.Бетховен.
Цель урока: Организация процесса присвоения художественного произведения и условий для его личностной трактовки каждого учащегося.
Задачи урока:
- показать возможности искусства как средство общения между людьми;
- создать условия для применения усвоенных знаний на практике, их закрепления;
- развивать умение содержательно и лаконично излагать свои мысли об искусстве, “вжиться” в художественный образ, проявить свою оригинальность в трактовке.
Тип урока: обобщающий.
Жанр урока: комбинированный с элементами интервью.
Подготовительный этап (на уроке или в виде предварительного домашнего задания): каждый ученик выбирает себе музыкальное произведение, композитора, о котором готовит рассказ. Также изготавливается табличка с названием произведения, именем композитора; учащиеся могут использовать портреты композиторов, иллюстрации, связанные с жизнью и творчеством композитора.
На уроке все рассаживаются кругом за столами, у каждого на столе (или приколота на грудь) заготовленная табличка, которая указывает, что именно учащийся представляет. Учитель готовит к звучанию или исполнению произведения, представленные учащимися на табличках. ( и далее выполняет в основном функции звукооператора).
Содержание урока
Вступление. Учитель: Тысячи лет существует музыка на земле, и тысячи лет люди снова и снова пытаются ответить на этот вопрос: “Почему музыка волнует и трогает? Почему к ней, как к солнечному свету, тянутся не только люди, но и животные, и даже растения? И почему именно с музыкой связывает человек свои представления о прекрасном, когда, желая высказать высшую прелесть мира, он говорит: “музыка природы”, “музыка души”?..”
Есть внутренняя музыка души…
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум.
Не заглуши
Её с годами, буднями и бытом!
Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Её имеют многие.
Дитя
Лишь обладает ею в совершенстве.
Учитель произносит вступительное слово по теме занятия и ставит проблему “В чем сила музыки?” (Избирается “журналист”. Он подходит к произведению-ученику, композитору-ученику и задает вопрос: “Что вы хотели сказать нам, живущим в XXI веке?”, “Нам всегда хочется слушать вас – почему?”)
В классе звучит третья часть из III симфонии (1883 г.) И.Брамса (фрагмент).
Журналист: – Как вы думаете, эта музыка создана в наше время?
Ученик: – Эта музыка выражает чувства, переживаемые в любые времена.
Журналист: – Я думаю, стоит обратиться к произведению.
Ученик:
Произведение: – Я – симфония была создана в 1883 году немецким композитором
Иоганнесом Брамсом. <Приложение: слайд 2> Меня называют “Трагической”.
Журналист: – Как вы думаете, почему автор дал именно такое название своему произведению?
Ученик: – В этой музыке присутствует грустное, печальное, скорбное настроение.
Журналист предлагает классу создать “Партитуру чувств” (проводится дидактическая игра с группой учащихся) В результате игры школьники постигают такие понятия:
- искусство – “язык чувств”;
- интонация – музыкальный образ;
- развитие, драматургия, композиция;
- вопрос-ответ;
- содержание (контрастные понятия);
- проблемная ситуация;
- пластическое интонирование.
Журналист: – Согласны ли вы с тем, что настроение в этой части изменяется?
Ученик:
Произведение: – Моё настроение изменяется в средней части. Оно становится грустно-просветленным. Возможно, автор вспоминает ушедшее счастье. Характер музыки меняется с песенного на танцевальный.
Журналист: – Что, по вашему мнению, придает этой музыке необыкновенную певучесть?
Ученик:
Произведение: – Мелодия. Меня хочется напевать, я льюсь из самого сердца. Мне свойственна необычайная широта мелодического дыхания.
Журналист предлагает группам учащихся по цепочке исполнить главную мелодию 3 части.
Журналист: – Почему вас – главную мелодию исполняют виолончели?
Ученик:
Произведение: – У этого инструмента особенно выразителен верхний регистр, где тембр приобретает напряженный, лирико-патетический характер. Кантиленная мелодия звучит проникновенно, будто говорит.
Журналист: – В чем же состоит притягательность этой музыки?
Ученик:
Произведение: – Музыка поражает необычайным богатством оттенков, переходов от одного состояния к другому, сопоставлениями и взаимосвязями контрастных образно-эмоциональных сфер. Я буду всегда звучать, в любые времена, так как вызываю у вас прекрасные чувства и настроения и рассказываю об отношении композитора к событиям из его жизни.
Журналист: – Были ли в вашей жизни наблюдения о том, как музыка объединяет людей?
Ученик: – Силу и мощь людского единения мы наблюдаем в хоровой музыке. Это песни-гимны.
Учащиеся исполняют “Гимн славян” муз.Адамовича. <Приложение: слайд 1>
Журналист: – Мы знаем, что гимн – это хвалебная песнь.
Ученик: – Когда появились первые гимны?
Журналист: – В древности гимны слагали в честь богов и героев. Шли века, и хвалебные песни становились другими. Содержанием гимна стало прославление благородной и возвышенной идеи. А что вы прославляете в своем произведении?
Ученик:
Произведение: – Славян. Это крупнейшая в Европе группа родственных по языку и культуре народов. В гимне поется о дружбе, единстве в вере, любви к Родине, то есть прославляются самые лучшие качества людей.
Журналист: – А насколько музыка созвучна тексту гимна?
Учащимся предлагается 1 фразу гимна исполнить в миноре. После исполнения ребята улыбаются, понимая, что нарушена жизненная правда произведения.
Ученик:
Произведение: – Национально-патриотическая основа текста гимна как будто сливается с такими средствами музыкальной выразительности, как пунктирный ритм, мажорный лад, а куплетная форма, простота и доступность мелодии делают это произведение и родным по духу. Мелодия идет от сердца к другому сердцу. Все эти грани произведения создают образ любви, патриотизма, ценностного отношения к миру, людям.
Журналист: – Мы убеждаемся с вами в том, что музыка имеет волшебную силу воздействия на все живое. А какие вам известны сказки, предания, рассказы о волшебной силе музыки?
Учащиеся называют.
Журналист: – Как вы думаете, какая музыка больше нужна человеку?
Ученик: – Радостная, веселая, чтобы поднять тонус.
Журналист: – Так ли это? На этот вопрос вы дадите ответ сами в конце нашего разговора. А сейчас мы дадим высказаться музыке.
Звучит “Мелодия” К.Глюка <Приложение: слайд 3> из оперы “Орфей” в исполнении ученицы 6 класса (флейта) и учителя музыки (фортепьяно).
Ученик:
Произведение: – Музыка по-разному способна воздействовать на людей, вызывать множество оттенков чувств, настроений.
Журналист: – Ребята, а вы помните где в опере звучит мелодия?
Учащиеся вспоминают сюжет.
Ученик:
Произведение: – Во второй картине оперы открывается чарующий пейзаж Элизиума – обители безгрешных душ, именно там находится Эвридика – возлюбленная Орфея.
Журналист: – Как композитор рисует своими красками эту картину?
Учащиеся могут использовать результаты своих самостоятельных творческих работ, проведенных ранее.
Ученик:
Произведение: – В музыке царит светлый покой и созерцательная лирика. Особенно прекрасно соло флейты, ставшее широко известным в многочисленных обработках под названием “Мелодии”.
Журналист: – Что хочет сказать нам композитор “Мелодии”?
Ученик:
Произведение: – Он уважает, ценит чувство героя, его преданность любимой. Это откровение композитора, нежно-прозрачное, отмеченное бесподобной пластической красотой. Широкого дыхания минорная мелодия неспешно разворачивается на фоне мерно пульсирующего ритма сопровождения, постепенно всё более властно захватывая внимание слушателей. Первые звуки божественной мелодии могут совершить чудо.
Журналист: – А в чем же оно заключается?
Ученик:
Произведение: – Это чудо перерождения человека под влиянием музыки. Все проблемы, огорчения, обиды просто растворяются, и начинаешь смотреть на окружающий мир по-другому.
(При желании учащихся, “Мелодию” можно прослушать в записи.)
Журналист: – Я знаю, что ребята из вашего класса ценят великое искусство – музыку, слушают и исполняют ее.
(На сцену приглашается ученица. Звучит Полонез Огинского) <Приложение: слайд 4>
Журналист: – Почему тебе понравилось это произведение?
Исполнитель: – Когда я впервые услышала эту музыку, а было это в 6 лет, мне казалось, что прекрасней этой музыки не существует. И, поступив в музыкальную школу, я только и ждала, когда мой педагог разрешит учить полонез. Давайте пригласим самого композитора и зададим ему свои вопросы.
Композитор: – Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно, что я приглашен к вам на урок и моя музыка волнует ваши сердца и сегодня.
Журналист: – Мы слушали полонезы Шопена. Они яркие, торжественные, праздничные, а ваш наполнен грустью, волнением. Кому вы посвятили свой полонез?
Композитор: – Это произведение посвящено моей родине.
Журналист: – Ваш полонез называется “Прощание с Родиной”. Почему прощание?
Композитор: – Я всегда мечтал о свободе и независимости моей отчизны. В дар родине я отдал все имущество. В 1794 г. я был участником повстанческого движения. Но после поражения восстания, я эмигрировал. И первым моим сочинением на чужбине был полонез “Прощание с Родиной”.
Журналист: – В музыке полонеза мы ощущали смену настроений. Что вы чувствовали, сочиняя эту музыку?
Композитор: – Грусть, тревогу, любовь и нежность.
Журналист: – Музыкальные темы в полонезе необыкновенно выразительны. У кого вы учились музыке?
Композитор: – Моим учителем был известный русский композитор Иван Козловский – автор гимна Российской империи. Я буду всегда благодарен своему учителю. Он помог мне в трудные минуты жизни, большая часть моих произведений была издана в России, а в 1802 году я получил звание русского сенатора.
Журналист: – Что бы вы пожелали ребятам нашего класса?
Композитор: – Музыка – это единственное в мире искусство, затрагивающее самые тайные струнки души. Желаю вам никогда не расставаться с музыкой.
Журналист: На уроке звучала разная музыка. Разная не только потому, что её сочинили композиторы разных стран, а прежде всего, потому, что в ней были воплощены очень разные стороны человеческой жизни. Поэтому она очень по-разному способна воздействовать на нас, на людей, а через людей на жизнь. Мне хочется поблагодарить всех участников нашей встречи и посвятить эти строки музыке:
Ты одна разрыть умеешь
То, что так погребено,
То томишься, стонешь, млеешь,
А потом похолодеешь
И летишь в окно.
А.Ахматова