В современных социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути призванному сформировать экономическое мышление, привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения. Действительность требует воспитание в молодых людях активного отношения к реальным условиям и способствует этому именно практическая и исследовательская деятельность.
Под социализацией личности мы понимаем процесс активного нахождения человеком своего места в жизни. И мы хотим, чтобы наши дети смогли правильно выбрать свой жизненный путь. Сущность социализации можно определить и таким образом: “что, социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны усвоение индивидом (ребенком) социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны – это процесс активного включения в социальную среду. То есть через свою активность ребенок приспосабливается к определенным занятиям, получает навыки, участвует в обмене опытом. Поэтому подготовку к самостоятельной активной жизни в обществе надо осуществлять через формирование у ребенка разумного выбора. Именно разумного, а не по принципу как все. Как дойти до детей, чтобы они перенимали и осваивали опыт положительный? На каком уровне должно происходить ознакомление и осваивание предлагаемых детям понятий - теоретически или представление в сознании? Ответы на эти вопросы, учитывались при разработке данного курса.
Курс “Будем знакомы - экономика” выполняет кроме познавательной деятельности, еще и интерактивную функцию в системе образования школьников.
Цели данного курса:
1. Деятельность учащихся направить на усвоение экономических знаний, через собственный жизненный опыт, и тот, который будет создан на занятиях.
2. Способствовать овладению общепринятыми способами действия в сложившейся экономической ситуации.
3. Содействовать отработке приемов, алгоритмов действий при решении познавательных задач в области экономики.
4. Развивать у учащихся экономическое и логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения.
Практические умения и теоретические знания, полученные в ходе практической экономической деятельности являются хорошей мотивационной основой для обучения учащихся по предмету, дальнейших самостоятельных исследований подобного рода, а также для профессиональной ориентации школьников.
Оригинальность курса в том, что вместо обычных традиционных уроков -деловые игры, практические занятия на реальных ситуациях, лекции и семинары.
Занятия разрабатывались с учетом уровня подготовленности учащихся, для слабых исполнительский (подготовка карточек, оформление терминов, рекламных проспектов, работа с литературой на уровне пересказывания текста, и т.д.),для средних репродуктивный (переработка материала, составление конспекта, плана и заданий практического характера), для способных детей проектная деятельность, через составление основы для организации своего бизнеса.(бизнес-план). А все вместе ребята представляют себя в роли менеджеров, брокеров, маркетологов и других профессий современного общества.
Этот курс предусматривает применение проектного подхода, что позволяет педагогу использовать современные информационные технологии и вариативность обучения, а учащимся – подобрать индивидуальный образовательный маршрут.
Экономическое образование является неотъемлемой, важной частью общего среднего образования. Взаимосвязь экономики с математикой, информатикой, историей и географией позволяет создать у обучающихся адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного образованного человека и гражданина.
Задачи этого курса:
- Выработать адекватные представления о сути экономических явлений и их взаимосвязей, умения выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам.
- Выработка экономической грамотности, необходимой для социальной адаптации учащихся к изменениям в жизни российского общества.
- Воспитание инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений.
- Наглядно, в доступной игровой форме выработать практические навыки при принятии решений и разумного поведения как участника экономической жизни страны.
- Освоение общих и специальных методов работы, приемов направленных на развитие знаний в общеэкономической области.
- Добиться, чтобы учащиеся сделали целенаправленный выбор для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками на занятиях социально-экономического профиля старшей школы.
Экономический курс направлен на развитие интеллектуальных, коммуникативных и практических умений. Строиться на деловых играх и предусматривает лекционные формы работы.
Подведение итогов и обсуждение проблемных вопросов проводятся на семинарских занятиях и практических играх. Последнее, итоговое занятие в виде аукциона знаний или защиты творческих проектов или деловая игра.
Для учащихся предусматриваются следующие виды деятельности: учебно – познавательная, игровая, трудовая (исполнение ролей), мыслительная деятельность. Действия могут быть и символическими и конкретно созданными.
На занятиях планируется использовать индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы.
Ожидаемые результаты: развитие практических умений исследовательской работы, формирование навыков практической оценки экономического состояния общества, формирование умений планировать и организовывать деловые игры. Развитие способности к системному анализу, вероятностного мышления и умения прогнозировать результаты и профессиональная ориентация учащихся в области общественно географических наук, в том числе и экономики.
Чтобы учащиеся могли проследить свою успешность, на каждом занятии им начисляются “денежки” в зависимости от коэффициента участия данного ученика. Соответственно, кто больше заработал, тот имеет балл выше. Шкала оценок, в связи с количеством денежных средств формируется коллективно на предпоследнем занятии. То есть, вырабатываются определенные критерии по количеству баллов, при непосредственным руководстве преподавателя.
Автор при подготовке данного курса использовал традиционные методы и собственные разработки.
Курс рассчитан на 18 часов, занятия 1 час в неделю. Тематическое планирование включает в себя теоретический материал, практические занятия, деловые игры и подготовку проектов своего бизнеса.
Презентация данного курса (Приложение 1).
Содержание программы по курсу “Будем знакомы – экономика”
Раздел 1. Я, семья, хозяйство
Тема 1. Будем знакомы. Мои потребности и потребности семьи.
Представление о том, как потребности человека связаны с экономикой. Виды потребностей. Индивидуальные, групповые, общественные потребности. Рациональное потребление и норма потребления. Можно ли потребить больше, чем произведено.
Практикум: “Рациональный бюджет”, “Составление меню”, Анкетирование.
Тема 2. Доходы и расходы семьи.
Классификация доходов и расходов. Семейный бюджет. Факторы, влияющие на дефицит семейного бюджета. Объективные и субъективные факторы.
Практикум: Составление семейного бюджета, его анализ. Прожиточный минимум и “продовольственная корзина”
Тема 3 Трудовая деятельность и профессии родителей.
Мотивация трудовой деятельности. Квалификация в любой профессии. Знакомство с профессиями нового экономического пространства. Профессии родителей. Престижная работа и работа для души.
Практикум: тест на определение качеств личности, которые помогут определиться с выбором профессии.
Тема 4: Мой район и его хозяйство.
Изучение хозяйства района по местным печатным изданиям. Самостоятельная поисковая работа по видам хозяйства нашего населенного пункта. Рентабельность и ликвидность наших предприятий, перспективы их развития.
Раздел 2 Экономика и есть ведение хозяйства.
Тема 1. Деньги.
История денег. Функции денег. Виды денег. Ценность денег. Нужно ли деньгам золотое обеспечение? Эмиссия денег.
Тема 2.Предприниматели и потребители.
Производство. Предпринимательство, виды предпринимательства. Маркетинг. Реклама. Роль рекламы и ее виды. Потребитель и его поведение на рынке. Факторы, оказывающие влияние на поведение потребителя. Покупка и ее этапы.
Практикум: составление рекламного проспекта.
Тема 3. Главные вопросы экономики. Факторы производства.
Экономические системы. Главные вопросы экономики в разных экономических системах. Факторы производства.
Деловая игра “Плановая (командно-административная) экономическая система”
Раздел 3: Механизмы экономики.
Тема 1. Биржа, безработица и трудовые отношения.
Биржа. Виды бирж. Профессии на бирже. Безработица. Виды безработицы. Трудовые отношения. Профсоюзы. Трудовой контракт.
Практикум: Составление трудового контракта о найме на работу.
Тема 2. Фондовая биржа.
Биржа ценных бумаг. Работа биржи. Биржевые сделки.
Практикум: Деловая игра “Фондовая биржа”
Тема 3. Установление экономических отношений в классе.
Виртуальная валюта. Выполнение заданий. Биржа труда и ее работа. Заполнение лицевых счетов и другой документации. Налоги.
Тема 4. Знакомство с алгоритмами создания собственного бизнеса.
Прибыль и доход. Амортизация. Балансовый отчет. Затраты, издержки производства. Формы ответственности и принципы распределения прибыли. Назначение бизнес плана.
Практикум: Расчеты затрат и прибыли виртуальной фирмы.
Тема 5. Деятельность банка.
Механизм получение прибыли банками. Принципы кредитования. Виды банков. Норма резервирования.
Практикум: Решение задач по кредитованию.
Раздел 4. Обобщение знаний и защита своих работ.
Тема 1 Выработка критериев оценки.
Подсчет “экономиков”. Вычисление коэффициента полезного действия. Оценивание разного рода работ и участие в практикумах.
Тема 2: Защита проектов (бизнес-плана) и урок аукцион знаний.
Аукцион. Лот. Презентация. Представление презентаций. Деловая игра “Организуем свое дело” (Приложение 2)
По окончанию курса ребята должны определиться с выбором профильного курса. Уметь принимать решения в типичной жизненной ситуации. Приводить примеры для всех изученных тем. Уметь составлять семейный бюджет, производить необходимые расчеты продовольственной корзины, затрат производства, решать задачи на кредитование. Знать термины и понятия, используемые в данном курсе. Уметь планировать, анализировать свою повседневную деятельность.
Тематическое планирование курса “Будем знакомы – экономика!”
№ п/п | Темы, разделы | Общее количество часов | Из них | Форма проведения | ||
теоретические | практические | |||||
1 | Раздел 1. Я. Семья. Хозяйство Будем знакомы. Мои потребности и потребности семьи. |
2 | 1 | 1 | Лекция, анкетирование | |
2 | Доходы и расходы семьи | 1 | 1 | Практическое занятие | ||
3 | Трудовая деятельность и профессии родителей | 1 | 1 | семинар | ||
4 | Мой район и его хозяйство | 1 | 1 | Самостоятельная, поисковая работа | ||
5 | Раздел 2 Экономика это хозяйство. История денег |
1 | 1 | лекция | ||
6 | Предприниматели и потребители | 2 | 1 | 1 | Лекция, деловая игра, составление рекламных проспектов | |
7 | Главные вопросы экономики. Факторы производства. | 1 | 1 | Лекция с элементами деловой игры | ||
8 | Раздел 3 Механизмы экономики. Биржа, безработица и трудовые отношения |
1 | 1 | лекция | ||
9 | Фондовая биржа | 1 | 1 | Деловая игра | ||
10 | Установление экономических отношений в классе | 1 | 1 | игра | ||
11 | Знакомство с алгоритмами создания собственного бизнеса | 1 | 1 | Практическое занятие | ||
12 | Деятельность банка | 2 | 1 | 1 | Лекция и практическое занятие | |
13 | Выработка критериев оценки | 1 | 1 | Практическое занятие | ||
14 | Защита проектов и урок - аукцион | 2 | 1 | Аукцион знаний Представление презентаций |
||
Итого | 18 | 8 | 9 |
Формы контроля и результативность предпрофильного курса “Будем знакомы – экономика”
Формы контроля:
- Тесты
- Самостоятельные работы
- Устный опрос
- Фронтальный опрос
- Выступления
- Защита своих проектов(творческие работы)
- Практические работы
Результативность содержания курса:
- Выставки творческих работ
- Участие в конкурсах
- Выполнение общественно-полезной работы
- Практика в экономической жизни семьи
Вводная анкета к курсу “Будем знакомы – экономика”
- Какой смысл вы вкладываете в понятие экономика?
- Знания каких предметов вам необходимы для изучения экономики?
- Что бы вы хотели узнать и изучить на наших занятиях?
- Какая деятельность, по-вашему, должна преобладать в работе на занятиях?
- Как вы предпочитаете работать в группе или самостоятельно?
Подчеркните, то чтобы вы хотели выполнить:
Проводить исследование.
Решать экономические задачи.
Работать на семинарах.
Участвовать в проведении деловых игр.
Самим проводить и готовить деловые игры.
Попробовать себя в роли брокера, банкира, предпринимателя и др.
Заключительная анкета
- Что вам больше всего запомнилось из занятий?
- Было ли сложно изучать экономику?
- Чему вы научились на наших занятиях?
- Знания каких предметов вам пригодились при изучении экономики?
- Хотели ли бы вы заниматься исследованием и решением задач, столь необходимых в жизни?
- Вы готовы заниматься в классе профильного социально-экономического курса?
Литература, рекомендуемая для учителя:
- Автономов В.С. Введение в экономику: 9-10 класс.-М.:Вита-Пресс, 1998.
- Винокуров Е.Ф., Винокурова Н.А. Трудные задачи по экономике: для старших классов. М :Вита-Пресс,1999.
- Липсиц И.В Экономика 7-8 кл. История и современная организация хозяйственной деятельности. М.Вита-Пресс, 1999.
- Любимов Л.Л., Раннева Н.А.Основы экономических знаний: 10-11 кл. – М: Вита-Пресс, 1999.
- Симоненко В.Д. Семейная экономика: 8кл.(Программа “Технология”). – М.:Вита-Пресс, 1999.
- Скаржинский М.И., Чекмарев В.В. 20 уроков рыночной экономики:10-11 кл.-Вита-Пресс,1999.
Литература, рекомендуемая для учащихся:
- ВигдорчикЕ.А., Нежданова Т.М. Элементарная математика в экономике и бизнесе. М: Вита-Пресс.,1995.
- Мицкевич А.А. Экономика в задачах и тестах. М: Вита-Пресс, 1995.
- Трунин В.И. Самостоятельные и контрольные работы по экономике: для старших классов. – М.: Вита-Пресс,1999.
- Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. Ярославль “Академия развития”, 1998.