Программа предпрофильного элективного курса "Будем знакомы – экономика"

Разделы: Экономика


В современных социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути призванному сформировать экономическое мышление, привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения. Действительность требует воспитание в молодых людях активного отношения к реальным условиям и способствует этому именно практическая и исследовательская деятельность.

Под социализацией личности мы понимаем процесс активного нахождения человеком своего места в жизни. И мы хотим, чтобы наши дети смогли правильно выбрать свой жизненный путь. Сущность социализации можно определить и таким образом: “что, социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны усвоение индивидом (ребенком) социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны – это процесс активного включения в социальную среду. То есть через свою активность ребенок приспосабливается к определенным занятиям, получает навыки, участвует в обмене опытом. Поэтому подготовку к самостоятельной активной жизни в обществе надо осуществлять через формирование у ребенка разумного выбора. Именно разумного, а не по принципу как все. Как дойти до детей, чтобы они перенимали и осваивали опыт положительный? На каком уровне должно происходить ознакомление и осваивание предлагаемых детям понятий - теоретически или представление в сознании? Ответы на эти вопросы, учитывались при разработке данного курса.

Курс “Будем знакомы - экономика” выполняет кроме познавательной деятельности, еще и интерактивную функцию в системе образования школьников.

Цели данного курса:

1. Деятельность учащихся направить на усвоение экономических знаний, через собственный жизненный опыт, и тот, который будет создан на занятиях.

2. Способствовать овладению общепринятыми способами действия в сложившейся экономической ситуации.

3. Содействовать отработке приемов, алгоритмов действий при решении познавательных задач в области экономики.

4. Развивать у учащихся экономическое и логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения.

Практические умения и теоретические знания, полученные в ходе практической экономической деятельности являются хорошей мотивационной основой для обучения учащихся по предмету, дальнейших самостоятельных исследований подобного рода, а также для профессиональной ориентации школьников.

Оригинальность курса в том, что вместо обычных традиционных уроков -деловые игры, практические занятия на реальных ситуациях, лекции и семинары.

Занятия разрабатывались с учетом уровня подготовленности учащихся, для слабых исполнительский (подготовка карточек, оформление терминов, рекламных проспектов, работа с литературой на уровне пересказывания текста, и т.д.),для средних репродуктивный (переработка материала, составление конспекта, плана и заданий практического характера), для способных детей проектная деятельность, через составление основы для организации своего бизнеса.(бизнес-план). А все вместе ребята представляют себя в роли менеджеров, брокеров, маркетологов и других профессий современного общества.

Этот курс предусматривает применение проектного подхода, что позволяет педагогу использовать современные информационные технологии и вариативность обучения, а учащимся – подобрать индивидуальный образовательный маршрут.

Экономическое образование является неотъемлемой, важной частью общего среднего образования. Взаимосвязь экономики с математикой, информатикой, историей и географией позволяет создать у обучающихся адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного образованного человека и гражданина.

Задачи этого курса:

  1. Выработать адекватные представления о сути экономических явлений и их взаимосвязей, умения выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам.
  2. Выработка экономической грамотности, необходимой для социальной адаптации учащихся к изменениям в жизни российского общества.
  3. Воспитание инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений.
  4. Наглядно, в доступной игровой форме выработать практические навыки при принятии решений и разумного поведения как участника экономической жизни страны.
  5. Освоение общих и специальных методов работы, приемов направленных на развитие знаний в общеэкономической области.
  6. Добиться, чтобы учащиеся сделали целенаправленный выбор для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками на занятиях социально-экономического профиля старшей школы.

Экономический курс направлен на развитие интеллектуальных, коммуникативных и практических умений. Строиться на деловых играх и предусматривает лекционные формы работы.

Подведение итогов и обсуждение проблемных вопросов проводятся на семинарских занятиях и практических играх. Последнее, итоговое занятие в виде аукциона знаний или защиты творческих проектов или деловая игра.

Для учащихся предусматриваются следующие виды деятельности: учебно – познавательная, игровая, трудовая (исполнение ролей), мыслительная деятельность. Действия могут быть и символическими и конкретно созданными.

На занятиях планируется использовать индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы.

Ожидаемые результаты: развитие практических умений исследовательской работы, формирование навыков практической оценки экономического состояния общества, формирование умений планировать и организовывать деловые игры. Развитие способности к системному анализу, вероятностного мышления и умения прогнозировать результаты и профессиональная ориентация учащихся в области общественно географических наук, в том числе и экономики.

Чтобы учащиеся могли проследить свою успешность, на каждом занятии им начисляются “денежки” в зависимости от коэффициента участия данного ученика. Соответственно, кто больше заработал, тот имеет балл выше. Шкала оценок, в связи с количеством денежных средств формируется коллективно на предпоследнем занятии. То есть, вырабатываются определенные критерии по количеству баллов, при непосредственным руководстве преподавателя.

Автор при подготовке данного курса использовал традиционные методы и собственные разработки.

Курс рассчитан на 18 часов, занятия 1 час в неделю. Тематическое планирование включает в себя теоретический материал, практические занятия, деловые игры и подготовку проектов своего бизнеса.

Презентация данного курса (Приложение 1).

Содержание программы по курсу “Будем знакомы – экономика”

Раздел 1. Я, семья, хозяйство

Тема 1. Будем знакомы. Мои потребности и потребности семьи.

Представление о том, как потребности человека связаны с экономикой. Виды потребностей. Индивидуальные, групповые, общественные потребности. Рациональное потребление и норма потребления. Можно ли потребить больше, чем произведено.

Практикум: “Рациональный бюджет”, “Составление меню”, Анкетирование.

Тема 2. Доходы и расходы семьи.

Классификация доходов и расходов. Семейный бюджет. Факторы, влияющие на дефицит семейного бюджета. Объективные и субъективные факторы.

Практикум: Составление семейного бюджета, его анализ. Прожиточный минимум и “продовольственная корзина”

Тема 3 Трудовая деятельность и профессии родителей.

Мотивация трудовой деятельности. Квалификация в любой профессии. Знакомство с профессиями нового экономического пространства. Профессии родителей. Престижная работа и работа для души.

Практикум: тест на определение качеств личности, которые помогут определиться с выбором профессии.

Тема 4: Мой район и его хозяйство.

Изучение хозяйства района по местным печатным изданиям. Самостоятельная поисковая работа по видам хозяйства нашего населенного пункта. Рентабельность и ликвидность наших предприятий, перспективы их развития.

Раздел 2 Экономика и есть ведение хозяйства.

Тема 1. Деньги.

История денег. Функции денег. Виды денег. Ценность денег. Нужно ли деньгам золотое обеспечение? Эмиссия денег.

Тема 2.Предприниматели и потребители.

Производство. Предпринимательство, виды предпринимательства. Маркетинг. Реклама. Роль рекламы и ее виды. Потребитель и его поведение на рынке. Факторы, оказывающие влияние на поведение потребителя. Покупка и ее этапы.

Практикум: составление рекламного проспекта.

Тема 3. Главные вопросы экономики. Факторы производства.

Экономические системы. Главные вопросы экономики в разных экономических системах. Факторы производства.

Деловая игра “Плановая (командно-административная) экономическая система”

Раздел 3: Механизмы экономики.

Тема 1. Биржа, безработица и трудовые отношения.

Биржа. Виды бирж. Профессии на бирже. Безработица. Виды безработицы. Трудовые отношения. Профсоюзы. Трудовой контракт.

Практикум: Составление трудового контракта о найме на работу.

Тема 2. Фондовая биржа.

Биржа ценных бумаг. Работа биржи. Биржевые сделки.

Практикум: Деловая игра “Фондовая биржа”

Тема 3. Установление экономических отношений в классе.

Виртуальная валюта. Выполнение заданий. Биржа труда и ее работа. Заполнение лицевых счетов и другой документации. Налоги.

Тема 4. Знакомство с алгоритмами создания собственного бизнеса.

Прибыль и доход. Амортизация. Балансовый отчет. Затраты, издержки производства. Формы ответственности и принципы распределения прибыли. Назначение бизнес плана.

Практикум: Расчеты затрат и прибыли виртуальной фирмы.

Тема 5. Деятельность банка.

Механизм получение прибыли банками. Принципы кредитования. Виды банков. Норма резервирования.

Практикум: Решение задач по кредитованию.

Раздел 4. Обобщение знаний и защита своих работ.

Тема 1 Выработка критериев оценки.

Подсчет “экономиков”. Вычисление коэффициента полезного действия. Оценивание разного рода работ и участие в практикумах.

Тема 2: Защита проектов (бизнес-плана) и урок аукцион знаний.

Аукцион. Лот. Презентация. Представление презентаций. Деловая игра “Организуем свое дело” (Приложение 2)

По окончанию курса ребята должны определиться с выбором профильного курса. Уметь принимать решения в типичной жизненной ситуации. Приводить примеры для всех изученных тем. Уметь составлять семейный бюджет, производить необходимые расчеты продовольственной корзины, затрат производства, решать задачи на кредитование. Знать термины и понятия, используемые в данном курсе. Уметь планировать, анализировать свою повседневную деятельность.

Тематическое планирование курса “Будем знакомы – экономика!”

№ п/п Темы, разделы Общее количество часов Из них Форма проведения
теоретические практические
1 Раздел 1. Я. Семья. Хозяйство

Будем знакомы.

Мои потребности и потребности семьи.

2 1 1 Лекция, анкетирование
2 Доходы и расходы семьи 1   1 Практическое занятие
3 Трудовая деятельность и профессии родителей 1 1   семинар
4 Мой район и его хозяйство 1 1   Самостоятельная, поисковая работа
5 Раздел 2 Экономика это хозяйство.

История денег

1 1   лекция
6 Предприниматели и потребители 2 1 1 Лекция, деловая игра, составление рекламных проспектов
7 Главные вопросы экономики. Факторы производства. 1 1   Лекция с элементами деловой игры
8 Раздел 3 Механизмы экономики.

Биржа, безработица и трудовые отношения

1 1   лекция
9 Фондовая биржа 1   1 Деловая игра
10 Установление экономических отношений в классе 1   1 игра
11 Знакомство с алгоритмами создания собственного бизнеса 1   1 Практическое занятие
12 Деятельность банка 2 1 1 Лекция и практическое занятие
13 Выработка критериев оценки 1   1 Практическое занятие
14 Защита проектов и урок - аукцион 2   1 Аукцион знаний

Представление презентаций

  Итого 18 8 9  

Формы контроля и результативность предпрофильного курса “Будем знакомы – экономика”

Формы контроля:

  • Тесты
  • Самостоятельные работы
  • Устный опрос
  • Фронтальный опрос
  • Выступления
  • Защита своих проектов(творческие работы)
  • Практические работы

Результативность содержания курса:

  • Выставки творческих работ
  • Участие в конкурсах
  • Выполнение общественно-полезной работы
  • Практика в экономической жизни семьи

Вводная анкета к курсу “Будем знакомы – экономика”

  1. Какой смысл вы вкладываете в понятие экономика?
  2. Знания каких предметов вам необходимы для изучения экономики?
  3. Что бы вы хотели узнать и изучить на наших занятиях?
  4. Какая деятельность, по-вашему, должна преобладать в работе на занятиях?
  5. Как вы предпочитаете работать в группе или самостоятельно?

Подчеркните, то чтобы вы хотели выполнить:

Проводить исследование.

Решать экономические задачи.

Работать на семинарах.

Участвовать в проведении деловых игр.

Самим проводить и готовить деловые игры.

Попробовать себя в роли брокера, банкира, предпринимателя и др.

Заключительная анкета

  1. Что вам больше всего запомнилось из занятий?
  2. Было ли сложно изучать экономику?
  3. Чему вы научились на наших занятиях?
  4. Знания каких предметов вам пригодились при изучении экономики?
  5. Хотели ли бы вы заниматься исследованием и решением задач, столь необходимых в жизни?
  6. Вы готовы заниматься в классе профильного социально-экономического курса?

Литература, рекомендуемая для учителя:

  1. Автономов В.С. Введение в экономику: 9-10 класс.-М.:Вита-Пресс, 1998.
  2. Винокуров Е.Ф., Винокурова Н.А. Трудные задачи по экономике: для старших классов. М :Вита-Пресс,1999.
  3. Липсиц И.В Экономика 7-8 кл. История и современная организация хозяйственной деятельности. М.Вита-Пресс, 1999.
  4. Любимов Л.Л., Раннева Н.А.Основы экономических знаний: 10-11 кл. – М: Вита-Пресс, 1999.
  5. Симоненко В.Д. Семейная экономика: 8кл.(Программа “Технология”). – М.:Вита-Пресс, 1999.
  6. Скаржинский М.И., Чекмарев В.В. 20 уроков рыночной экономики:10-11 кл.-Вита-Пресс,1999.

Литература, рекомендуемая для учащихся:

  1. ВигдорчикЕ.А., Нежданова Т.М. Элементарная математика в экономике и бизнесе. М: Вита-Пресс.,1995.
  2. Мицкевич А.А. Экономика в задачах и тестах. М: Вита-Пресс, 1995.
  3. Трунин В.И. Самостоятельные и контрольные работы по экономике: для старших классов. – М.: Вита-Пресс,1999.
  4. Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. Ярославль “Академия развития”, 1998.