Программные задачи:
1. Учить детей сравнивать предметы по высоте, раскладывать 6 предметов в возрастном порядке; упражнять в количественном и порядковом счете в пределах 10; закреплять знание геометрических фигур, умение ориентироваться на листе бумаги.
2. Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память.
3. Воспитывать интерес к занятиям математикой, умение действовать сообща, доводить начатое дело до конца.
Оборудование и материал:
- Фланелеграф.
- Разноцветные воздушные шары по количеству детей. К пяти шарам прикреплены небольшие конверты с загадками о сказочных героях.
- Демонстрационный материал:
- плоскостные фигуры сказочных героев (“Красная Шапочка”, “Чебурашка”, “Незнайка”, “Буратино”, “Карлсон”);
- 10 деревьев разного цвета;
- 6 домиков разной высоты и цвета;
- 7 дугообразных полосок, окрашенных в спектральные цвета;
- 5 геометрических фигур: квадрат красного цвета, прямоугольник синего цвета, круг желтого цвета, овал оранжевого цвета, треугольник зеленого цвета (для зрительного диктанта); карточки с текстами математических задач.
Раздаточный материал: 7 карандашей (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) на каждого ребенка, карточки и математические пеналы.
Ход занятия:
ЧАСТЬ 1.
– Ребята, посмотрите, как много у нас разноцветных воздушных шаров!
– Посчитайте, сколько их? Эти воздушные шары прислали нам жители Страны Сказок. Шары необычные, они с загадками. Если мы правильно отгадаем их, то окажемся в Стране Сказок.
Воспитатель берет красный воздушный шар, открывает конверт и загадывает загадку.
Загадка:
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику,
Что в лесу стоит.
Нужно этой девочке к бабушке скорей
Отнести корзиночку, посланную с ней. (Красная
Шапочка.)
– В какой сказке живет эта героиня? (В сказке Шарля Перро “Красная Шапочка”.)
– А вот и сама Красная Шапочка.
На фланелеграфе выставляются фигура Красной Шапочки, 10 деревьев.
– Она идет по сказочному лесу к бабушке.
– Что растет в лесу? (Деревья.)
– Сколько всего деревьев? (10)
– Как вы узнали? (Заслушиваются ответы 2-3 детей.)
– Какое по счету красное дерево? (Красное дерево по счету третье.)
– Какое по счету оранжевое дерево?
– Какого цвета пятое дерево?
– Какое дерево стоит перед голубым?
– Как вы считали?
– Молодцы, ребята! Вы правильно выполняли задания. Нам пора отправляться в следующую сказку, а Красной Шапочке надо идти в гости к бабушке.
ЧАСТЬ 2/1.
Воспитатель берет желтый воздушный шар, открывает конверт и загадывает загадку.
Загадка:
Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно.
И любит каждую букашку
Забавный добрый… (Чебурашка.)
– Из какой сказки этот герой? (Из сказки Эдуарда Успенского “Крокодил Гена и Чебурашка”.)
На фланелеграфе выставляется фигура Чебурашки.
– Ребята, Крокодил Гена дал Чебурашке задание: расположить цветные карандаши так, чтобы получилась радуга.
– Одному ему не справиться с таким заданием. Давайте поможем Чебурашке.
– Дети, положите карандаши в ряд так, чтобы первым был красный, вторым – оранжевый, третьим – желтый, четвертым – зеленый, пятым – голубой, шестым – синий, седьмым – фиолетовый.
– Как надо разложить карандаши? (ответы 2 детей.)
Воспитатель проверяет, как дети разложили карандаши.
– Который по счету красный (желтый, фиолетовый) карандаш?
– Какого цвета пятый карандаш? (Синий.)
– Какой карандаш перед синим?
– Какой карандаш следует за синим?
ЧАСТЬ 2/2.
– Дети, чтобы Чебурашка запомнил, как располагаются цвета в радуге, давайте сделаем для него одну большую радугу.
Воспитатель предлагает детям разместить на фланелеграфе дугообразные полоски в таком порядке, чтобы получилась радуга.
– Молодцы! Чебурашка рад подарку и благодарит нас. А мы продолжаем путешествие по Стране Сказок.
ЧАСТЬ 3.
– В какой же сказке мы теперь можем оказаться?
Воспитатель берет зеленый воздушный шар, открывает конверт и загадывает загадку.
Загадка:
Он не знает ничего.
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его? …(Незнайка.)
Воспитатель помещает фигуру Незнайки на фланелеграфе.
– Из какой же он сказки? (Из сказки Николая Николаевича Носова “Приключения Незнайки и его друзей”.)
– Дети, как называется город, в котором живет Незнайка? (Незнайка живет в Цветочном городе.)
– Вы хотите увидеть Цветочный город?
– Сейчас мы вместе с Незнайкой попробуем его изобразить на фланелеграфе.
– Слушайте внимательно задание: дома надо поставить в ряд от самого низкого до самого высокого.
– Какого цвета дом самый низкий? (Дети называют цвет.)
– Поставим его первым.
– Какой дом самый низкий из оставшихся?
(Далее дети раскладывают дома, пользуясь правилом: выбирай самый низкий из оставшихся).
– Расскажите о высоте всех домов. ( Красный дом – самый низкий, желтый – выше, оранжевый – еще выше, голубой – еще выше, синий – самый высокий.)
– Вот такой красивый Цветочный город.
– Незнайка очень доволен и благодарит нас. Пора отправляться в другую сказку.
ЧАСТЬ 4.
Воспитатель берет оранжевый воздушный шар, открывает конверт и загадывает загадку.
Загадка:
Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спроса.
Даже дырку на картине
Носом сделал …(Буратино.)
Воспитатель выставляет на фланелеграф фигуру Буратино и геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник.
– В какой же сказке мы с вами оказались на этот раз? (В сказке Алексея Николаевича Толстого “ Золотой ключик или Приключения Буратино”.)
– Буратино занимается с Мальвиной математикой и сейчас пытается выполнить ее задание. Давайте поможем Буратино.
– Внимательно посмотрите, как расположены геометрические фигуры на фланелеграфе.
– Назовите геометрическую фигуру, расположенную посередине.
(Посередине расположен круг желтого цвета.)
– Какая геометрическая фигура расположена вверху?
(Вверху расположен красный квадрат.)
– Какая геометрическая фигура расположена внизу?
(Внизу расположен зеленый треугольник.)
– Какая геометрическая фигура расположена справа?
(Справа расположен оранжевый овал.)
– Расскажите еще раз, как расположены фигуры, чтобы затем правильно расположить их на карточке. (Заслушивается ответ 1 ребенка.)
Воспитатель закрывает образец, дети работают с раздаточным материалом.
(Затем дети сверяют свою работу с образцом, исправляют ошибки.)
– Буратино говорит Вам “спасибо” за помощь и предлагает отдохнуть.
Физкультминутка:
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел
Ключик видно не нашел
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.
– Попрощаемся с Буратино и отправимся в последнюю сказку.
ЧАСТЬ 5.
Воспитатель берет синий воздушный шар, открывает конверт и загадывает загадку.
Загадка:
Толстяк живет на крыше,
Летает всех он выше.
Если ляжешь рано спать,
Ты с ним сможешь поболтать.
Прилетит к тебе в твой сон
Живой веселый… (Карлсон.)
Воспитатель выставляет на фланелеграф фигуру Карлсона.
– Дети, в какую сказку мы с вами попали? (В сказку Астрид Линдгрен “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”.)
– Карлсон приготовил Вам интересные математические загадки.
Воспитатель достает из конверта карточки с текстами.
– Слушайте внимательно и отгадывайте!
– Если стол выше стула, то стул … (ниже стола.)
– Если два больше одного, то один … (меньше двух.)
– Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа … (вышел позже Саши.)
– Если река глубже ручейка, то ручеек …(мельче реки.)
– Если правая рука справа, то левая рука …(слева.)
– Карлсон хвалит вас за смекалку и дарит эти замечательные воздушные шары.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
– Дети, Вам понравилось путешествие по Стране Сказок?
– Вспомните, в каких сказках мы побывали?
– Кому и как мы помогли?
– Мы оказались хорошими друзьями. Кроме того, я думаю, Вы убедились, что математика – очень нужная наука, она может пригодиться всегда и везде, в обычных и совсем невероятных сказочных ситуациях. Сегодня наше путешествие в Страну Сказок окончено. Но мы обязательно туда еще вернемся!