Основные цели:
1) сформировать способность к чтению и
записи десятичных дробей, определению
поразрядного значения цифр десятичной дроби,
представлению десятичной дроби в виде суммы
разрядных слагаемых;
2) повторить и закрепить решение уравнений,
сложение и вычитание смешанных дробей.
Структура урока:
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
3. Постановка учебной задачи или проблемы.
4. “Открытие” детьми нового знания.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия деятельности. (Итог урока)
Ход урока: Организационный момент. Какую тему мы изучили?
Обыкновенные и смешанные числа.
– Какое сегодня число? (3 февраля 2005 г.)
– Прочитайте число 3022005, 003022005, 00003022005.Нуль впереди не имеет значения для натуральных чисел.
– Назовите разряды данного числа, в которых записана цифра 0.(сотен, сотен, десятков)
– Сколько классов в записи? (3 класса: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов)
– Установите закономерность и продолжите ряд чисел на 3 числа.
1 000 000, 100 000, 10 000, 1000, 100, 10, 1, …
(Числа уменьшаются в 10 раз, дальше идут 1\10, 1\100,1\1000…)
Около пяти столетий назад математик Симон Стевин предложил ограничиться в практических задачах только десятичными дробями и придумал для них более короткую и удобную запись, например:
1\10= 0,1 (нуль, целых 1 десятая) 1\100=0,01
6\10=0,6 1\1000=0,001
(Возникает проблема)
– Какой вопрос возникает?
– Как записать число?
Запишите тему: “Десятичная запись дробных чисел”
– Чему вы должны научиться? Какова цель урока?
– Как записать дробные числа по-другому?
Чем отличаются обыкновенные дроби от новых чисел (целая часть отделяется запятой).
В английской и американской школах вместо запятой ставится точка.
Точно также точка ставится при записи десятичных дробей на дисплее калькулятора и компьютера.
Ещё чем отличается? Рассмотрим таблицу.
Числа | Нулей в знаменателе |
Цифр после запятой | Десятичная дробь |
1/10 | 1 |
0,1 | |
6\10 | 1 |
0,6 | |
1\100 | 2 |
0,01 | |
1\1000 | 3 |
0,001 | |
4 38\100 | 2 |
4,38 | |
2 7\1000 | 3 |
2,007 | |
35 216\100000 | 5 |
? |
– Что вы заметили после запятой?
– Цифры.
– Какую закономерность вы заметили?
– (количество нулей совпадает с количеством цифр после запятой) (9\100= 09\100 = 0,09 34\100000=00034\100000=0,00034).
Как запишите последнее число?
А)35,216
Б)35,о216
В)35,00216
Итак, проблема была, как записать обыкновенные дроби, смешанные числа – по-новому.
1) Уравнять, если необходимо число цифр после
запятой.
2) Записать целую часть (она может быть равна
нулю).
3) Поставить запятую, отделяющую целую часть от
дробной.
4) Записать числитель дробной части.
Знаки после запятой – десятичные знаки.
Сколько знаков втаблице 1,1,2,3,2,3,5.)
Из истории математики.
Изобретение десятичных дробей дало возможность перейти к метрической системе мер, которой мы широко пользуемся в быту.
Decima (одна десятая) 1дм = ? м = ? м.
Centesima (одна сотая) 1см =? м = ? м.
Millesima (одна тысячная) 1 мм = ? м =? м.
Денежная единица большинства стран делятся на 100 частей:
1 копейка = ? рубля =? Рубля.
1сантим = ? франка = ? франка.
1 цент = ? доллара =? доллара.
1 пфеннинг =? Марка =? Марка.
4. Первичное закрепление во внешней речи.
1 задание. Запишите виде десятичной дроби числа.
2 4\10, 4 9\10 24 25\100 98 3\ 100 1 1\100 1 1\10 4 333\ 1000 8 45\ 1000
75 8\ 10000 9 565 \10000
Прочитайте числа:
№ 1118
1) Повторение:
7х=56,
8х=5,
2х=0,05,
5,678х= 11,356.
2)Выбери из дробей те, которые можно записать в виде десятичной дроби. Из букв соответствующих этим дробям составь название цветка:
14\100 108\45 3\10 200\709 207\1000 1376\10000
з и о в р а
Рефлексия деятельности. Самооценка детьми деятельности
Домашнее задание п.30 1139 1143, 1144 а).
Что нового узнали?