Ищи истину в мысли.
Если хочешь видеть месяц,
то гляди на небо, а не в лужу.
Персидское изречение
Современное общество предъявляет все новые и новые требования к человеку, если он стремится к успеху. Задача учителя – эффективно реагировать на малейшие их изменения таким образом, чтобы корректировать свою стратегию поведения и выстраивать образовательную стратегию своих учеников, помогая им быть состоявшимися в жизни людьми. Практические изменения осуществляются каждый день учителями, входящими в класс, реализующими свои представления о том чему и как надо учить современных школьников.
Владение многообразием методик, приемов и методов обучения позволяет учителю быть вариативным, а главное использовать их с максимальной эффективностью. А что же при этом ученик? Каковы его возможности в образовательном процессе? Ответ на этот вопрос и определяет то направление, по которому идет учитель. Многое в стратегии учителя зависит от того, какие вопросы он поставит перед собой. Кто он этот вот мой ученик? Какой он? Что он может? Чего хочет в жизни? Чтобы помочь каждому ученику хочется узнать о нем больше. Информированность об интересах ребенка и его психологических особенностях – основа для взаимопонимания между учителем и учеником. Это, на мой взгляд, помогает закладывать фундамент обоюдной успешности.
Идеальным вариантом изучения личности ребенка является сотрудничество школьного психолога и учителя-предметника. Что, к сожалению, не всегда возможно. Тем не менее, успешный учитель для того, чтобы соответствовать времени и своим ученикам осваивает разные инновации, что расширяет границы его возможностей. Он сам, ориентируясь в психологических особенностях своих учащихся, способен усовершенствовать и методику преподавания предмета, и взаимопонимание с ребятами и толерантные отношения между ними. Этого можно добиться, исследуя такие значимые составляющие личности, как уровень мотивации успешности, иерархию мотивов учащихся, способы восприятия, обработки и воспроизведения информации (ведущие репрезентативные системы). Тесты и методика их анализа доступны для любого педагога, изучавшего основы психологии в вузах.
Перспективы использования результатов диагностики ведущей репрезентативной системы наиболее значимы для повышения эффективности образовательного процесса и интересны с точки зрения организации вариативных уроков. Именно это и побуждает меня к тому, чтобы лишний раз рассмотреть возможности корректировки процесса обучения, обращаясь к информации, полученной в ходе подобной диагностики.
Исследование способов восприятия и обработки информации учащимися в первую очередь позволяет мне, осуществлять индивидуальный подход к ребенку в процессе планирования уроков таким образом, чтобы добиться максимальной эффективности восприятия и усвоения знаний.
Поскольку словесное описание мира связано у человека с ведущей репрезентативной системой, неоценимы возможности использования таких слов- предикатов для внутренней мотивации восприятия информации. Неназойливое сочетание предикатов, присущих визуалам, аудиалам и кинестетикам, в рамках урока позволяет активизировать класс в целом и настраивать учащихся на прием и усвоение знаний посредством разных каналов восприятия.
В процессе организации групповой работы учащихся, может осуществляться дифференциация по ведущей репрезентативной системе: визуалы, аудиалы, кинестетики, “думающие”. Что в сочетании с распространенным делением ребят по уровню обученности и интересам дает более эффективный результат выполнения поставленной задачи. Главное условие подобной дифференциации обязательное тестирование учащихся на определение ведущей репрезентативной системы. Важно при этом, чтобы сама форма деятельности соответствовала ведущей репрезентативной системе группы. Так, например, визуалам лучше всего предложить работу с таблицами, схемами, картами, рисунками. Аудиалам альтернативные задания по составлению воображаемого диалога исторических личностей или литературных персонажей, а также непременное обсуждение поставленной проблемы между собой. Кинестетикам практическую деятельность, связанную с переработкой информации таким образом, чтобы одновременно тренировался и процесс ее перевода из одной системы в другую. Например, во время работы с текстом учебника из визуальной системы в кинестетическую с целью развития других каналов восприятия и более эффективного усвоения знаний. Для “думающего типа” школьников задания подбираются с учетом особенностей мыслительной деятельности: анализ текста, установление причинно-следственных связей, выделение признаков и т.д.
На этой же основе возможна и дифференциация вариативной части домашнего задания. Такой подход позволяет развивать познавательный интерес к предмету через деятельность, которая наиболее оптимальна и близка ребенку.
Интересно и эффективно, на мой взгляд, осуществлять коллективную проектную деятельность учащихся, используя информацию о ведущей репрезентативной системе. В группу подбираются учащиеся не одной, а разных репрезентативных систем. Задача каждого ребенка определяется исходя из особенностей его способа восприятия и обработки информации. Преимущества такой работы после некоторой тренировки, заключаются в следующем: во-первых, экономится время за счет мотивированного разделения труда; во-вторых, формируется целостное восприятие проблемного задания через анализ отдельных аспектов; в-третьих, осуществляется альтернативное ее представление в разных репрезентативных системах; в-четвертых, происходит взаимодействие учащихся с разными способами обработки информации, которое приводит к взаимопониманию и сотрудничеству.
При планировании индивидуальных и групповых самостоятельных и проверочных работ важно учитывать скорость мыслительных процессов, которая в свою очередь зависит от системы восприятия мира. Самая высокая она у визуалов, самая низкая у кинестетиков. Это очевидно должно определять объем заданий, степень их сложности, особенности организации деятельности, форму отчетности. Так, например, для аудиалов уместнее всего выбрать устный ответ в качестве формы отчета, а для кинестетиков письменный.
Опираясь на знания индивидуальных психологических особенностей способов обработки информации, мы тем самым можем строить обучение в гармонии с природой каждого ученика, снижая стрессовую ситуацию на уроке. А это, в свою очередь сохраняет физическое и психическое здоровье наших детей. Но учитель, зная о прошлом и настоящем своего ученика, не может не думать о его будущем, поскольку, только понимая, куда идешь, можешь достичь цели. Планируя успешную реализацию учащихся, мы неизбежно стремимся понять, какими собственными ресурсами он мог бы воспользоваться.
Информационное общество требует от человека не только довольно большого объема знаний, но и умения применять их в нестандартной ситуации и творческого подхода к решению задач. Значит, мы должны помочь нашим ученикам научиться быть вариативными и адаптированными к новым условиям. Например, компьютерная техника ориентирована в основном на визуальную систему, следовательно, необходимо развивать ее тем учащимся, для которых это является проблемой.
Проводя тест на определение ведущей репрезентативной системы среди своих учеников, я столкнулась с тем, что у некоторых ребят одинаково хорошо развиты два, а в редких случаях и три канала восприятия. Причем, анализируя особенности их работы на уроке можно сделать вывод, что им удается более успешно, чем другим ученикам выполнять многие задания. Это побуждает меня искать все новые и новые способы развития всех каналов восприятия и обработки информации детьми, чтобы каждый из них мог пользоваться в данной конкретной ситуации тем каналом, который максимально подходит именно для этого случая.
Поэтому представляется целесообразным помимо ведущей системы составлять и рейтинг эффективности всех остальных для того, чтобы ориентироваться в необходимости их корректировки. Ценность этого процесса заключается в активной помощи ученика самому себе. Получив, информацию о репрезентативных системах, ребята могут настраивать себя на более эффективное и быстрое запоминание, усвоение и воспроизведение знаний. Например, зная глазные сигналы доступа, сами учащиеся могут активизировать процессы воспоминания или моделирования (конструирования) тех или иных образов, правил, схем, формул, дат. Кроме того, возможно совершенствовать процесс перевода информации из одной репрезентативной системы в другую. Для чего можно использовать разные упражнения – тренинги. Например, во время урока определение какого-то понятия дается мною не под запись, а на слух. При этом ребятам предлагается сначала многократное его повторение (одновременно развивается слуховая память), затем формулирование в письменном виде и, наконец, зрительное восприятие. Таким образом, учащиеся аудиальную информацию перевели в кинестетическую и визуальную. Осуществляя такую работу систематически из урока в урок, удается помочь учащимся экономить время и энергию в процессе самообразования. Кроме того, в рамках современной деятельностной парадигмы применение знаний о репрезентативных системах будет способствовать социализационной адаптации наших учеников и их более успешной коммуникации.
Ученик и учитель, объединяя свои усилия, работают над совершенствованием и каждого ученика и образовательного процесса в целом. В таком сотрудничестве сторон улучшается взаимопонимание и формируется сознательная мотивация самореализации через образование и самообразование.
Для учителя знания особенностей репрезентативных систем актуальны ещё и потому, что трудно идти в ногу со временем, не меняясь самому. Для того чтобы обучать и воспитывать успешных учеников, надо быть вариативным. Очевидно, что тренинги, предлагаемые учащимся учителю полезно применять и для развития собственных каналов восприятия, несмотря на то, что у взрослого человека они задействованы более активно. И тогда, быть может, учитель – визуал не будет столь эгоистичным, употребляя в своей речи визуальные предикаты, обращая внимание своих учеников только на зрительную информацию.
Поднимая тему значимости изучения психологических способов обработки информации, я не ставила перед собой задачи подробного знакомства читателей с особенностями той или иной репрезентативной системы, поскольку специальной литературы, раскрывающей эту проблему более чем достаточно, да и современному учителю она, безусловно, знакома. Мне просто хотелось лишний раз напомнить, что в силах любого учителя дать ещё один шанс на успех своим ученикам. И хотя на первый взгляд учитывать особенности восприятия и переработки информации учащимися трудно, в будущем это может сделать образовательный процесс не только эффективным, но и чрезвычайно увлекательным и для учеников и для учителя.