Организация учебно-воспитательного процесса в школе (из опыта работы МОУ СОШ № 1 р.п. Степное Советского р-на Саратовской обл.)

Разделы: Администрирование школы


Наша школа, СОШ № 1 р.п. Степное, в этом году отмечает свой юбилей. Нам – 45 лет. И мы очень гордимся тем, что именно в этот юбилейный год мы стали победителями конкурса общеобразовательных учреждений России, внедряющих инновационные программы.

Мы – это 744 ученика, 75 педагогов, родители наших учащихся. Все вместе мы решаем главную задачу школы – сохранение и развитие адаптивного потенциала личности, физического, умственного, психического и нравственного здоровья.

Как мы это делаем? – путем выполнения ряда программ и проектов, действующих в школе.

Начальная школа. Начало начал. Здесь работают опытные, высококвалифицированные учителя высшей и первой категорий. Уже восьмой год они ведут обучение детей по развивающей программе “Школа-2100”. В начальной школе, как и на средней ступени обучения, обучение ведется по трем траекториям: 1) траектория базового стандарта, (общеобразовательные классы); 2) траектория расширенного образования (классы с дополнительными образовательными услугами, профильные и предпрофильные классы ), 3) траектория компенсирующего обучения. Делаем мы это потому, что мы призваны учить всех и каждого, выполняя при этом социальный заказ населения. По новому учебному плану во всех классах начальной школы ведется “Информатика”, “ОЗОЖ”, в классах с дополнительными образовательными услугами – “Риторика”, “История”, “Экономика”. Это требует от педагогов высокой квалификации, внедрения новых образовательных технологий, новых средств обучения. Поэтому на деньги национального проекта “Образование” в начальной школе мы оборудовали и уже открыли мультмедийный кабинет на базе интерактивной доски со своей медиатекой.

При переходе учащихся из начальной школы в среднюю возникает новая проблема – адаптация к новым условиям обучения. Решить эту проблему мы стараемся через программу “Каждому пятикласснику – творческий шанс” Наша задача сохранить и приумножить знания учащихся, полученные в начальной школе. Мы твердо верим в то, что каждый ребенок одарен – будь то одаренность с высоким IQ , креативная, т.е. творческая одаренность, спортивные успехи или организаторский талант, талант лидера. Цель работы педагогического коллектива по программе “Одаренный ребенок” - выявить и развить одаренность каждого. В школе работает ученическое научное общество, учащиеся занимаются исследовательской и проектной деятельностью. Есть очень положительные результаты: дипломы I, II, III степени на Международной научно-практической конференции “Политика вокруг нас”, дипломы, грамоты на региональной конференции “Инициатива молодых”, победы в районных, областных олимпиадах, участие в Математической олимпиаде “Кенгуру”. Творческая одаренность ребят развивается через блок дополнительного образования. В школе работают вокальные, танцевальные кружки, наш всем известный в районе и области экологический театр “Эдельвейс”, дипломант и лауреат районных и областных конкурсов, клубы по интересам, открытые по договорам с Центральной библиотекой, кинотеатром , районным домом детства и юношества, семейные клубы.

Физически одаренные дети посещают школьные спортивные секции, участвуют и побеждают в спортивных соревнованиях среди школ района. Организаторский талант каждый может проявить, укрепить и развить, являясь членом ДОО “ШТОРМ”. ДОО “ШТОРМ” - 9 лет. Почему “ШТОРМ” - так решили сами дети, желая чтобы школьная жизнь бурлила, штормила, била ключом. Организация тесно связана с ветеранами педагогического труда, только в 2006 году штормовцами было проведено 18 встреч с ветеранами педагогического труда по различным темам. Лидерами организации собран и оформлен в музейной комнате школы богатый материал о ветеранах педагогического труда. Члены ДО “ШТОРМ” оказывают практическую помощь в организации быта ветеранов, поздравляют с праздниками.

СОШ № 1 первой в районе начала активную работу по практической подготовке детей к осуществлению в будущем их избирательного права, проводя на высоком уровне выборы Президента детской организации. Детские выборы в школе максимально приближены к существующему выборному законодательству как по его практической подготовке и методической организации: кандидаты в президенты зарегистрированы школьной избирательной комиссией; представлены программы каждого кандидата, которая самостоятельно разрабатывается. Дети знают, что такое доверенные лица, списки избирателей, бюллетени, кабины и урны для голосования.

В детской общественной организации ежегодно проводится конкурс полезных дел. Например, в 2006 году школьниками было собрано и сдано 4 тонны макулатуры, школьная библиотека пополнилась 500 книгами, были собраны семена цветов для школьных клумб, проведена ярмарка-продажа жителям поселка детских поделок и вырученные 4000 рублей были использованы при оформлении коридоров школы. Понятно, что за всем этим стоит большой кропотливый труд классных руководителей, педагогов дополнительного образования, вожатых.

Одной из сильных и значимых сторон деятельности школы является развитие детского самодеятельного творчества. Ежегодно в районных конкурсах “Звездный дождь”, “Наследие предков сохраним и приумножим”, конкурсах чтецов, в жюри которых всегда ветераны педагогического труда, учащиеся школы занимают наибольшее количество призовых мест. Более десяти лет на сцене районного Дома культуры проводятся новогодние игры КВН с участием команд педагогов и школьников СОШ № 1. Игры проводятся при полных залах и давно являются ожидаемыми и общественнозначимыми для всех жителей п. Степное. Учащиеся школы принимают активное участие в концертах районного Дома культуры, выездных концертных бригадах в период посевной и уборочной кампаний.

Новогодние представления, которые творчески готовятся педагогическим и ученическим коллективами любимы не только учениками, но и их родителями, они собирают большую взрослую аудиторию. Хорошая подготовка новогодних программ позволила школе первой в районе провести муниципальную елку.

Праздники Последнего звонка и театрализованные выпускные вечера также имеют большой положительный резонанс в среде родителей учащихся школы и всех жителей поселка.

“ШТОРМ” - это школьная творческая организация молодых, работающая под девизом “К мудрости и процветанию России – через океан знаний”. Знания, учеба – вот что наши штормовцы считают главным. И неплохо справляются с этой задачей.

Вот уже пятый год процент качества знаний в школе по результатам года не ниже 50%, каждый год школа выпускает медалистов (два последних года были особенно “урожайными” на медали: 2005 год – 5 золотых + 4 серебряных; 2006г. – 1 золотая + 11 серебряных) Около 80% выпускников поступают в ВУЗы.

С прошлого учебного года наша школа участвует в региональном эксперименте по предпрофильной и профильной подготовке. В школе 5 девятых классов, это 106 учеников. Создана нормативно-правовая база эксперимента, программы “Предпрофильная подготовка в МОУ-СОШ № 1”, “Профильное обучение в МОУ-СОШ № 1”.

Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов начинается с информационного блока, проводимого в первой четверти, в который входят следующие занятия:

  • информационные (8 часов в каждом классе);
  • психолого-педагогические (8ч. в каждом классе)
  • ориентационные (8ч. в каждом классе).

На информационных занятиях учащиеся получают информацию о целях предпрофильной подготовки, о целях и задачах эксперимента, о ВУЗах, СТУЗах и ПУ г. Саратова, о рынке труда в п. Степное, проводятся встречи с преподавателями и мастерами ПУ-77. Ориентационный курс “Мой выбор” направлен на оказание учащимся педагогической поддержки в профессиональном самоопределении, способствует развитию у школьников отношения к себе как субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда.

Цель занятий педагога-психолога профессиональная ориентация учащихся, развитие познавательной активности учащихся, создание положительного настроя, учебной мотивации.

В последующих четвертях учащимся 9-х классов предлагается перечень элективных краткосрочных курсов с целью обеспечить школьникам возможность попробовать себя в различных направлениях будущей образовательной деятельности. Таких курсов, разработанных учителями школы, предложенных СарИПКиПРО и изученных учителями с целью их преподавания 44. Курсы самые разные: “Зри в корень” (физика), “Создание анимации”, “Создание Веб-сайтов”, “Создание деловых документов” (информатика), “Жизнь до рождения” (биология), “Право в нашей жизни” (история), “Управление личными финансами” (экономика), “Транспорт”, “Мир журналистики”, “Живопись иглой и ниткой” и т.д.

Учителя школы работали и работают над разработкой и написанием авторских элективных курсов для предпрофильной подготовки и профильного обучения, принимают участие в областном конкурсе “Лучший элективный курс”. В этом году элективный курс учителя истории Гулякова Ю.Г. “История войн и военных конфликтов ХХ и начала ХХ1 вв.” признан победителем такого конкурса и рекомендован к изучению в школах области.

Каждый учащийся 9 класса имеет возможность изучить от 3-х до 9 предметно ориентированных элективных курсов за год. Это дает возможность учащимся определить уровень своих знаний в различных образовательных областях и помочь в выборе профиля будущей образовательной траектории. В школе организовано обучение в классах с физико-математическим, информационно-технологическим, социально-экономическим профилями.

Для учащихся 10-11-х классов организованы занятия по физике и математике, которые вести преподаватели СГУ в соответствии с соглашением между школой и университетом “О профильном обучении учащихся 10 и 11 классов”.

Набор в 10-е профильные классы и группы осуществляется по результатам итоговой аттестации в 9-х классах с учетом “портфолио” и по заявлению учащихся. Главная составляющая портфеля достижений учащихся (портфолио) – результат обученности по предметам учебного плана. Уже несколько лет уровень знаний девятиклассников проверяется по методике рейтингового контроля (Приложение № 1). Учащиеся за месяц до проведения рейтинга знакомятся с банком вопросов для повторения по всем предметам, с целью подготовки к рейтинговым контрольным работам. Повторение, подготовка к рейтингу идет в школе и дома. Затем в течении недели идут рейтинговые контрольные работы (не более 2-х в день). Работы шифруются и проверяются предметными комиссиями, в состав которых не входят учителя, преподающие в данном классе. Затем по каждому предмету формируется рейтинговая шкала с фамилиями учащихся 9-х классов и баллами, набранными ими по предмету. По результатам рейтинга учащиеся и их родители могут определиться с профильными предметами на старшей ступени, увидеть подготовленность учащихся к экзаменам.

Работа по предпрофильной подготовке и профильному обучению в школе идет по плану, без особых трудностей. Это потому, что школа имеет определенный опыт ранней профилизации учащихся. Профильная дифференциация образования представляет собой логическое продолжение уровневой дифференциации образования учащихся, осуществляемой на ступени 5-9 классов. Уже восьмой год в школе работают классы с дополнительными образовательными услугами, имеющие свои учебные планы. В эти планы включены дополнительные предметы по запросам учащихся и их родителей (например: информатика, английский язык, риторика, история, экономика, МХК и т.д.). В 3,4, 5-8 классах проходят рейтинговые контрольные работы и прикладные олимпиады, способствующие ранней профилизации учащихся. Учащиеся 10-х, 11-х классов работают над созданием проектов, написанием исследовательских работ по предметам. Каждый год в апреле в школе проходят научные конференции с защитой этих исследовательских проектов. Лучшие из лучших участвуют в региональной конференции “Инициатива молодых” и международной конференции “Политика вокруг нас” , получая высокую оценку специалистов. В этом году группа старшеклассников под руководством учителя истории Гулякова Ю.Г. приняла участие в “Политике вокруг нас” с проектом “СМИ и власть” и получила диплом 1 степени. 9 учащихся 8-11 классов участвовали в региональной конференции “Инициатива молодых” в секциях экономики, истории, географии, литературы, экологии. Результат 5 грамот за научный подход к изложению избранной проблемы и диплом в секции “Литература Х1Х века” у учащейся 11 класса Фроловой Дарьи.

Педагогический коллектив школы планирует продолжить совершенствование предпрофильной подготовки и ранней профилизации учащихся школы. Учебным планом школы предусмотрена летняя учебно-трудовая практика в 5-8 классах. Мы планируем попробовать организацию предпрофильного лагеря (на базе лагеря с дневным пребыванием детей). Его цель – развитие предметных и ключевых компетентностей – ценностно- смысловых, учебно-познавательных, коммуникативных, общекультурных. Форма, в которую облекается жизнь подростка в этом лагере, отвечает его потребностям в общении со сверстниками и взрослыми, в увлекательном труде и насышенном досуге, в ощущении своей успешности и значимости. Работа в нем будет строиться по методике коллективных творческих дел и общих проектов. Например: “Наш школьный двор”, “Спортивная площадка”, “Зеленые легкие школы”, “Создание проектов с помощью интернет технологий” и т.д. Темы проектов будут обсуждаться с учащимися, педколлективом, родителями.

К участию в региональном эксперименте мы готовились давно: изучали новые программы, новые курсы, методику преподавания новых курсов и профильных предметов, учились использовать мультимедийную технику. Кадры решают все – я на 100% согласна я этим высказыванием. Учителя школы – это квалифицированные педагоги, из которых 18 – учителя высшей квалификационной категории, 37 – I квалификационной категории, 16 – II категории. Все они – участники школьного методического проекта “Внедрение деятельностного типа обучения с помощью новых технологий и активных форм обучения” (Приложение № 2). Цель проекта – повышение результативности образования. И неоценимая помощь этого проекта – президентский гран в миллион рублей. Для средней и старшей школы открыты два мультимедийных класса (класс математики и русского языка); мультимедийный класс на базе интерактивной доски (здесь имеют возможность заниматься все учителя-предметники); переоборудован компьютерный кабинет (установлены компьютеры с жидкокристаллическими мониторами), приобретается наглядность на бумажных и в основном электронных носителях. Для педагогов оборудован методический кабинет управления инновационными технологиями с медиатекой, компьютерами, копировальной техникой. В Министерство образования Саратовской области направлена заявка на кабинет физики. Чувствуя государственную поддержку, поддержку области и района учителя, родители, ученики охотно откликаются на все изменения, нововведения в школе.

Всем хочется быть причастными к процессам, происходящим в современной школе. Результат – новая инновация - Управляющий совет школы. Школа с 1 сентября приказом начальника управления образования объявлена муниципальной экспериментальной площадкой по реализации проекта “Инновационное управление школой. Разработка и апробация модели Управляющего совета в школе”.

При введении всего нового необходима тесная связь с социумом, родителями обучающихся, необходима их поддержка. Так при изучении заказа социума на организацию и открытие профильных классов мы попали в тупик: не в плане методики изучения запроса родителей, а в плане принятия решения об открытии профильных классов. Мы задумались о том, что это решение (важное решение, которое определяет будущее выпускника) мы берем на себя со ссылкой на общественность, на итоги анкетирования учащихся и родителей. Нет весомой, законодательной поддержки всех участников образовательного процесса, в определении профильных классов.

Мы уже знаем, что во многих школах России идет эксперимент по созданию УС, есть методические рекомендации Министерства Российской Федерации. Изучив опыт работы школ г. Красноярска, Москвы, Карелии решили попробовать, т.к. имеющиеся в школе ресурсы и стремления к инновационному преобразованию вошли в противоречие с существующими формами управления. Школе необходим единый коллегиальный орган управления, способный взять на себя определение стратегии и тактики развития учреждения, объединяющий человеческие ресурсы для совершенствования образовательного процесса и процессов, его обеспечивающих и повышающих эффективность работы школы. Одним словом, определились контуры содержания уже ставшей необходимой для школы деятельности, и сформировалась потребность в управленческой структуре, объединяющей мнения и подходы разных субъектов, заинтересованных в развитии школы.

Руководитель проекта “Обеспечение деятельности Управляющих советов общеобразовательных учреждений”, в рамках которого координируется проведение экспериментальной работы по созданию в школах ряда регионов Российской Федерации Управляющих советов, А.А.Пинский дал следующее емкое определение: “Управляющий совет – это внутришкольный коллегиальный орган, состоящий из избранных, кооптированных и назначенных членов и имеющий управленческие (властные) полномочия по решению ряда важных вопросов развития и функционирования школы”.

То есть существенным отличием Управляющего совета от всех ранее создавшихся в школах различных органов школьного самоуправления является именно его право принимать по вопросам, отнесенным к его компетенции, окончательные управленческие решения, которые становятся обязательными для участников образовательного процесса, включая директора школы.

Нормативно-правовым основанием для придания Управляющему совету реальных управленческих полномочий является пункт 2 статьи 35 Федерального закона “Об образовании”: “управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются Уставом образовательного учреждения”.

Существенным и отличительным от других привычных форм самоуправления в школе признаком Управляющего совета является тот факт, что в процедуре создания Управляющего совета и его наделения управленческими полномочиями и ответственностью учредитель участвует непосредственно, а не через директора школы.

Прямое участие учредителя в процессе наделения Управляющего совета управленческими полномочиями находит свое закрепление и в факте наступления реальной дееспособности Управляющего совета с момента специального акта учредителя – признания его состава избранных, кооптированных и назначенных членов сформированным в соответствии с требованиями Устава школы в форме приказа.

Мы ожидаем, что вводимая новая структура управления школой поможет нам в следующем:

  • сделать систему образования открытой для власти, бизнеса, общества;
  • создать условия для поддержки и развития инновационной деятельности школы в области внедрения новых образовательных и воспитательных технологий;
  • в выборе и реализации различных, в том числе и новых в образовательной области программ профильного обучения;
  • в поиске новых форм воспитательной работы в рамках реализации целей блока дополнительного образования, формированию нравственно-деятельностных черт характера;
  • привлечь в школу заинтересованных, творческих людей;
  • решить проблему обеспечения школы ресурсами, в том числе и финансовыми.

Первые проведенные мероприятия по созданию Управляющего совета показали заинтересованность всех участников образовательного процесса в новом деле (отзывы участников выборной кампании, членов УС). В результате подготовительных выборных мероприятий и первых рабочих заседаний вновь созданного УС определился круг наиболее важных вопросов, требующих разработки и решения, где приложение сил УС будет наиболее оптимальным. И этот круг вопросов отражает интересы всех: и педагогов, и родителей, и учащихся, учитывая при этом социальную обстановку в районе, школе. Каждая комиссия, как и весь УС, в настоящее время заняты выявлением проблем в пределах своих компетенций, планированием своей деятельности, разработкой необходимой нормативно-правовой базы, делая первые шаги в управлении школой. Главными принципами любой инновационной деятельности, в том числе и УС нашей школы, являются принципы открытости и коллегиальности. А главным девизом – “Не навреди!”