Цели:
- учить самостоятельно и по шаблонам выкраивать дополнительные детали;
- развивать творческое воображение, смекалку, терпение;
- видеть вещи в упрощённом виде, замечать характерные черты, присущие данному предмету;
- развивать глазомер, умение доводить дело до конца; умение работать в коллективе, ценить свой труд и труд товарищей;
- закрепить знания детей о правилах дорожного движения.
Оборудование: Пустые спичечные коробки, “обтянутые” цветной бумагой, цветная бумага, картон, пластилин, ножницы, клей, кисточка, шаблоны, простой карандаш, фломастеры, салфетка для рук.
Ход урока
I. Введение. Вводная беседа учителя.
- Уже третий урок мы с вами работаем над созданием макета улицы. На нашем макете уже воссозданы дома, зелёные насаждения вдоль улиц, тротуары, шоссе, обозначена размётка дорог, пешеходный переход. Чего же ещё не хватает, чтобы наша улица “ожила”, стала похожа на настоящую? (Транспорта, пешеходов, регулировщиков, светофоров, дорожных знаков).
1. Сообщение темы и задач.
Сегодня мы изготовим машины, пешеходов, знаки, светофоры.
Инсценировка.
Ребята, дорога всегда сопряжена с опасностью, а потому рядом с дорогой нужно быть внимательным и очень осторожным. К нам на урок пришёл хорошо вам всем известный по курсу ОБЖ Пал Палыч Палпалычев. Он проверит, хорошо ли вы усвоили правила дорожного движения и сможете ли самостоятельно и правильно перейти улицу.
Ученик. – Моё почтение, уважаемая публика, вы меня узнали? Я люблю рассказывать весёлые истории. Хотите расскажу одну, обхохочитесь.
Пал Палыч – Подожди, подожди, мы здесь говорим о правилах дорожного движения. Ты должен знать эти правила.
Ученик – Эка невидаль! Да я и без правил всё знаю.
Пал Палыч – А как ты переходишь улицу?
Ученик – А вот так… Иду и всё. А если в школу опаздываю, то и бегом бегу.
Бежит. Раздаётся свисток.
Пал Палыч – Ты что, озорник, хочешь под машину попасть?
Ученик – Я не озорник, я Рома. Я, дяденька, загляделся на эту штуку. Что это за фонарь?
Пал Палыч – Это не фонарь, а светофор. Он помогает переходить улицу.
1 ученик
– Если улицу нужно тебе перейти,
О правиле помни простом.
С вниманьем налево сперва посмотри,
Направо взгляни потом.
2 ученик
- Красный свет, красный свет!
Это значит, хода нет.
Это – стоп, остановись,
Это значит, берегись!
3 ученик
- Если жёлтый свет в окошке,
Подожди ещё немножко,
Подожди ещё чуть-чуть,
Будет вновь свободен путь!
Ученик – Спасибо за науку. Теперь я всегда буду по правилам дорогу переходить.
Учитель. Чтобы освоить правила дорожного движения и самостоятельно смоделировать ситуацию на дороге, мы сегодня с вами и изготовим модели машин, дорожные знаки, светофор и пешеходов.
Какие дорожные знаки мы изучили?
“Пешеходный переход”.
Я указываю путь,
Не даю вам отдохнуть,
С пешеходами дружу,
Переход вам покажу.
“Пункт первой медицинской помощи”.
Даша с куколкой в тревоге:
Нужен доктор им в дороге.
Не смотрите грустным взглядом –
Помощь близко. Доктор рядом!
“Телефон”.
Если нужно вызвать маму,
Позвонить гиппопотаму,
По пути связаться с другом –
Телефон к твоим услугам.
“Осторожно, дети!”.
Школьница и школьник
Забежали в треугольник.
Все водители на свете
Понимают – это …(дети).
Знаки вывешиваются.
Что позволяет регулировать движение? (Светофор, регулировщик).
1 группа будет изготавливать модели этих предметов и пешеходов, 2 и 3 группы – модели машин.
II. Анализ изделия.
Показ моделей-образцов.
Из каких деталей состоит машина? (кабина, кузов, колёса).
Из каких деталей состоят знаки и светофор?
(сам предмет, ножка, основание).
Как соединены между собой детали изделий? (склеены, соединены при помощи пластилина).
Из чего и каким видом работы выполнены дополнительные детали изделия-игрушки? (из цветной бумаги и картона, аппликацией).
Как можно изготовить стойку для светофора? (из бумаги, скрученной в трубочку).
Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.
III. Самостоятельная работа.
Назначаются ответственные за работу группы, которые должны распределить обязанности, чтобы каждый ученик выполнял какую-либо операцию.
1. Изготовление изделий в группах.
Учитель следит за ходом выполнения работы, при необходимости помогает.
За период выполнения работы учитель сообщает информацию.
В старину улицы в городах и загородные дороги были едиными и для тех, кто ехал, и для тех, кто шёл пешком. Это приводило к неразберихе, а нередко, и к несчастным случаям. Несмотря на различные строгости, вплоть до царских указов, чтобы едущие соблюдали осторожность и не давили лошадьми идущих пешком, количество несчастных случаев не уменьшалось. Только тогда стали строить в городах для пешеходов специальные дорожки, которые назвали французским словом – тротуар, что в переводе означает “дорога для пешеходов”. А чтобы на тротуар не заезжали экипажи или сани, его приподняли над проезжей частью.
Уже позже, с появлением большого количества автомашин, для наведения порядка движения по проезжей части дороги люди стали делать на ней дорожную размётку. Зная её обозначения, водитель или пешеход могут правильно ориентироваться в дорожной обстановке и не попасть в беду.
Своё происхождение светофоры ведут от семафоров, которые применялись на железных дорогах и имели два цвета – красный и зелёный. Такой семафор более ста лет назад был установлен в Лондоне. С помощью лебёдки поднималась стрела с зелёным или красным диском. При этом происходило резкое чередование цветов, что не создавало полной безопасности дорожного движения. Чтобы не было столкновений, нужен был какой-то промежуток времени между зелёным и красным сигналами, во время которого въехавший на перекрёсток экипаж, а позднее автомобиль, успевал бы освободить его при смене сигналов. И тогда люди придумали промежуточный жёлтый цвет.
В 1929 году в Москве был установлен первый в нашей стране светофор. Он представлял собой круг, разделённый на три сектора: красный, жёлтый и зелёный. По кругу, как по циферблату часов, двигалась стрелка. . Зайдёт стрелка на красный цвет, значит, движение запрещается, зайдёт на жёлтый – надо подождать, пока не перейдёт на зелёный, означающий, что путь свободен.
Управлял таким светофором специально приставленный к нему регулировщик, но уже через несколько лет такой светофор заменили на электрический, который действует и сегодня, хотя внешне он, конечно, изменился.
Иногда на перекрёстке можно увидеть, что движение регулируется одновременно светофором и регулировщиком. Происходит это по разным причинам, но надо помнить, что в этом случае и водитель , и пешеходы должны выполнять только указания регулировщика.
В правой руке у регулировщика жезл. Сигналами регулировщика являются положения его корпуса и жесты руками.
Значения этих сигналов запомнить не сложно, если попробовать найти в жестах регулировщика жесты наших предков: охотников и воинов.
Встречаясь в дремучих лесах, охотники часто не знали, друг перед ними или враг. Поднятая правая рука означала, что оружия нет, а значит, и злых намерений тоже: можно остановиться и поговорить. Т а же рука, поднятая с мечом или копьём, требовала, чтобы встречный остановился. И у регулировщика поднятая над головой рука с жезлом или без него – знак остановки.
Повернулся регулировщик лицом в направлении движения – вновь останавливаются машины. Ведь спина и грудь регулировщика – это стена для водителей. Такая поза заимствована у древних воинов, которые прикрывались щитом, преграждали дорогу врагам. Подходить к ним со спины считалось недостойным настоящего воина. (Использованы материалы методического пособия по курсу ОБЖ за 2 класс Н. А. Горбунова “Основы безопасности жизнедеятельности / 2 класс” ).
В оставшееся время дети работают под мелодии песенок о пешеходах и транспорте (звучат фонозаписи).
За 25 минут до окончания урока проводится физминутка:
Постовой стоит упрямый.
\Людям машет: “Не ходи!
Здесь машины едут прямо.
Пешеход, ты погоди!”
Посмотрите, улыбнулся,
Приглашает вас идти.
Вы, машины, не спешите,
Пешеходов пропустите!
2. Уборка рабочего места.
IV. Итог урока.
Дети обмениваются мнениями о выполненной работе.
Готовые изделия устанавливаются на заранее подготовленном макете, имитирующем часть улицы с зелёными насаждениями, зданиями.
Детям предлагается ответить на вопросы, используя в ответах возможности макета:
- Чем опасны кусты и деревья перед проезжей частью дороги?
- Почему опасно переходить проезжую часть дороги наискосок?
- Почему опасно ходить по дороге группами?
- Назовите места, где разрешается ходить по дороге.
- Чем опасен для пешеходов момент, когда разъезжаются два встречных транспорта?
В заключение урока исполняется песня на мелодию “Мы едем, едем, едем…”.
По улицам мы ходим
Повсюду каждый день,
Мы соблюдаем правила
И это нам не лень.
И по проезжей части
Не будем бегать мы,
Чтоб не было несчастья,
Чтоб не было беды.
Припев:
Светофор, переход,
Нас спасает целый год.
Прояви вниманье,
Покажи все знанья,
Софья, Даша, Динар, Майя –
Вот компания какая. (Слова песни печатались в одном из номеров “Учительской газеты” ).