Развитие познавательной активности на уроках математики через игры

Разделы: Математика


Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок учился с охотой и желанием? Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала свой путь решения. В русле современных решений этой проблемы является уровневый подход к учению.

Познавательную активность как педагогическое явление необходимо рассматривать как двухсторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны это форма самоорганизации и самореализации учащегося, с другой – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом конечный результат усилий педагога заключается в формировании и становлении собственной активности учащегося. Не секрет, что для различных учащихся характерна разная степень или, другими словами, интенсивность в активном познании. Однако, учителю нужно работать и с тем школьником, который пассивно принимает знания. И с таким, который “включается” в учебный процесс время от времени в зависимости от учебной ситуации, и с тем, для кого активная позиция в учебном процессе стала привычной. Опытный учитель с первых же уроков в новом классе может мысленно разделить учащихся по степени познавательной активности. Но существуют объективные показатели уровня познавательной активности. К ним относятся: стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и т.д. Все это дает возможность выделить следующие уровни проявления активности: нулевой, относительно-активный, исполнительно-активный, творческий. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе – это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, воспитателя и педагога помочь учащемуся перейти с нулевого уровня на относительно-активный и т.д.. И во многом именно от педагога зависит, дойдет ли воспитанник до творческого уровня или предпочтет отсидеться на “камчатке”.

Учащимся с нулевым уровнем познавательной активности несвойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя. Занимаясь с этой группой учеников нужно помнить о том, что они медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно. В момент ответа не стоит перебивать их или задавать неожиданные каверзные вопросы.

Для учащихся с относительно-активным уровнем познавательной деятельности характерна заинтересованность только в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой урока или необычайными приемами преподавания. Такие ученики с желанием приступают к новым видам работы, однако, при затруднениях так же легко теряют интерес к учению. Стратегия учителя в работе с относительно активными учащимися заключается в том, чтобы помогать им включиться в учебную деятельность. Но и поддерживать для них эмоционально-актуальную атмосферу на протяжении всего урока.

Учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности, как правило, любимы учителями. Они всегда выполняют домашние задания, помогают учителям, главное в них - стабильность и постоянство. Для этой группы учащихся: особо ролевые ситуации. Именно на данную категорию учащихся опирается учитель при изучении новой (непростой) темы; именно эти школьники выручают учителя в трудных учебных ситуациях (открытые уроки, посещение администрации и т.д.). Главные достоинства этих учащихся привлекают учителей. Однако и у этих учащихся есть свои проблемы. Их называют “зубрилками” за усидчивость и прилежание. Кажущаяся легкость, с которой им дается учеба – результат более ранних усилий ученика: умение сосредоточиться на задаче, внимательно знакомиться с условиями задания, активизировать имеющиеся знания, выбирать наиболее удачный вариант, а при необходимости повторить всю эту цепочку. Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост. Если учитель занят с более слабыми учащимися. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации познавательной деятельности таких учащихся достаточно актуальна. Основными приемами, стимулирующими учащихся на исполнительно-активном уровне. Можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках. Основная стратегия учителя в работе с учащимися высокой познавательной активностью заключается в том, чтобы побуждать ученика к самоактивности в учении.

Педагогическая работа с учащимися, обладающими творческим уровнем познавательной активности, ориентирована на специальные приемы, стимулирующие творческую деятельность учащихся в целом.

Структура урока с учетом уровней познавательной активности предусматривает не менее четырех основных моделей:

  • линейный: с каждой группой по очереди;
  • мозаичный: включение в деятельность той или и6ной группы в зависимости от учебной задачи;
  • активно-ролевой: подключение учащихся с высоким уровнем активности для обучения остальных;
  • комплексный: совмещение всех предложенных вариантов.

Главным критерием урока должно стать включение в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей. На практике я стараюсь каждый урок строить так, чтобы были

вовлечены в работу и увлечены ею все дети без исключения. Одной из основных задач при обучении математике является выработка у ребят навыка хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляют интерес к счету, да и к урокам использую различные приемы, направленные на выработку вычислительных навыков учащихся.

Отработке вычислительных навыков способствует игра. На своих уроках я практикую устный счет проводить через такие игры:

1. “Математическое домино”.

Ребят по степени познавательности делю на три группы (к сожалению нет ребят с творческим уровнем познавательной активности), раздаю им три комплекта “математического домино” и они в течении 10 минут играют.

Например: комплект “домино” при изучении темы “Десятичные дроби” – математика 5 класс для детей с нулевым уровнем познавательной активности выглядит так:

  0,7-0,2 1,8: 2 0,35 х2 20: 0,2 93,2 +6,8 1,3- 0,3 0,85 +0,15 8,2- 1,2 1,4: 0,2
5х 0,1     0,21 х2
1,2- 0,2 0,4+ 0,42
0,5+ 0,2 0,3+ 0,2
0,3 х3 0,35 х2 7х 0,1 0,84 :2 0,34 +0,08 99,9 +0,1 10: 0,1 0,5х 2 0,2 х5 50: 100
  0,2- 0,01
0,9 :1 50 х4 2: 0,01 7х 0,1 2,1 :3 7,6- 7,3 3х 0,1 9,2 :2 8,3- 3,7 3,6+ 5,4 8,1: 0,9 0,8 :2 2,3- 1,9 0,7: 0,1 6,3 :9 0,38 :2

2. Очень нравится ребятам игра на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, на восстановление частично стертых записей.

Например: при изучении темы “Сложение чисел с разными знаками” – 6 класс даю задание: найдите ошибки:

0,3 + (-1,2) =0,9

1 + (-0,3) = 0,61

26 + (-6) = -20

и т.д.

Цель: знают ли ребята правило!

При изучении темы “Синус и косинус двойного угла” – 9 класс, для ребят с активно-активным уровнем познавательной деятельности даю задание: восстановите частично стертые записи.

Упростите выражение:

3. Нравится детям игра в “Математический футбол”.

Класс делится на две команды. Из каждой выбирается арбитр. На доске пишу по 10-15 заданий для обеих команд. Правильно решенное задание означает забитый гол в ворота команды – противницы. Качество, быстроту, порядок во время игры оценивают выбранные арбитры. Практикую задания для этой игры готовить совместно с ребятами, имеющими исполнительно-активный уровень познавательной активности. А при желании и со всеми остальными.

На доске также вывешиваются “ворота”, в которые забиваются голы.

4. Играем во время устного счета в “Снежки”, особенно зимой. Суть игры: на доске записаны примеры, а рядом на белых, вырезанных из альбомных листов – числа, ответы к этим примерам, ребята считают, выбирают правильные ответы. “Снежок” попал в цель, если пример решен верно. А как проверить? С обратной стороны “снежков” – буквы. Если все решено верно, то получится слово, например “Молодцы” или “хорошо” и т.д.

5. Любят учащиеся, особенно 5-7 классов, играть в “Почтальона”. Суть игры: группе ребят выдаются таблички с заданиями, а другая группа получает таблички с ответами. Первая группа – “почтальоны”, решают задания, находят табличку – квартиру с нужным ответом и несут свои задания в эти квартиры, “хозяева” квартиры проверяют, правильно ли, по адресу ли, “почтальон” принес послание – табличку с заданием. В зависимости от того, кто будет “почтальоном”, ребята с каким уровнем познавательной активности, такие и подбираю карточки-задания. Играем в эту игру достаточно часто, поэтому у меня накоплен большой материал по разным темам.

6. Использую всевозможные формы кодирования ответов, они привлекают внимание ребят не меньше, чем интересная задача. На доске рядом с примерами предлагаются ответы, закодированные буквами. Учащиеся решают пример, выбирают верный ответ и записывают в тетрадь букву-код, соответствующую верному ответу. По окончанию счета у ребят появляется слово. Например: 6 кл. “Дробные выражения” задание – найдите значение выражения:

Т - ; О - ; И - ; Ч - ; Н - ; Л - ; О -

Ребята считают устно, а букву пишут в тетрадь. Эту игру часто использую и при закреплении материала. Например, при закреплении темы “Алгебраические дроби”.

Задание: упростить выражение (выражения разные для разных групп).

 

; ;

 7.Полюбили ребята игру “Учитель-ученик”. Класс делится пополам. Половина класса-“учителя”, они задают другой половине класса-“ученикам” вопросы, на которые сами знают ответы. Эту игру хорошо применять на обобщающих уроках, уроках – повторениях, при изучении тем, где много определений, понятий, формул. В этом учебном году при изучении главы “Элементы тригонометрии” эту игру я применяла почти на каждом уроке и не зря: обобщающий урок и контрольная работа показали хорошие знания основных определений, формул, понятий.

Большое значение имеет организационный момент каждого урока. Я часто провожу его, после традиционных - кто отсутствует, все ли готовы к уроку?, в виде математической зарядки. Заранее готовлю карточки с примерами. Примеры даю с ответами (верными и неверными). Поочередно показываю классу карточки, а ученики делают определенные движения: ответ верный -руки вверх, неверный - руки вперед или все стоят - руки на поясе, правильный ответ-поворот направо, неправильный - поворот налево. Иногда математическую зарядку провожу не фронтально, а с каждой группой, учитывая уровень познавательной активности, отдельно. Это учащимся нравится больше из-за того при фронтальной работе ребята с нулевым уровнем познавательной активности, “не успевают” за другими.

Ряд приемов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся применяю и при изучении нового материала: часто использую проблемные ситуации, например при изучении темы “Сумма п-первых членов арифметической прогрессии” после того, как учащиеся хорошо научились работать с формулой п-го члена, с определением арифметической прогрессии, предлагаю найти для арифметической прогрессии ( an) : 1; 6; 11; 16 … найти сумму первых 3-х, 5, 10 членов? Вместе делаем вывод, нужно вывести формулу. Формулу выводим фронтально, но в работу стараюсь привлекать всех учащихся класса:

использую различные формы работы с книгой. Например, объяснив новый материал, прошу изучить пункт учебника и найти в пункте то, о чем мы не говорили или прочитать такой-то абзац, выделить главную мысль и т.д.;

использую групповой метод при решении задач. Работу в парах, пары составляю сама с учетом уровней познавательной активности.

Важное место на уроке занимает закрепление пройденного материала. В своей практике применяю игру: “Угадай что (или кто) это?”. Например, при изучении темы “Координатная плоскость” ребята с нулевым уровнем познавательной активности получают задание: отметить на координатной плоскости точки, соединить их отрезками так, чтобы получилась птица: (3;-1), (3;5), (4;5,5), (2;6), (3;6), (2;1), (-3;-1), (-3;4).

Что за птица получилась? “Лебедь”. Использую цветные карандаши.

А в это время ребята с относительно активным уровнем познавательной деятельности получают задание: изобразить на координатной плоскости одного из зверят (на картинках - кошка, мышка, собачка) зашифровать основные точки координатами. Какие интересные получаются работы!

При решении упражнений, предложенных в учебнике, ребята задания выбирают сами, есть в классе кубик, все грани которого окрашены в черный цвет, на них мелом пишу номера, которые нужно решить, а ребята очередность выполнения заданий определяют броском кубика. Кубик бросает тот, кто быстрее решил предыдущее упражнение, это тоже активизирует ребят, их познавательную деятельность.

При закреплении учебного материала применяю и такой метод: часть ребят идет к доске. Получив задание (3-4 человека) и такое же задание получают ребята (3-4 человека) и решают на месте, потом они сверяются, объясняя, друг другу непонятные моменты. Этот метод очень эффективен, ибо иногда лучше ученик поймет ученика, и ученик – ученику объяснит доступнее.

А как развивают познавательную активность всех групп ребят творческие домашние задания! Это и рисунки по темам, например, “Симметрия”, это и стихи, например, стихи на тему “Сокращение дробей”, “Действие с дробями”, “Математика и экология”, это и “Ромашки” для устного счета, сказки и т.д.. Я все это в своей практике применяю не первый год и ничего, кроме пользы, от этих заданий. Мои ученики всегда с интересом относятся к творческим домашним заданиям и все без исключения стараются их выполнять. Немного хуже получается у ребят с нулевым уровнем познавательной активности, но им задание даю проще. Например: сочинить четверостишие со словами…… Творческие домашние задания проверяются и оцениваются самими ребятами, каждый ряд со своим консультантом читают свои стихи, смотрят, нет ли в стихах математических ошибок, называю лучшие, всем ставят оценки.

Не могу не говорить и о внеклассной работе по предмету. В каждом классе веду математический кружок с выходом на весь класс: самый последний урок математики в четверти ведут кружковцы, и этот урок называется “Час занимательной математики”. Здесь мы говорим о самом интересном, самом занимательном, что узнали на кружке.

Во время традиционных школьных математических недель обязательно провожу КВНы, математические бои, стараюсь привлекать к подготовке и проведению всех ребят, особенно с нулевым уровнем познавательной активности. В этом году впервые попробовала, и это удалось на славу, провела вместе с кружковцами “Путешествие в страну Математики” в 3 классе, которые буду учить в следующем году. Во время этого путешествия мы побывали на станциях:

“Историческая” - рассказали о проблесках талантов юных математиков;

“Шуточная” - предложили задачи-шутки ученикам 3 класса;

“Литературная” – проинсценировали стихотворение “Треугольник и квадрат”, автор Е.Паин, предложили младшим ребятам самим сочинить стих со словами “важна, нужна, решаем, мечтаем”;

“Игровая” – играли в математические игры;

“Театральная” – проинсценировали сказку, которую сочинили сами “Важный нуль”.

Ребята, правильно ответившие на тот или иной вопрос, получали жетоны в виде геометрических фигур:

По количеству полученных жетонов были подведены итоги, отмечены лучшие. Была выпущена газета, оформлена доска.

Все приемы развития познавательной активности, которые я применяю в своей практике, “копились” мною в течение ряда лет, часть из них заимствована из опыта работы других учителей (посещение “открытых” уроков), часть я придумала сама, учитывая индивидуальные особенности моих учеников.

Перспективу дальнейшей работы вижу в разработке нетрадиционных уроков – сказок, уроков-путешествий, очень хочу видеть среди своих учеников творческих ребят и уменьшить количество учеников с нулевым уровнем познавательной активности.