Создание условий для внедрения в работу информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)

Разделы: Администрирование школы


1. Роль информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения

Перестройка российского образования на новых принципах, соответствующих утверждающимся государственно-политическим и социально-экономическим отношениям, закреплена “Законом РФ об образовании” и “Федеральной программой развития образования России”.[1,2]

Общество находится в состоянии перехода от индустриального века к информационному, оно заинтересовано в том, чтобы граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Компьютерные и коммуникативные технологии являются вполне очевидным проявлением информационной революции[3].

Становится понятным тот пристальный интерес, который проявляют к компьютерной грамотности и информационно-коммуникативным технологиям педагоги, занимающиеся поисками адаптации школы к современному миру. В настоящее время становится актуальной проблема формирования информационной культуры подрастающего поколения.

Потребность в развитии производства информационных средств создания, передачи, хранения, обработки, тиражирования информации и автоматизации информационных процессов обусловила возникновение новых информационных технологий, в основе которых лежат электронные средства информации.

Таким образом, необходимо подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить понимать и осознавать последствия воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

1.1. Возможность и необходимость использования Интернет-образования

Интернет становится все более массовым средством доступа к многочисленным источникам информации, что делает умения и навыки работы в Интернет важным компонентом информационной культуры личности, необходимым для рационального использования информационных ресурсов общества. Более того, можно утверждать, что формирование информационной культуры личности, владеющей современными информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ), является социальным заказом данного этапа развития – перехода к информационному обществу. [4]

Объединение современных психолого-педагогических разработок с новейшими информационными технологиями - единственное средство для превращения преподавателя в профессионала, который будет заниматься воспитанием информационно развитой личности.

Для учащихся овладение информационной культурой означает приобретение знаний, умений и навыков оптимального осуществления индивидуального информационного самообслуживания учебной, научно-познавательной, самообразовательной, досуговой деятельности.

Освоение Интернета – это освоение его как новой информационной среды со специфическими средствами деятельности в ней. При использовании информационных ресурсов Интернет в образовательной сфере при организации познавательной деятельности учащихся их дидактическая эффективность определяется не самими Интернет-технологиями, а собственно дидактическими средствами: отбором и организацией материала в соответствии с определенными целями, приемами и организационными формами его использования и т.д. [4]

Существует ряд проблем использования Интернет в образовательном контексте, связанных с тем, что дидактический потенциал Интернет весьма специфичен, его не следует рассматривать как благоприятную образовательную среду [5].

Информация и коммуникации были всегда, а наше время происходит беспрецедентно быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, а их возможности становятся исключительно разнообразными. Такие быстрые изменения в характере, темпах и способах накопления и обмена информацией должны учитываться в организации учебной деятельности всех звеньев системы образования. [4]

Программа по компьютеризации школ, начатая по инициативе Президента России, набирает силу. За это время поставлено по несколько (2-20) компьютеров в школы. Пополнение ими будет продолжаться. Все школы имеют теперь компьютерные классы, компьютерные программы оснащения школьных библиотек. Правительство приняло решение о дальнейшей информатизации образования в рамках программы “Новые технологии детям” [10].

Действительно, доступ к Интернету у российских школ пока ограничен и составляет примерно 13%, чуть лучше ситуация с наличием внутренней компьютерной сети (20%). Что касается электронной почты, WEB-сайтов, то здесь цифры пока еще крайне невысоки. Более широкий доступ российских школ в глобальную информационную Сеть зависит от многих причин, в том числе и в большей мере технического характера[10].

1.2. Компьютерные технологии обучения

Для изучения информационных технологий при наличии соответствующих возможностей рекомендуется пропедевтический этап в 1-3 классах. Его основной задачей является формирование первых элементов информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ.

В настоящее время в сфере использования компьютерных технологий можно выделить два основных направления. Первое из них, теоретическое, подразумевает использование компьютеров для изучения теоретических основ информатики как науки об информационных процессах. Его основной целью является воспитание информационной культуры будущих жителей нового информационного общества, заключающееся в формировании научного мировоззрения, операционного стиля мышления, умений работы на компьютере. Второе направление, прикладное, предпочитает использование компьютеров в качестве технического средства обучения (ТСО) по учебным предметам.

Однако процесс информатизации отечественной школы существенно сдерживается двумя серьезными факторами: неготовностью подавляющего большинства учителей к использованию компьютеров в своей деятельности и отсутствием необходимого программного обеспечения, но педагогическая технология организации компьютерного практикума позволяет разрешить сразу обе эти проблемы.

Но, как и всякое средство, компьютер не является панацеей от всех педагогических бед.

Следует выделить два типа компьютерного обучения: для первого характерно непосредственное взаимодействие учащегося с компьютером. Он определяет задание, оценивает правильность и оказывает необходимую помощь. В этом случае обучение протекает без преподавателя, к помощи которого прибегают, когда компьютер не справляется с ситуацией из-за несовершенства обучающей программы. Второй тип характеризуется взаимодействием с компьютером преподавателя. Компьютер помогает преподавателю в управлении учебным процессом. Обычно этот тип обучения используется, когда нельзя снабдить каждого учащегося персональным компьютером, и он выступает в рамках традиционного обучения - как одно из средств обучения наряду с учебниками, программированными пособиями [12].

1.3. Использование ИКТ как здоровьесберегающего ресурса

В современном информационном мире человек чувствует себя вполне здоровым, если обладает, наряду с другими компонентами, знаниями в области информационной культуры, умеет правильно, не вредя своему здоровью, работать с компьютерной техникой.

Применение информационно-коммуникативных технологий в сфере образования может повысить эффективность учебного процесса и способствовать сохранению здоровья учащихся за счет полного использования тех преимуществ, которые привносит в учебный процесс компьютер, обеспечивая должное соответствие образовательных программ индивидуальным особенностям и способностям школьников.

Г.К.Селевко выделяет следующие концептуальные положения компьютерного обучения, способствующие сохранению здоровья учащихся:

  • принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
  • диалоговый характер обучения;
  • управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
  • оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
  • поддержание у ученика состояния психического комфорта при общении с компьютером[18].

Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяет изменять и обогащать содержание образования, что способствует лучшей адаптации школьников к быстро меняющимся окружающим условиям, и как следствие – сохранение здоровья учащихся.

В настоящее время не вызывает сомнения, что прогресс педагогических технологий без учета функциональных возможностей организма учащихся невозможен. Традиционной школе нужен здоровьесберегающий способ организации учебной деятельности, позволяющий значительно снизить физиологическую цену обучения. Одним из способов сохранения здоровья учащихся в процессе обучения является использование информационно-коммуникативных технологий[3].

1.4. Проблемы подготовки педагогических кадров

Педагогическое образование, составляющая часть системы образования России, выполняет актуальную задачу кадрового обеспечения на всех этапах образования. Необходимость модернизации педагогического образования определяется задачами, поставленными в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, внутренними закономерностями развития педагогического образования и перспективными потребностями развития личности, общества и государства[16].

Среди мер по модернизации педагогического образования были выделены следующие:

  • обучение педагогов использованию информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе;
  • создание федеральных комплексов учебно-методической литературы, в том числе и на электронных носителях, для педагогических направлений и специальностей.

Однако существует ряд проблем, которые можно представить в виде следующей таблицы. Там же предлагаются возможные пути решения этих проблем (Приложение №1).

1.5. Информатизация системы образования в Алтайском крае

На сегодняшний день Алтайский край признан одним из лидеров в области информационного обеспечения школьного образования. В ходе реализации федеральной программы компьютеризации школ всего было поставлено около 5 000 персональных компьютеров. Одновременно в крае и Барнауле успешно решается вопрос и переподготовки учительских и педагогических кадров: благодаря открытию двух региональных центров – Федерации Интернет-Образования и дистанционного образования происходит обучение школьных учителей использованию Интернет-технологий в их профессиональной деятельности. Так, только на базе центра Федерации Интернет-Образования Алтайского государственного университета дополнительную подготовку прошло более 2 000 учителей. Лидерство в области развития информатизации в Алтайском крае было отмечено московским представительством компании Microsoft, что и стало решающим фактором для выделения новой современной компьютерной техники для системы образования в крае[11].

На базе Барнаульского государственного педагогического университета распоряжением Главы администрации Алтайского края в 2003 году было создано отделение краевого Ресурсного центра развития единой образовательной информационной среды “Инфо-коммуникативные технологии в сфере общего и педагогического образования”, которому получено выполнение функций регионального информационного центра университетского комплекса педагогического профиля “Алтайский университетский школьно-педагогический округ”. Региональный информационный центр имеет многоуровневую структуру, ядром которой является отделение краевого ресурсного центра на базе Барнаульского государственного педагогического университета. При этом основной целью РЦОИ является организационно-технологическое обеспечение проведения ЕГЭ [14].

2. Технология разработки комплексного перспективного плана по внедрению в работу ОУ ИКТ

В связи с глобальным процессом информатизации всех сфер жизни общества особое значение приобрели вопросы качества и содержания образования в единой информационной среде возникла необходимость разработки комплексного перспективного плана по внедрению в работу образовательного учреждения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

Главной целью является создание и развитие в образовательном учреждении образовательной информационной среды, обеспечивающей повышение качества образования на основе формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности; создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий; развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала.

2.1. Анализ исходной ситуации

1.Изучение психологической, технологической готовности педагогов к работе с информационно-коммуникативными технологиями (анкетирование, собеседование), (см. Приложение 2).

2.Определение необходимых изменений школьной системы образования для решения задачи по внедрению в образовательное учреждение информационно-коммуникативных технологий (наблюдение, анкетирование, проведение мини-исследований, составление карты изменений), (см. Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5).

2.2. Проектирование ожидаемых результатов

В ходе реализации данного комплексного перспективного плана работы образовательного учреждения ожидается:

Создание положительной внешней и внутренней мотивации у всех участников образовательного процесса.

Повышение образовательного уровня педагога.

Повышение культуры учебного и педагогического труда.

Повышение информационной плотности и эмоциональности урока.

Эффективность обработки информации на уроке.

Документационное обеспечение управлением. Образовательное администрирование.

2.3. Определение основных направлений работы

Формирование материально-технической базы образовательного учреждения.

Развитие образовательных потребностей учащихся.

Формирование информационной культурой.

Улучшение профориентации и предпрофильной подготовки учащихся старших классов.

Развитие самостоятельности, инициативности, активности.

Адаптация в современном мире.

Формирование уважения к себе и толерантности.

Повышение уровня преподавания и качества подготовки учащихся по предметам естественно-научного, гуманитарного, математического циклов.

Освоение новых информационно-коммуникативных технологий (Internet, интеллектуально-обучающие системы, компьютерные игры, справочная литература, туризм, искусство, техника и т.д.)

Личный пример учителя, позитивный заряд его деятельности.

2.4. Комплексный перспективный план по внедрению в работу образовательного учреждения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) (Приложение №6)

2.5. Разработка системы контроля за реализацией комплексного перспективного плана

Проверка подготовки учителя к решению данной проблемы.

Проверка качества календарно-тематического планирования в соответствии с корректировкой учебных программ с целью внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий.

Проверка качества поурочного планирования (выборочно).

Проверка содержания методов работы с ИКТ, эффективности решения воспитательных, развивающих задач, создание мотивационной среды урока.

Проверка форм организации учебной деятельности учащихся на уроке.

Проверка содержания форм и методов организации внеурочной работы.

Проверка работы классных руководителей, предметников по профориентации.

Проверка работы классных руководителей с родителями.

Проверка работы курсов обучения, кружков, факультативных занятий по развитию

способностей и интересов учащихся в области ИКТ.

Проверка работы лаборанта кабинета ТСО по своевременному приобретению, установлению и использованию учебной, справочной, интерактивной и иной продукции.

2.6. Подведение итогов работы

Подведение итогов работы образовательного учреждения по внедрению и реализации комплексного перспективного планирования с использованием информационно-коммуникативных технологий может проходить в виде ярмарки образовательных услуг или в виде научно-практической конференции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я считаю, что последовательная методически грамотная работа по созданию условий для внедрения в образовательное учреждение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в соответствии с предложенным комплексным перспективным планом работы приведет к тому, что в школе будет создана информационно-коммуникативная обеспеченность учебного процесса, что приведет

  • к повышению качества образовательного процесса;
  • к оптимизации труда педагогов и учащихся;
  • к интенсификации процесса обучения;
  • к воспитанию развитию, и социализации личности учащегося.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Закон РФ об образовании (Учительская газета, 4 августа, 1992 год)
  2. Федеральная программа развития образования в России. М., 1993
  3. Е.Ф.Ермолаева “Использование информационных компьютерных технологий как средства сохранения здоровья учащихся в процессе их обучения”, журнал “Вестник” №4, 2002
  4. Г.С.Сиговцев “Интернет для образования – возможность и необходимость”, ПГУ, Петрозаводск, статья, 2003
  5. Якушина Е.В. “Необходимость моделирования обучения подростков работе в Интернет”, М., 2003
  6. Интернет в гуманитарном образовании.//Под ред. Е.С.Полат, М.: Владос,2001
  7. А.Д.Ханнанов “Коммуникативные модели образовательного Рунета” http://www.isn.ru/info/seminar-doc/Khannanov.
  8. А.Н.Миннуллина, А.В.Хадиева “Курс обучения использованию новых информационных технологий учителями предметниками” http://www.ito.su/2004/"
  9. Г.К.Селевко “Современные образовательные технологии” М., 1998
  10. В.М.Филиппов “Говорят, что доступ школьников к глобальной информационной Сети в обозримом будущем маловероятен…” (Учительская газета – 24 февраля 2004 г)
  11. http://www.altairegion.ru Статья информационной службы “Амител” 06.05.2003 “Лидерство в области информатизации системы образования края приносит новые результаты”
  12. Е.В.Кудрявцева “Компьютерные технологии обучения”, статья, 2004
  13. http://www.dictionary.fio.ru Словарная статья, педагогический энциклопедический словарь.
  14. С.Д.Каракозов “РЦОИ ЕГЭ и развитие единой образовательной информационной среды Алтайского края”, БГПУ, статья, 2003
  15. В.И.Варченко, Л.М.Фуксон “Педагогические основы использования компьютерных технологий” http://www.bytic/ru"
  16. “Кадры решают все. Но их надо готовить” (Учительская газета, 24 ноября 2003)
  17. А.А.Шлепнев “Система поддержки разработки CASE-курсов для дистанционного обучения”, статья, МГИЭТ, 2003
  18. “Гигиенические требования к условиям обучения в образовательном учреждении. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02” Приложение к журналу “Директор школы” №1,2, 2003