Реализация системы подготовки студентов педагогического колледжа к проектной деятельности

Разделы: Администрирование школы


Стремительные перемены в социально-экономической, политической и культурной жизни нашего общества требуют кардинальных изменений в сфере образования на всех ее уровнях, что ведет к смене образовательной парадигмы, приобретающей личностно-ориентированный характер, ставящий во главу угла развитие внутреннего потенциала личности, самостоятельно решающей сложные задачи современности. В процессе профессиональной подготовки студенты средних специальных учебных заведений должны обладать способностями учиться и самоорганизовываться, умением устанавливать приоритеты, ставить оперативные и стратегические цели и добиваться их достижения, изменять радикально, перестраивать жизненные условия.

Наиболее благоприятное развитие и саморазвитие личности будущего специалиста осуществляется в условиях подготовки к организации проектной деятельности студентов, ведущей к получению продуктов, носящих субъективно-творческий характер и отражающих личностные достижения каждого учащегося, способного экстраполировать полученную информацию в будущую теоретическую и практическую деятельность, самостоятельно принимать решения, генерировать идеи, находить способы их разрешения.

Для того чтобы “вырастить” такого специалиста в Вольском педагогическом колледже им. Ф.И. Панферова уже несколько лет работает творческая лаборатория продуктивного образования при институте дошкольного образования Российской Академии образования и Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Образовательный процесс в колледже строится на организации условий для приобретения студентами собственного опыта посредством практической деятельности, нацеленной на создание нового образовательного продукта и достижение личностно значимого результата.

Представим разработанную и апробируемую нами систему подготовки студентов педагогического колледжа к проектной деятельности. Особенностью данной системы является то, что в зоне первичного внимания находится деятельность самого студента, ведущая к созданию творческого проекта и профессионально-личностному росту. Системообразующими компонентами системы выступают мотивационно-целевой (включающий все многообразие целей и конкретных задач), содержательный (отражающий взаимодеятельность и сотрудничество учителя и ученика) и результативный (как конечный результат всей деятельности). Переменным составляющим этого процесса, может быть операционный компонент (включающий методы, приемы, средства и способы контроля), все эти компоненты образуют устойчивое единство и целостность, которое обладает интегративными свойствами, взаимодействием и взаимообусловленностью.

Организация проектной деятельности студентов представлена как модель системы, включающая в себя структурные элементы, интегративно объединенные устойчивыми связями: целеполагание и мотивация, содержание и специально отобранные формы и методы, направленные на достижение наивысшего уровня готовности обучающихся к данному виду деятельности, деятельность по самоизменению. Данная модель организации проектной деятельности студентов педагогического колледжа наглядно представлена на рисунке 1.

Как видно из рисунка, модель системы организации проектной деятельности студентов представляет собой своеобразную структуру практической реализации логически последовательных этапов проектирования: от программирования замысла, реализации проектов до прогнозирования их результатов. Так, этап разработки замысла проекта обусловлен целями, которые ставит сам студент и проблемой, принятой им. Характер отбираемого им содержания обуславливает адаптацию, трансформацию, необходимую редукцию научно-информационного содержания при переводе его в дидактическое. Реализация проекта дает возможность студентам действовать самостоятельно, получать результат в соответствии с заранее разработанным замыслом, работать, взаимодействуя друг с другом и в сотрудничестве с преподавателем.

Как видно из модели основными этапами осуществления проектной деятельности студентов педагогического колледжа являются:

  • программирование замысла проектной деятельности;
  • реализация проектной деятельности;
  • получение результата, и создание новых проектов.

Представим каждый этап проектной деятельности через компоненты (мотивационно-целевой, содержательный, операционный и результативный), разработанной нами системы.

Этап программирования замысла проектной деятельности.

Концептуализация замысла проекта, получение информации, необходимой для развития способности самостоятельного и обоснованного выбора, самоопределения в целях деятельности, способах, средствах и путях решения; поиск путей научного исследования, рождение новых идей, использование приобретенного опыта проектной деятельности.

На данном этапе студенты личностно присваивают предлагаемую им проблему, выдвигают гипотезу и пути ее решения, обсуждают возможные источники информации для проверки данной гипотезы, вживаются в ситуацию, принимают задачи проекта, планируют работу. Педагог обозначает круг возможных проблем, формулирует альтернативные цели и задачи, обсуждает возможные средства информационной деятельности, предлагает организовать группы и распределить в них амплуа, вводит в ситуацию, оснащает всем необходимым и создает условия для самостоятельной работы.

В процессе реализации этого этапа используются такие формы как: дискуссия “Ученый совет”, мозговой штурм “Как развить мышление”, “Консультации психолога”, работа в малых группах “Призма темпераментов”, атака мыслей “Мир общения”, работа с Интернет “Путешествие в мир чувств и эмоций” “Калейдоскоп событий; и методы: метод погружения, методы сбора и обработки данных, исследовательский и проблемные методы, метод временных ограничений и новых вариантов, метод информационной недостаточности, метод синектики и другие.

Этап реализация проектной деятельности

Развитие способности быть субъектом деятельности, осознания и определения основных черт конечного результата; практическое целенаправленное овладение умениями и навыками проектной деятельности; развитие коммуникабельности через умения высказать свою точку зрения, выслушать и понять другую, конструктивно критиковать альтернативный подход, для того чтобы в итоге найти решение синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения; повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации.

На данном этапе - студенты участвуют в практической деятельности в индивидуальном образовательном проекте, составляют маршруты, распределяют задания с учетом выбранной позиции (роли), сбирают и обрабатывают материал, интерпретируют результаты. Педагог оказывает консультационную помощь, организует индивидуально-групповую работу, не навязчиво контролирует, дает новые знания, когда у студентов появляется в этом необходимость.

Работа проходит в следующих формах: самостоятельные индивидуальные или групповые работы с различными дополнительными источниками информации (книги, статьи, видеофильмы, обучающие компьютерные программы); работа методом проектов “Добрые дела”, “Общение”, “Познавательный мир детей”; ярмарка идей “Как улучшить память”, “Рекомендации родителям первоклассника”, “Дарите людям добро”; проект - конференция; творческая мастерская “Рецепт воображения”, “Древо личности” “Специалист”, “Познай себя”; круглый стол “Подари проект другу”, “Мое видение решения проблем”, “Защити свою тему”; лабораторные работы “Твой видео проект”; индивидуальные маршруты “Пирамида проектов”, “Спираль знаний”; написание сочинений, эссе “Размышляя о …”; рефлексируем собственный опыт, портфолио, с использованием методов: анализ справочных и литературных источников, поисковый эксперимент, аналогии, ассоциации, инверсии, опытная работа, деловые игры, ролевые ситуации и другие.

Этап получения результата, создания новых продукт-проектов

Целенаправленное формирование опыта проектной деятельности по созданию индивидуально-личностного или коллективного творческого проекта; развитие самостоятельности в аргументированном изложении своих мыслей и идей, рефлексии собственной деятельности, нахождении оригинального творческого решения проблемы и представлении ее в форме презентации проекта; развитие продуктивно-творческого проектирования новых результатов данной деятельности.

Студенты анализируют успехи и ошибки, занимаются поиском способов коррекции и устранения ошибок, поиском нестандартных решений проблемы, теоретической разработкой и созданием собственного творческого продукта (проекта) с последующей его презентацией. Педагог обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги, акцентируя внимание на воспитательных моментах (умение работать в группе, на совместный результат, умение общаться, обосновывать свое мнение, развитие толерантности и др.) Этап получения результата и создание презентации проектов проходит в следующих формах: защита проекта; творческий отчет; пленарная дискуссия; межгрупповое взаимодействие (взаимоконтроль, взаимоанализ, взаимооценка); интеллектуальный аукцион творческих идей и другие, с использованием методов: обобщение результатов, игровая рефлексия, тест с обратной связью, синтез мыслей и другие.

Представленная система подготовки студентов к проектной деятельности способствует самореализации интересов студентов, повышает уровень мотивации и заинтересованности в получении профессиональных навыков в избранной сфере деятельности, ориентирует на практическое достижение успехов в обучении и самообразовании, воспитании ответственности, самоорганизации и трудолюбия, изменению культуры образования и культуры управления учебным процессом со стороны педагога и ведет к профессионально-личностному росту.