Тема урока: "Комплексный подход к формированию умений решать задачи по физике"

Разделы: Физика


Актуальность:

С 2001 года наша школа работает по ЕГЭ. Введение ЕГЭ поставило перед учителем и учащимися жесткие требования к тестированию. Уровень сложности материалов ЕГЭ по физике с каждым годом повышается.

Проблема: Сравнив старые билеты по физике с КИМами для подготовки к ЕГЭ, я увидела, что возникла противоречивая ситуация: от учащихся требуют новых знаний, а обучают старыми методами.

Поэтому я поставила цель: дополнить старую методику решения задач новыми приёмами, подойти к формированию умений решить задачи по физике комплексно.

Задачи:

  1. Проанализировать тесты ЕГЭ предыдущих лет
  2. Проанализировать учебники физики и математики
  3. Выявить физические и математические трудности
  4. Составить рекомендации по их преодолению

Решение и анализ задач позволяют понять и запомнить основные законы и формулы физики, создают представление об их характерных особенностях и границах применимости. Задачи развивают навык в использовании общих законов материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и познавательное значение. Умение решать задачи является лучшим критерием оценки глубины изучения программного материала.

Сейчас в школах получили распространение в основном три метода решения задач. Первый состоит в том, что учащимся даётся алгоритм решения задач нового типа, показывается, как он применяется и предлагается решить самостоятельно ряд задач с его помощью. Второй (традиционный) метод заключается в следующем: учитель объясняет образец решения задачи нового типа (не выделяя алгоритма решения), а затем предлагает учащимся самостоятельно решать подобные задачи. Третий метод фактически заложен во всех учебниках: даются образцы решения задач, но не предлагается плана и алгоритма решения.

Анализируя контрольные экзаменационные материалы для подготовки к ЕГЭ по физике, я пришла к выводу, что соотношение между теорией и задачами существенно изменилось в сторону количественных задач.

Примерное распределение таково:

  • теоретические вопросы и качественные задачи составляют примерно от 50% до 33%.
  • количественные задачи от 50% до 67%, среди них графические задачи от 7,5% до 12,5%.

Исходя из небольшого исследования, я пришла к выводу, что в изучении курса физики решение задач имеет исключительно большое значение, им должна отводиться значительная часть курса.

В процессе работы с учебниками физики и математики были выявлены трудности физического характера.

В математике ученик привык оперировать с числами и небольшим количеством переменных, в основном X и Y. В физике количество физических величин очень большое. Например, в 7 классе ученики должны запомнить 20 новых физических величин, 15 формул и 6 размерностей.

  • В 8 классе: 20 физических величин, 26 формул, 13 размерностей.
  • В 9 классе: 18 физических величин, 58 формул, 5 размерностей, 2 физические постоянные.
  • В 10 классе: 34 физические величины, 55 формул, 20 размерностей, 8 физических постоянных.
  • В 11 классе: 29 физических величин, 63 формулы, 2 размерности, 1 физическая постоянная.

Математических трудностей пять:

Составление системы уравнений, полностью отражающей данный физический процесс, представляет основную трудность решения почти всех задач по физике.

Ко второй математической трудности я отношу вычисление степени с натуральным показателем. На уроках математики эта тема изучается недостаточно и ученики забывают правила вычисления. Поэтому при решении задач на закон всемирного тяготения, законы фотоэффекта испытывают затруднения.

К третьей математической трудности я отношу решение графических задач. Опять таки это связано с большим количеством физических величин и закономерностей. В математике ученики пользуются системой XOY, а в физике их огромное множество: координата от времени, скорость от времени, ускорение от времени и т.д.

Четвёртая трудность - решение задач с элементами геометрии. Учащиеся затрудняются нарисовать чертёж по условию задачи.

Пятая трудность – нахождение проекций векторов на координатные оси. В математике рисуют стандартный прямоугольный треугольник со сторонами abc и определяют a=c cos, b=c sin. В физике изучаются наклонные плоскости и треугольник оказывается под углом к горизонту, т.е. он по-другому расположен на чертеже.

Рекомендации по преодолению трудностей:

Составление и использование на уроках таблиц, плакатов, рисунков.

Изучая учебник математики, Алгебра – 9, я составила таблицу свойства степени с натуральным показателем и стандартный вид числа. Такими таблицами пользуюсь при решении задач на закон всемирного тяготения, законы фотоэффекта и других, где требуется применение этих свойств.

Свойства степени с натуральным показателем

I 10m 10n = 10m+n 102 103 =105

102 10-3 = 10-1

II 10m : 10n = 10m-n 1023 :1021 = 1023-21 = 102

109 : 10-4 = 109+4 = 1013

III (10m)n = 10mn (105)2 = 1010

(10-4)2 = 10-8

IV (5 10m)n = 5n 10mn (3 103)2 = 9 106

(5 10-3)2 = 25 10-6

V 102n = 10n 1018 = 109

2,5 109 = 25 108 = 5 104

VI 1/ 10n = 10-n

1/ 10-n = 10n

1/ 1023 = 10-23

1/ 10-23 = 1023

Стандартный вид числа

а •10n

например

2750 = 2,75 • 103

0,0275 = 2,75 • 10-2

Описанная методика хорошо вписывается в общую систему работы учителя на уроке, успешно сочетается с другими методами и формами обучения. Она может оказать большую помощь учащимся в домашней работе при самоподготовке.