Существуют различные способы постижения мира (искусство, философия, наука и т.д). Каждый из них способен выразить лишь какую-то часть реальности. Возможность более полного понимания зависит не только от интегративных процессов в науке, но и от интеграции различных способов освоения мира. В докладе рассматривается интегративный подход в обучении студентов педагогического колледжа при изучении курса “Математика и информатика”.
В современных условиях существуют объективные предпосылки для изменения системы профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа. Значимой при этом оказывается проблема интеграции способов освоения студентами образовательно-профессиональных задач.
Существуют различные способы постижения мира (искусство, философия, мифология, наука и т.д.). Каждый из них способен выразить лишь какую-то часть реальности. Возможность более полного понимания зависит не только от интегративных процессов в науке, но и от интеграции различных способов освоения мира.
Сущность интегративного подхода в обучении студентов состоит не только в передаче социального опыта преподавателями и усвоении его студентами, а, главным образом, во всестороннем гармоничном развитии, которое соответствуют внутренним потребностям личности и направлено на свободное и творческое самоопределение индивидуальности.
Одним из путей реализации этой идеи является сотрудничество и интеграция различных дисциплин, в том числе математики и информатики. В последние годы стремительное проникновение математики и компьютерных технологий в нематематические, гуманитарные сферы стало свершившимся фактом. Все шире математические методы применяются в таких, казалось бы, далеких от математики областях знаний, как психология, социология, педагогика. Обработка больших массивов данных становится невозможной без использования компьютеров. Почти неограниченный доступ к информационным ресурсам предоставляет всемирная компьютерная сеть Интернет. В связи с этим встают совершенно новые задачи и перед средним профессиональным образованием. Необходимо так организовать процесс обучения, чтобы студенты умели применять математические и компьютерные методы в своей работе. Для этого они должны получить базовое образование в области математики и информатики. В учебный план для студентов-специальности 050711 “Социальная педагогика” введен интегрированный курс “Математика и информатика” рассчитанный на 44 часа. В колледже разработана и успешно апробирована программа курса.
Курс математики построен по принципу пирамиды: прикладные математические методы невозможно освоить без знания математической статистики. Статистика, в свою очередь, опирается на теорию вероятностей. В теории вероятностей используются результаты математического анализа, основу которого составляют фундаментальные понятия множества и функции. Алгебраические и геометрические представления составляют неотъемлемую часть общематематической культуры, поэтому без них трудно представить себе сколь бы то ни было связный математический курс.
При обучении опираемся на школьные знания. Это касается, к примеру, развития понятия числа — от натурального ряда к действительным числам, понятия множества и отношения, понятия и основных свойства функции и даже таких сложных математических объектов, как вектор, предел, производная и интеграл. Одна из задач курса — систематизировать и расширить знания студентов.
При обучении информатике вводятся основные компьютерные понятия и термины, без которых невозможно даже самое непрофессиональное пользование компьютером. С другой стороны, делается обзор программного обеспечения, показываются пути использования компьютера в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Для овладения теоретическими и практическими знаниями по предмету используется метод проектов как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Цели проектной деятельности:
- использование информационных технологий с целью формирования умения использовать вычислительную технику и программное обеспечение применительно к профессиональной деятельности, разработка и изучение учебной (научной) проблемы;
- приобретение навыков представления работы перед аудиторией как вид социальной адаптации студентов.
Вначале семестра перед студентами ставится задача, в процессе дальнейшей работы создать коллективный или индивидуальный проект по выбранной теме и защитить его по окончании семестра. Таким образом, студентам с самого начала ясна цель изучения курса, они осознанно подходят к изучению программного материала, у них сформирована высокая мотивация.
Работа над проектом включает в себя:
- выбор темы, постановка индивидуального мультимедийного проекта по выбранной учебной (научной) проблеме;
- подбор литературы и других источников информации в сети Интернет;
- составление планов реферативной части проекта и работы над презентацией;
- подготовка текстов рефератов с использованием программы MS WORD;
- подбор графических иллюстраций, иллюстраций в сети Интернет;
- сканирований графических иллюстраций;
- создание презентаций в режиме слайдов в программе MS Power Point;
- настройка переходов слайдов и анимации объектов;
- добавление звуковых фрагментов окончательного оформления презентаций;
- репетиция презентаций, подготовка текста выступления;
- печать реферативной части мультимедийных проектов;
- итоговая аттестация в форме защиты проектов по выбранной проблеме.
Знания, полученные студентами на теоретических занятиях по математике и информатике, при таком подходе, проверяются практически на материалах разрабатываемых проектов. Студенты имеют возможность обмена опытом. Возникающие вопросы решаются совместно, стремление найти ответы на вопросы приводят к более детальному изучению возможностей MS WORD, MS EXCEL, MS Power Point. В результате студенты глубоко погружаются в изучаемую программу, в решение рассматриваемой проблемы, т.е. пополняют свои знания по информатике и по предмету, содержание которого рассматривается в проблеме.
Качество успеваемости при таком подходе заметно повышается, повышается интерес и к изученному предмету и к возможностям компьютерных технологий.
Примерный перечень тем проектов:
- изучение рейтинга Государственного образовательного учреждения Боровичский педагогический колледж в г. Боровичи, Боровичском и других районах Новгородской области;
- мониторинг рынка труда Новгородской области;
- виды способностей, исследование уровней способностей студентов группы и обработка полученных результатов;
- возможности интеграции курсов математики и информатики в начальной школе;
- решение текстовых арифметических задач в начальном курсе математики.