Когда нас спрашивают школьники: “Зачем учить математику, решать трудные задачи?” - мы отвечаем: “Затем, что в глубине души у каждого человека живет тайная надежда познать свой внутренний мир, совершенствовать себя и тем самым, возможно, повлиять на действительность”.
Реализуя новую концепцию образования, выдвигаю на первый план задачи развивающего обучения и, прежде всего, такие его компоненты, как интеллектуальное развитие учащихся, их способность к учебно-познавательной деятельности и рефлексивному анализу собственной деятельности. Информационный взрыв, произошедший повсеместно, помог осознать недостаточность любого объема знаний для успешной самореализации человека в жизни и действительную значимость цели образования, сформулированных в науке еще А.Дистервегом: “развитие способностей к самодеятельности, благодаря которым человек может в последствии стать распорядителем своей судьбы продолжателем образования своей жизни”. Сегодня приоритет развития способностей к самоопределению личности, создание условий для ее самореализации не только социально значим и научно обоснован, он стал нормой Закона РФ об образовании, то есть нормой деятельности каждого учителя!
Эффективен ли с этой точки зрения метод обучения, который до сих пор широко используется в повседневной практике, - объяснение учителем нового материала? Вот что сказал по этому поводу еще в 1868 году известный русский педагог А.Н.Страннолюбский: “Доведенная до совершенства научная система, пленяя собою учителей, целиком переносится ими в школу, и здесь-то сказывается ее не соответствие с действительным ходом развития детского ума и с нормальным способом приобретения им познаний. Педагоги как будто забыли, что прошли целые тысячелетия, прежде чем явилась эта великолепная научная система; что для составления и выработки ее потребны были усилия многих величайших умов, мало – по-малу обобщавших и связывавших между собой результаты, добытые ими то из наблюдения, то из сопоставления и комбинаций. Вся эта работа тщательно скрывается от учеников. Их подводят закрытыми глазами к великолепному зданию и внезапно огорошивают совершенно неожиданным и непонятным для них зрелищем. В порождаемым этим приемом в тупом недоумении ученики и остаются до окончания курса наук”.
Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется тот факт, что в наших школах нет должной заботы об активности учащихся на уроке и многие уроки проходят в пустую.
В связи с этим ведущим на уроках считаю деятельностный метод, в тесном сочетании с принципами научности, вариативности и творчества, который обеспечивает системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения им нового знания.
Дидактический принцип минимакса в сочетании с принципом психологической комфортности помогает создать в классе атмосферу поиска, творчества, когда каждый ученик стремится к успеху, достижению своего оптимального результата. Поэтому все дети получают образование на максимально возможном для себя уровне. На уроках математики в 5-6 классах в разделе “Геометрическая линия” организую самостоятельную исследовательскую деятельность, которая имеет достаточно четкие этапы: знакомство с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений; изучение их свойств на уровне практических исследований; выдвижение гипотез; доказательство гипотез; применение полученных знаний в различных ситуациях.
Работая по теме: “Моделирование, как средство развития умственных способностей учащихся” я ставила перед собой цель организовать интеллектуально – практическую деятельность учащихся, направленную на развитие пространственных представлений, логического мышления, приемов конструктивной деятельности. На уроках мы пытаемся достичь намеченной цели путем решения следующих задач:
1) использование схем, таблиц для выполнения заданий: нарисуй недостающую фигуру; поиск закономерностей; проверь свою память и т.д.
2) при решении логических задач также используются специальные таблицы, которые очень удобно применять с помощью презентации, прослеживая пошаговое решение задачи.
3) при выполнении заданий по теме язык и логика на уроках используем запись высказываний при помощи специальных обозначений, символов, диаграмм Венна.
4) всестороннее развитие геометрического мышления с помощью методов геометрической наглядности. Эти задания содержат практические работы с использованием различных моделей, сопровождаемые выдвижением гипотез.
Самостоятельная деятельность учащихся на уроках способствует приучению к добросовестному выполнению задания, у учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса.
Разработанный урок по теме “Решение логических задач” проводится в группах, с использованием презентации <Приложение1>.
Цели: 1) Обобщение и систематизация знаний, полученных по данной теме;
2) Создание условий для развития умения анализировать конкретную ситуацию, сравнивать делать выводы. Развитие моторики мелких мышц.
3) Формировать навыки делового общения, целеустремленности, организованности, самостоятельности, культуры устной математической речи.
Оборудование: карточки с заданиями для каждой группы, видеопроектор, карточки для оценивания каждой группы.
Ход урока
- Задача Толстого (устное обсуждение решения задачи)
- Работа в группах (выполнение заданий, предложенных в презентации, самостоятельное оценивание результатов)
- Обсуждение решения логической задачи с использованием таблицы, самостоятельное решение подобной задачи в группах и оценивание.
- Язык и логика, фронтальная работа с учащимися по построению отрицаний к высказываниям. Работа в группах по заданиям, предложенным в презентации.
- Выступление ученика с докладом “Геометрия вокруг нас”.
- Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся с использованием методов геометрической наглядности в предложенной задаче.
- Подведение итогов.