Тип: изучение нового материала
Цель: сформулировать первоначальное представление о биотическом круговороте веществ в природе, связывающем все живое и неживое, и об экологическом равновесии.
Задачи:
- актуализировать знания, позволяющие ребенку различать различных участников круговорота веществ;
- познакомить детей с понятием "круговорот веществ" и его участниками;
- учит устанавливать взаимосвязи между участниками круговорота;
- развивать речь учащихся;
- развивать логическое мышление путем разрешения проблемной ситуации, создаваемой на уроке;
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что такое круговорот, научиться различать участников круговорота и их место в экологической цепи.
Ход урока
1.Актуализация знаний и мотивация.
1. -Что такое природа?
- Назовите признаки живой природы.
2. Расселить животных в свою среду обитания.
(Утка, соловей, заяц, жаба, карась, щука, ряска, рогоз, береза, сосна)
Вывод: Каждый живой организм может жить в своем месте, чувствуя себя как дома.
Уч. – Почему животные не могут жить без растений, а растения не могут жить без животных ?
- Где на Земном шаре распространена жизнь?
- Биосфера – живая оболчка Земли, где распространена жизнь.
3. Открытие нового.
Уч. – что является причиной всех происходящих процессов в природе.
Растения получают от солнца богатые энергией
ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА
Из почвы растения поглощают воду и минеральные вещества
МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА
Из неорганических веществ растения создают органические под действием солнца. Этот процесс называется ФОТОСИНТЕЗ
ФОТОСИНТЕЗ
Растения выделяют стоительный материал для животных и растений – кислород.
Получая энергию солнца, растения набирают силу —> растут.
За счет чего это происходит? (происходит предращение энергии)
Уч. – Какова роль растений в природе?
Д. – Являются пищей для животных.
Уч.– Дайте новое название растениям.
Д.– Кормильцы, производители.
Уч. – Назовите некоторые из них.
ПРОИЗВОДИТЕЛИ
Вывод: Растения – пища для животных. Научное название этих животных – РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ, ЕДОКИ ПОТРЕБИТЕЛИ
РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ
ЕДОКИ ПОТРЕБИТЕЛИ
Уч. – Что является пищей для растительноядных животных?
Итак, растительноядные животные являются пищей для хищных животных.
- Назвать их.
Уч. – Научное название этой группы животных ЕДОКИ, ПОТРЕБИТЕЛИ
Потребители делятся на три группы |
||
ТРАВОЯДНЫЕ |
ПЛОТОЯДНЫЕ |
ХИЩНЫЕ |
Уч. – Какой предмет природы не назвали?
Д. – ЧЕЛОВЕКА
Уч. – к какой группе животных мы его отнесем?
(Сообщение о человеке – растительноядный)
Вывод: Итак, есть растения-производители.
Потребители |
||
Уч.– Что произойдет на данном этапев природе?
Д.– Произойдет переизбыток потребителей.
Уч. – Что необходимо для восстановления равновесия?
Д.– Необходимы существа, которые будут убирать за всеми.
Уч. – Необходимы разрушители (мусорщики). К ним относятся:
РАЗРУШИТЕЛИ |
||
МИКРОБЫ |
БАКТРИИ |
ГРИБЫ |
Уч. – При помощи этих участников происходит разрушение сложных вешеств в простые, они попадают в почву, на которой растут растения.
Уч. – Кто участвует в процессе?
Д.– Живые организмы.
Уч.– Сколько по времени длится процесс?
Д. – Бесконечно.
Вывод: благодаря живым организмам превращение веществ идет по замкнутому кругу. (круговорот веществ)
Уч. – Какой закон работает в данном процессе? (закон сохранения веществ)
Итак, тема нашего урока сегодня … .
Д. ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ.