Введение.
Актуальность. Успешное развитие общества во многом зависит от творчески мыслящих, находящихся в поиске нового людей. Методов стимулирования интереса к творческому познанию рассматривается очень много. Но один из приёмов – организация познавательной деятельности через школьное научное общество недостаточно широко используется в практике преподавания, за исключением инновационных учебных заведений.
Озарение. В обычной общеобразовательной школе есть творческие учителя и способные учащиеся, интересы которых выходят далеко за рамки учебных предметов, и реализовать себя в пределах школьной программы такие дети в полной мере не могут.
Идея. Необходимо создать такую модель развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, которая позволит им реализоваться в различных областях науки или техники. Социальный заказ общества на творчески активную личность, проведение интеллектуальных муниципальных мероприятий требовали от школы воплощение этой идеи через продуманную организацию учебно-познавательной деятельности.
Среди существующих форм внеурочной деятельности, направленных на развитие интеллектуальных возможностей учащихся, необходимо было выбрать такую модель, которая предусматривает организацию поисковой деятельности учащихся путем постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. После изучения и обобщения опыта педагогов разных школ было решено организовать научно-исследовательскую деятельность через создание школьного научного общества учащихся.
Цель проекта: Создать научное общество в условиях средней общеобразовательной школы № 36 для реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Создание инициативной творческой группы педагогов для разработки и реализации проекта НОУ.
2. Изучение опыта организации НИД в других школах.
3. Определение структуры НОУ, его целей и задач, содержания деятельности.
4. Выявление способных учащихся и вовлечение их в НИД.
5. Реализация НИД через различные формы работы.
Гипотеза: Создание в условиях общеобразовательной школы научного общества приведет к развитию и реализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся, позволит привлечь их к результативному участию в интеллектуальных мероприятиях разного уровня.
Реализация задуманного проекта решает проблему обучения и развития способных, талантливых и одаренных детей, которые в новом веке станут авторами научных открытий.
Этапы реализации проекта ШНОУ “ПОИСК”
1. Подготовительный этап.
В 2000-2001 учебном году была создана инициативная творческая группа учителей естественного цикла, поставившая перед собой цель по разработке и реализации проекта ШНОУ “ПОИСК”.
Задачи этапа:
1. Изучить и обобщить накопленный опыт по организации НИД в других школах.
2. Разработать основные положения и структуру, определить цель, задачи и формы работы научного общества.
3. Провести диагностику для определения направленности, интересов, интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся.
4. Вовлечение учащихся в НИД.
Основное направление работы творческой группы педагогов – выявление и поддержка способных, талантливых и одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных способностей, поддержка научно-исследовательской деятельности в школе.
План работы творческой группы
Дата проведения | Содержание работы | Ожидаемые результаты |
Октябрь-ноябрь | Обзор статей о работе с одарёнными детьми, изучение технологий по организации НИД (1-6). Обсуждение проекта ШНОУ “ПОИСК”, его положений, целей и задач, форм работы. | Выбор оптимальной технологии и её коррекция для учащихся. Выработка основных положений, определение целей и задач, структуры и форм работы НОУ |
Январь-февраль | Диагностика членов НОУ по определению
глубины знаний учащихся, широты предметной
направленности интересов школьников,
ориентировка на проблемный вопрос, работа с
литературой. Знакомство с основными правилами выполнения школьниками исследовательских работ. Утверждение тем проектов исследовательских работ учащихся. |
Выполнение учащимися НИР различных видов и направлений под руководством учителей-предметников. |
Март-апрель | Проверка вооружённости учащихся исследовательскими умениями. Обсуждение и рецензирование работ. | Отбор лучших работ на конференцию. |
Апрель | Разработка мини-проекта “Школьная
научно-практическая конференция”. Подготовка и выступление на научно-практической конференции: “Завтра рождается сегодня” Награждение участников и дипломантов. Подведение итогов работы группы НОУ “ПОИСК” |
Создана программа проведения
конференции, оформлены дипломы и благодарности Проведение научно-практической конференции |
Диагностика первых членов НОУ по определению глубины знаний учащихся, широты предметной направленности интересов школьников осуществлялась через классно-урочные и индивидуальные занятия, позднее через проведение интеллектуального марафона.
На первых заседаниях научного общества было придуманы название - НОУ “ПОИСК” и девиз – “Учился, выделился, отличился”. По результатам проведённого конкурса была оформлена эмблема общества. Для организации научно-исследовательской деятельности использовались различные формы работы: семинары, индивидуальные и кружковые занятия, где развивались интеллектуальные способности учащихся, юных исследователей знакомили со структурой НИР и требованиями к её оформлению.
Первым результатом реализации проекта ШНОУ “ПОИСК” стало проведение научно-практической конференции “Завтра рождается сегодня” в мае 2001 года, на которой была представлена 21 работа различных видов и направлений.
2. Практический этап. Достигнутые результаты (2002-2006 гг.).
Цель на 2002-2007 гг.: создание оптимальных условий для самореализации школьников, их творческого и интеллектуального потенциала через реализацию проекта ШНОУ “ПОИСК”.
Для реализации поставленной цели педагогическим коллективом на основе ежегодного планирования была осуществлена следующая деятельность:
1. Создана технологическая цепочка выполнения научно - исследовательской работы и определены её основные этапы:
Технологическая цепочка выполнения НИР.
2. Разработан метод последовательной адаптации учащихся к проведению исследований. Особенностью этой методики является выбор объекта исследования и процесс его познания. Процесс исследования проводится по определённому алгоритму и обуславливает логическую взаимосвязь выполнения научно-исследовательской работы.
Алгоритм и логическая взаимосвязь выполнения НИР.
Алгоритм выполнения научно-исследовательской работы оформлен в виде “памятки” и позволяет учащимся обращаться к ней по мере необходимости. Независимый экспертный совет оценивает качество выполненной работы, и один из критериев – чёткое соблюдение алгоритма.
3. Большое количество и разнообразие выполняемых учащимися работ определили необходимость их систематизации.
Виды НИР, выполняемых школьниками НОУ "ПОИСК".
4. Разработаны требования и критерии к выполнению и оформлению научно-практических работ согласно требованиям конференций различных уровней.
5. Для организации научно-исследовательской деятельности используются различные формы работы: семинары, индивидуальные и кружковые занятия, тренинги, мастер-классы.
6. За период 2004-2006 гг. общее количество участников проекта составило 47 человек, которыми было выполнено 40 научно- исследовательских работ.
7. Ежегодно в школе в мае проводится научно-практической конференция “Завтра рождается сегодня”, призеры которой выходит на муниципальные и региональные конференции.
8. Участие в муниципальных, областных, региональных, всероссийских интеллектуальных мероприятиях, что за период 2004-2006 гг. позволили получить следующие результаты: общее число призеров за 2004-2006 гг. на конференциях Муниципального уровня составило – 36 человек: из них I мест – 12, II мест – 9, III мест – 15.
Высокий уровень выполнения, разнообразие областей исследования, содержательность и актуальность научных работ позволяет занимать призовые места на конференциях Регионального уровня - I место – 1, а также очень успешно выступать на конференциях Федерального уровня в г. Москве – 6 призовых мест: из них I мест – 3, II мест – 2, III мест – 1.
9. Накопленный опыт и полученные результаты по организации научно-исследовательской деятельности, вывели педагогов на новый уровень: идет обмен опытом с педагогами и учащимися других школ города и региона.
10. Проект “ПОИСК” позволяет учащимся:
- Расширить область личных и общечеловеческих знаний.
- Осуществить целостное восприятие окружающего мира через выбранный объект познания.
- Получить новый общественно-полезный интеллектуальный продукт.
- Формировать научно-исследовательские навыки.
- Создавать банк данных для отдельных объектов окружающего мира.
- Выявлять существенные признаки развития изучаемых объектов познания.
- Создать условия для реализации научно-исследовательской работы.
Развитие проекта продолжается. Дальнейшие перспективы педагоги - руководители юных исследователей видят в продолжении научно-исследовательской работы с учащимися через обучение проектной деятельности в летней профильной школе и создания научного общества в начальной школе, в развитии научной деятельности через расширение связей с ВУЗами, через сотрудничество с Национальной системой “Интеграция”. В связи с этим был составлен перспективный план деятельности до 2008 года.
Заключение.
В общеобразовательной школе № 36 г. Ангарска разработан и реализован проект школьного научного общества учащихся “ПОИСК”.
Создание научного общества позволило развить и реализовать интеллектуальные и творческие способности учащихся, привлечь их к результативному участию в интеллектуальных мероприятиях разного уровня, что подтверждает поставленную гипотезу.
Научное общество “ПОИСК” - это активная форма организации познавательного процесса через научно – исследовательскую деятельность учащихся. “ПОИСК” - это добровольное объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки или учебного предмета, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки исследовательского труда под руководством педагогов школы, преподавателей высших учебных заведений.
Сегодня в его состав входят одаренные, талантливые и пытливые ребята с 5 по 11 класс. Нашей школе есть, чем гордиться: растет число ребят, участвующих в научно-практических конференциях различного уровня, в интеллектуальных городских конкурсах, олимпиадах. Отрадно, что эти участия являются результативными: мы имеем победителей и призеров таких мероприятий.