Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующая в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания. В 2005/06 учебном году продолжена работа по методической теме школы: “Развитие познавательной активности учащихся по основе формирования общеучебных умений и навыков”.
Цель методической работы: непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей; их эрудиции и компетентности определения наук (учебных предметов) и методики ее преподавания. Был определен следующий круг задач:
Качественная подготовка методической недели и методических дней, повышение их роли в совершенствовании педагогического мастерства руководящего и преподавательского состава школы.
Профессиональное становление молодых (начинающих) преподавателей.
Повышение качества проведения занятий в результате модернизации и развитии учебно-методической базы школы в соответствии с содержанием учебных классов и программ, задачами по внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий.
В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
- подбор и расстановка кадров
- работа с молодыми специалистами
- работа с методическими объединениями
- повышение уровня профессиональной подготовки учителей.
Формами методической работы являются:
- педагогические чтения
- семинары-практикумы
- научно-практические конференции
- презентации
- диагностирование
- наставничество
- самостоятельная работа учителя
- открытый урок
- педагогический совет
- тематические семинары методических объединений
- обзор научной, педагогической литературы
- методическая неделя
В 2005/06 учебном году в педагогический состав средней школы входило 24 человека. Методическое объединение учителей русского языка и литературы – 3 человека, методическое объединение учителей начальных классов – 5 человек, методическое объединение учителей математики и информатики – 4 человека.
Сравнительная таблица квалификационных категорий за 2005/06 уч. год.
Кв.категория, разряд | Начало года | Конец года |
Высшая квал.категория | 1 | 1 |
1 квалиф. категория | 4 | 6 |
П квал. категория | 6 | 10 |
Из таблицы видно, что в этом учебном году отслеживается положительная динамика профессионального роста учителей.
Анализ педагогического состава по педагогическому стажу:
От 2 до 5 лет – 4 человека (17%)
От 5 до 15 лет – 5 человек (21 %)
От 15 до 20 лет – 6 человек (24%)
Свыше 20 лет – 9 человек (37 %)
Курсовую подготовку в текущем учебном году на базе районного методического кабинета , института повышения и переподготовки кадров прошли:
Учитель начальных классов – …….. (П категория)
Учитель биологии – ………..(1 категория)
Учитель географии – ……….(П категория)
Учитель информатики –…………... (П категория)
Воспитатель ГПД -…………..(2 категория)
Высшей формой коллективной методической работы остается педагогический совет. В 2005/06 учебном году прошли три тематических педсовета:
- “Проектирование и прогнозирование развития школы”
- “Классный час в системе личностно-ориентированного воспитания”
- “Информационные технологии для решения профессиональных задач учителя”.
При проведении педагогического совета № 1 учителя познакомились с историей профилизации в России и за рубежом, с положением молодежи на рынке труда. Помогут ли элективные курсы в организации профильной подготовки (дискуссия). Педагогический совет заканчивался презентацией элективных курсов (“Вездесущая химия”, “Как выступать перед публикой”) учителем Чернышовой А.А., Гущиной Л.Н. и учащиеся защитили свои рефераты и проектные работы.
В интересной форме прошел педсовет “Информационные технологии для решения профессиональных задач учителя” (педсовет – проект) где педагогический коллектив познакомился с основными тенденциями в мировой педагогической практике в мире информационных технологий; с возможностями использования мультимедийных технологий учителем, проект в системе уроков; об информационной безопасности учителя и ученика.
Представлены учителями проектные работы:
- “Ремонт в доме глазами химика”
- “Косметика и химия”
- “Здоровые волосы с точки зрения химии”
- “Искусственная пища. За и против”
- “Право Древней Руси”
- “Мультимедийная презентация”
- “Уникальная природа нашего края” - разработанная учащимися 8 класса
Приурочена методической теме школы и методическая неделя “Использование мотивирующих способов организации, контроля и оценивания знаний учащихся”, где коллеги провели ряд открытых уроков.
- 2 класс: математика, урок-путешествие “Квадрат”
- 3 класс: русский язык, урок-путешествие “Написание слов с твердыми знаками”
- 4 класс: математика, технология
- 5 класс: физическая культура “Обучение специально-беговым упражнениям. Прыжок в длину с места”
- 7 класс: география,”Урок-ярмарка”
- 8 класс: ОБЖ ,урок-практикум “Деятельность при чрезвычайных ситуациях на воде”
- 9 класс: МХК, “Времен связующая нить”
Проведен семинар-практикум “Может ли школьная оценка быть справедливой”,
Учителем биологии обобщен опыт на районном уровне по проблеме “Личностно-ориентированное обучение в преподавании биологии”, выступала с докладом на районном МО “Домашнее задание как стимул повышения интереса учащихся к биологии”. На базе школы прошел районный семинар учителей химии и биологии по проблеме “Обучение химии и биологии на основе межпредметной интеграции”, где был представлен мультимедийный интегрированный урок “Кровь надо знать, совсем особый сок”, учителями химии и биологии. Учитель русского языка и литературы принимала участие во Всероссийском конкурсе в рамках национального проекта “Образование” за значительный вклад в образование.
Учителями начальных классов, химии, истории, биологии посещены областные педагогические чтения; Проведены открытые уроки учителями, которые старались показать такую организацию урока, которая обеспечивала не только усвоение учебного материала всеми учащимися на уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность. Они способствуют умственному развитию, создают в классе атмосферу заинтересованности к изучаемому материалу, достигают поставленной цели. Уроки учителя начальных классов проходят на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъеме, умело принимает методы самоорганизации познавательной работы обучающихся, поощряет инициативу обучающихся, создает благоприятные условия для эмоциональной открытости.
Уроки географии идут в оптимальном темпе, разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы, ученики готовы к проблемным ситуациям, охотно вступают в диалог, свободно владеют материалом урока.
На уроках иностранного языка (немецкий) свободно владеют материалом, речь выступает как одно из организующих начал продуктивного урока, что было видно при выступлении учащихся 4 класса в театрализованном представлении по сказке Ш.Перро “Красная шапочка”, где учащиеся продемонстрировали прекрасное владение иностранным языком, яркой монологической речью, выразительностью. Речевая деятельность школьников постоянно управляется и направляется учителем.
Уроки информатики имеют практическую направленность, нужно обратить внимание на теоретическую базу знаний учащихся, на определение цели урока, не всегда отслеживается содержательная логика урока, учитель не ставит перед собой и перед учащимися воспитывающих целей.
Хочется отметить творческую познавательную деятельность воспитателя группы продленного дня.На своих занятиях у учащихся вырабатывается познавательная активность, обучающиеся принимают творческие и проблемные ситуации, что свидетельствует о степени доверия между воспитателем и воспитанниками, Вера Александровна поощряет инициативу учащихся, создает условия для эмоциональной открытости, доверия. Воспитатель и учащиеся совместно создают возможности для самореализации личности.
Учитель русского языка и литературы заслуживает внимания разработкой календарно - тематического планирования, где присутствуют различные типы уроков: урок-практикум, урок-консультация, урок-семинар, кино-урок, урок-защита литературной газеты, уроки с использованием тестовой технологии.
На совещаниях проведены обзоры научно-педагогической литературы, психолого-педагогической литературы. Пополнился библиотечный фонд периодическими изданиями
В основу внутришкольного контроля школы закладывается педагогический анализ результатов труда учителя и состояние учебно-воспитательного процесса.
Цели: достижение соответствия функционирования и развития педагогического процесса в школе требованиям государственного стандарта образования, дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе требованиям государственного стандарта образования, дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, состояния здоровья в школе.
Задачи:
- периодическая проверка выполнения требований государственных программ по предмету.
- формирование у учащихся ответственного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками.
- оказание помощи учителям в учебно-воспитательной работе и совершенствование ими педагогического мастерства
- изучение опыта работы учителей
- совершенствование системы контроля за состоянием и ведением школьной документации.
Осуществление контроля велось по следующим направлениям:
- состояние знаний, умений и навыков учащихся,
- ведение школьной документации
- выполнение всеобуча
- состояние преподавания учебных предметов
- работа по подготовке к государственной (итоговой) аттестации
Основные направления посещений и контроля уроков:
- профессиональная компетентность молодых специалистов
- методическая грамотность учителей, работающих в 5 классе
- создание условий для самовыражения личности и ее познавательной активности
- освоение стандартов начального общего образования
- индивидуальная работа с детьми по подготовке к экзаменам
- активизация познавательной деятельности на уроках русского языка, математики в 5-6 классах
- использование современных информационных технологий в процессе обучения.
Посещенные уроки показали, что:
- учителя ставят цели развития личностных качеств учащихся на уроке: речь, воля, нравственность, коммуникативность
- учителя уверенно, профессионально владеют учебным материалом
- используют динамические дидактические материалы (аудио, видео, компьютерные) – видео-уроки, использует электронные учебники)
Серьезное внимание нужно уделить организации урока, его целям учителю музыки.; поощрять индивидуальные достижения учащихся, развивать коммуникативные качества учащихся учителю начальных классов, преподавателю ОБЖ обратить внимание на проверку домашнего задания, применять различные виды работ при опросе, проводить дифференцированную работу при закреплении темы.
Контроль за школьной документацией осуществлялся не реже одного раза в месяц со следующими методическими целями:
- правильность оформления журнала
- соблюдение единого орфографического режима
- объективное выставление оценок
- выполнение государственных программ
Выявить:
А) систему работы учителя по опросу учащихся
Б) систему работы учителя с неуспевающими учащимися
В) систему работы учителя с обучающимися, имеющими высокую и повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности
Наиболее распространенными нарушениями, отличаемым в ведении школьных журналов является следующее:
- недостаточная периодичность устных опросов учащихся ведет к малой накопляемости отметок, при этом четвертная оценка иногда выставляется на основании только одной отметки
- в журналах не фиксируется повторение на уроке учебного материала (в начале учебного года, повторение к промежуточной и итоговой аттестации
- в журнале не всегда отмечается домашнее задание
- редко организуются лекционно-семинарные задания по ОБЖ, информатике, химии, обществознанию (в 8-9 классах), биологии
- в журнале присутствуют выставленные карандашом оценки.
Хочется отметить положительную работу со школьной документацией у учителя русского языка и литературы Гущиной Л.Н., Шишкиной Н.А., Мусиной С.М., Утегалиевой С.С., Иржигитовой А.А. по своевременному и аккуратному заполнению и выставлению оценок, по выполнению программ.
В текущем учебном году проверялись дневники учащихся 3, 5, 6, 9 классов с целью: выполнение требований к ведению документации, своевременность выставления отметок учителями и проверка дневников классными руководителями и родителями.
Анализ работы учителей с дневниками обучающихся показал положительную динамику по сравнению с прошлым годом. В ряде дневников учащихся 5, 7, 10, 11 классов отсутствуют записи домашнего задания, не всегда отслеживается подпись родителей в течение 1 месяца, даже четверти. До сих пор не отработан навык правильного грамотного оформления первых страниц дневника (личные данные, Ф.И.О. преподавателей).